Защита проекта "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Смаракова Елена Александровна

Сценарий защиты проекта "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Защита проекта

«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

4 класс ( предмет – русский язык)

Слайд 1

Здравствуйте! Меня зовут Валерия Смагина.Я рада и счастлива представить вам проект «Имена прилагательные в  «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.  Работали мы над проектом коллективно.

Слайд 2

Свое выступление я хотела бы начать со слов Льва Николаевича Толстого «Русский  язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал   русского  языка». 

Слайд 3

Нами была поставлена цель: Найти  в  тексте   «Сказка о рыбаке и рыбке» имена  прилагательные,  определить, какую роль имена прилагательные играют в сказке .

Слайд 4

Чтобы достигнуть цели , мы решали следующие задачи:

  •  Научиться  работать  с  текстом. 
  • Найти имена прилагательные , которые  употреблены  вместе  с   именами  существительными.
  • Определить какие прилагательные употреблены в  переносном   значении .
  •   Подобрать  синонимы  и  антонимы.
  •  Найти имена прилагательные, употреблённые  в  переносном   значении .        
  • Установить значение устаревших слов.

Слайд 5

Данный проект актуален для нас тем, что  мы, современные школьники, чтению художественных произведений, отводим совсем немного времени. А ведь так поступать нельзя! Мы с вами русские люди. Поэтому мы должны любить и уважать свой русский язык. Заботиться о том. чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих. Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений – классиков и расширять знания о языке. На примере произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка. Живописно описывает картины природы, выразительно передаёт характеры людей. А потом сделать соответствующие выводы о необходимости и потребности в чтении.

Слайд 6

Новизна проекта для нас заключалась в том, что:

  • мы работали с  авторским текстом;  
  • логически мысли ;  
  • по- другому  смотрели на  литературное  произведение.

Слайд 7

Составили план работы и приступили к его выполнению:

  1. Перечитали  сказку  А.С.Пушкина.
  2. Нашли  имена  существительные,  употреблённые  с                  именами  прилагательными.
  3. Подбирали  имя  прилагательное  к  имени  существительному.
  4. Записывали  составленные  словосочетания.
  5. Записывали  имена  прилагательные,  употреблённые  в  переносном  значении.
  6. Записывали  устаревшие  формы  слов.
  7. Выбрали и  записали имена  прилагательные,  к  которым  можно  подобрать  синонимы  и  антонимы.
  8. Проиллюстрировали словосочетания существительное + прилагательное.
  9. Сделали  вывод.
  10. Защитили проект в классе.

Слайд 8

Прочитав сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», мы обратили внимание на прилагательные, которые использует автор в сказке. Эти прилагательные мы выписали в сочетании с существительными. Получились такие словосочетания: Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос и другие.

Слайд 9

В своей сказке А.С.Пушкин употребляет прилагательные в переносном значении: сердитые волны, чёрная буря прямой простофиля золотая рыбка.

Слайд 10

Слайд 11

В ходе чтения сказки нами были выделены формы устаревших слов их значении мы определяли с помощью «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля : чупрун- прядь волос, спадающая на лоб;  Кичка- старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями. Землянка- крытое углубление в земле, вырытое для жилья. Очи - это глаза. Корыто - продолговатый сосуд выдолбленный из широкого бревна, для стирки белья и других домашних надобностей. Душегрейка- короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Её носили женщины в холодную погоду. Палаты - жилое помещение, высокое, большое, богато украшенное

Слайд 12

К отдельным прилагательным из сказки можно подобрать: Синонимы: заморская –- иностранная ,ласковое – хорошее, ветхая - старая ,разбитое-сломанное.

Слайд 13

Особенно нам понравилась работа по поиску антонимов: например, антоним к слову- ветхая – новая , разбитое - целое, чёрная– белая ,сердитые– добрые грозная– миролюбивая, старый– молодой ,ласковое– грубое, великое  – малое.

Слайд 14

Следующим шагом в нашей работе было творческое задание- нужно было проиллюстрировать словосочетание прилагательное  + существительное, результата этой деятельности вы видите на доске.

Слайд 15

В заключении своей работы мы пришли к следующим выводам :нам было очень интересно работать с текстом сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор в своём произведении позволяет нам увидеть красоту русского языка, используя в нём много интересных устаревших слов (о значении которых мы раньше и не задумывались), чтобы красочно описать происходящие действия. Имена прилагательные в этой сказке помогают раскрыть смысл сказки, характер героев и другое. Например используя разнообразные имена прилагательные, он живописно описывает картины природы: неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее море. Также имена прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев, характеры людей: Старуха вздурилась, сварливая баба- говорит он о жадной бабе, А старик у него добрый и уважительный, он с поклоном, уважительно обращается к рыбке: «Смилуйся, государыня рыбка!» 

Слайд 16

Сказка  А.С.  Пушкина  проста  по  смыслу,  но  очень  глубока  по  содержанию. То,  что  баба  осталась  в  итоге  у  «разбитого  корыта»,  говорит  о  том,  что  нельзя  быть  таким  жадным. Есть  даже  поговорка  «Остаться  у  разбитого  корыта»,  что  означает  остаться  ни  с  чем.  

Слайд 17

При выполнении проекта мы пользовались: интернет ресурсами, «Толковым словарем живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля и текстом сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Слайд 18

Спасибо всем за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина"

Материал представляет собой один из вариантов работы по теме проекта и включает презентацию и индивидуальные карточки....

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Проект по русскому языку "Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина"...

Проект на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

Проект на тему:« Имена прилагательные в«Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»...

Проект: «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Проект: «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Предмет: русский язык (литературное чтение)Тип задачи: конкретно-практическая; межпредметная;Тип проекта:...

Род и число имен прилагательных "Сказка о рыбаке и рыбке"

Образовательные: закрепление знаний об имени прилагательном.Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в группах,  умения слушать собеседника, владеть способами со...