Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бондаренко Ирина Васильевна

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3класс

 УМК: «Школа России» Образовательная система Школа России,(В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык 3 класс, 1 часть, М «Просвещение» 2016 г,)

Тип урока: урок решения частных задач

Тема: Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.  Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся должны уметь определять, где находится орфограмма;
- запомнить написание некоторых приставок и суффиксов;
- уметь проверять орфограммы по словарю;
- усвоить алгоритм написания суффиксов -ик, -ек.
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану; оценивают правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; учатся классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Коммуникативные: учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Личностные: имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе; проявляют самоорганизованность,  самодисциплинированность, самоконтроль.

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом открыть для себя новые знания.

III. Чистописание.

Составьте из данных слов предложение: 

Морозище, ударил середина, в, декабрь

- Это предложение? Докажите.

-Что необходимо помнить, составляя предложение? (Подобрать слова по смыслу, изменить окончания слов)

 В середине декабря ударил морозище.

-Каким был мороз? Как поняли? (Суффикс  -ищ-)

- Что такое окончание?

- Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания.

- Дайте характеристику предложения.

- Выделите в предложении основу: подлежащее и сказуемое, второстепенные члены, составьте схему и выпишите словосочетания.

Словарная работа:

- Какие слова из словаря вам встретилось в предложении?

III. Самоопределение к деятельности

-Прочитайте слова:

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

-Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)

-В каких частях слова могут быть орфограммы?

-Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)

-А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)

Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

1.Наблюдения над ролью приставок в словах

Прочитайте текст.

   Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.

-Есть ли среди слов однокоренные?  Какой частью речи они являются?

-Выпишите из текста глаголы. Выделите в них корень.

При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)

2.-Какая ещё часть речи служит для образования новых слов?

- Вспомните, на прошлом уроке (Открывается предложение)

    Мы отыскали секретик  и замочек на ларчике открыли.

- Почему же мы в одних словах пишем  - ик- , а в других пишем -ек-?( Было слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.)

- Достаточно ли наших знаний, чтобы объяснить

Попытайтесь сформулировать тему урока и предположить чему мы должны научиться?

-Верно, сегодня на уроке будем продолжать учиться правильно писать суффиксы –ик- и –ек- в именах существительных.

- Определим, сумеете ли вы воспользоваться умением правильно выбирать суффикс для имени существительного.

 3.. Работа по учебнику

Найдите упр. 243на стр.125. Прочитайте. Как вы поняли задание? 

-Что может помочь в выполнении этого задания?

Работа в паре. Проверка по цепочке.

-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?

 Слайд  Алгоритм
1.Изменить форму слова.
2.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,
Если гласный сохраняется пиши –ИК-.

3.Чтоб ошибок избежать будем зоркость развивать.

И проверить сможешь сам свое внимание к словам.

    Один ученик предложил такую проверку для слова птенчик
На доске: птенчик – птенцы
- Согласны ли вы с ним? Почему?  

4.Редактирование слов. 

–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно. На доске:

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.    

 Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

– Каким правилом следует руководствоваться при написании приставок и суффиксов?

VI Рефлексия.

- Спишите, дополните подходящими по смыслу приставками. (Слайд)

…летел ураган, …бежал первым, …шёл в дом, …ехал из города, …копал яму, …вязала варежки, …шёл друга.

       Самопроверка. (Слайд )

 - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замоч…к, ключ…к, платоч…к, списоч…к, листоч…к. (Слайд )

      Самопроверка. (Слайд )

- Как правильно обозначить безударный гласный в приставке?

- Когда в слове пишется суффикс –ек, а когда  –ик?

VII-Чему научились на уроке?

-Дополните предложения: Я  теперь знаю… .

Я теперь умею… .

Мне было трудно. но я понял… .

-Для чего нам это необходимо правильно писать суффиксы –ик-, -ек?

Обобщение

-Верно,  мы учимся быть грамотными. Ведь грамотность - показатель культуры человека. Значит, на уроках русского языка мы учимся быть грамотными и  культурными. 

Домашнее задание

Упр. 244


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".

Цели урока: 1.Закрепить навык  разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...

конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксо -ек и -ик"

Конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в рамках научно-практического семинара «Использование технологии проектирования В.М. Монахова»Цели урока:-сформировать практический навык право...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание существительных с суффиксом ИЩ"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание существительных с суффиксом ИЩЦель урока: научиться правильно, писать слова с суффиксом ИЩ; умение определять состав слова, обращаясь к словообр...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих.Цель урока: организовать работу по знакомству с правилом написания суффикса – ок- в сл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...