конспект урока "Заглавная буква в названиях рек и морей"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Иванова Галина Николаевна

Конспект урока "Заглавная буква в названиях рек и морей" предназначен для 2 класса. Тип урока: урок развития умений.

 

Цель как деятельность учеников:

- метапредметная: овладевать знаниями о мире, странах, реках, морях; уметь вычитывать информацию из разных источников: карты, схемы, переводить её в словесную форму;

- линии развития: развивать умения писать заглавную букву в названиях гидронимов: рек, морей, озёр, океанов; развивать чувство языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1»

муниципального образования – городской округ город Касимов

Конспект  

открытого урока

  русского  языка

 во 2 классе.

(Образовательная  система «Школа 2100»)

Разработала

 учитель  начальных  классов

 первой  квалификационной категории

Иванова Галина Николаевна

город  Касимов  2014 год

Тема: Заглавная  буква в названиях рек и морей.

Тип урока: урок развития умений.

Цель как деятельность учеников:

- метапредметная: овладевать знаниями о мире, странах, реках, морях; уметь вычитывать информацию из разных источников: карты, схемы, переводить её в словесную форму;

- линии развития: развивать умения писать заглавную букву в названиях гидронимов: рек, морей, озёр, океанов; развивать чувство языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями.

Задачи урока:

- обучающие: углубить знания об именах собственных, закрепить знания о правописании заглавной буквы;

- развивающие: развивать аналитическое мышление, память, формировать орфографический навык, расширять кругозор обучающихся;

- воспитывающие:  воспитывать познавательный интерес, любовь к родному краю.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, создание        проблемной ситуации.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска с подготовленными страницами, планшеты «Обучающий калейдоскоп»,  индивидуальные физические карты России.  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап 1. Оргмомент (эмоциональный настрой детей на работу)

Формируемые УУД: личностные (мотивация учебной деятельности).

- Мы начинаем урок русского языка.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

- Чтобы узнать что-то новое, нужно быть внимательным, уметь слушать и слышать.

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Формируемые УУД: личностные (осознание своих возможностей), коммуникативные (умение слушать, обосновывать своё мнение), познавательные (умение строить речевое высказывание).

Задачи этапа:

-  актуализация изученных способов действий, достаточных для развития умений, их вербальная, знаковая фиксация и обобщение;

- актуализация мыслительных и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

- мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;

- фиксация обучающимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

1.Словарная работа.

Игра «Рассыпанные  слова».

2. Чистописание.

На интерактивной доске появляется изображение города Касимова

 

3. Пробное действие.

Слайд с изображением реки Оки.

На доске рассыпаны слоги:

со   ро   ко   ка   ва  ро  

 со   ка   ба   на  ро  во

- На доске все слоги рассыпались. Нужно соединить слоги так, чтобы получились слова с непроверяемой безударной гласной.

- С какой буквы напишите эти слова?

- Почему?

- Придумайте клички этим животным.

- Как надо писать клички животных?

На доске прописаны строчные буквы г, р, п.

- Какие буквы прописаны?

- Что общего у этих букв?

- Напишите эти буквы на строчке, подчеркните лучшую.

- Соедините каждую букву с буквой о. Запишите слоги по 1 разу.

- Какое слово можно составить из первых двух слогов, добавив к ним букву «д»?

- Запишите на следующей строчке слово «город» со строчной буквы, подчеркните «опасные» места, поставьте ударение (я пишу на доске).

- На какой слог падает ударение в слове город?

- Какие опасные места вы подчеркнули?

- Как называется город, в котором мы с вами живём?

- С какой буквы надо писать это слово и почему?

- Запишите после слова город слово Касимов, подчеркните заглавную букву.

- Знаете ли вы, кто является основателем нашего города?

- Как напишите эти слова и почему?

- О чём сегодня на уроке мы будем говорить?

- На какой реке стоит наш город?

- Запишите в тетрадях на новой строке река Ока.

- Поднимите руку, кто слово Ока написал с маленькой буквы.

- Поднимите руку, кто слово Ока написал с заглавной буквы.

Дети по очереди выходят к доске и составляют слова:

собака, корова, сорока, ворона.

- Эти слова надо писать со  строчной буквы.

- Потому что это имена нарицательные.

Дети отвечают устно.

- Клички животных пишутся с заглавной буквы.

 

- гэ, эр, пэ

- Они обозначают согласные звуки, у них общие элементы.

Дети пишут буквы по одному разу

Дети пишут слоги: го  ро  по

- Можно составить слово «город».

Дети пишут: город

- Ударение в слове город падает на первый слог го-.

- Буква о во втором слоге, проверочное слово – иногородний, буква д – парный согласный, проверочное слово – города.

- Касимов

- Слово Касимов пишется с заглавной буквы, потому что названия городов и сёл пишутся с заглавной буквы, так как это имена собственные.

Дети пишут: Касимов

- Основателем нашего города является князь Юрий Долгорукий.

- Слова Юрий Долгорукий пишутся с заглавной буквы, потому что имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы, так как это имена собственные.

- Мы будем говорить об именах собственных.

- Наш город стоит на реке Оке.

Дети пишут.

Этап 3. Фиксация затруднения.

Формируемые УУД:

 Личностные (осознание своих возможностей).

Задачи этапа:

- зафиксировать место затруднения;

- соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения

- Кто прав? Что у нас возникло?

- В чём оно?

- У нас возникло затруднение.

- Мы не знаем, как правильно написать слово Ока (или: мы знаем, как правильно написать, но не можем обосновать).

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Формируемые УУД: познавательные (самостоятельное формулирование цели), регулятивные (способность принимать цель, планировать свою деятельность).

Задачи этапа:

- построить проект выхода из затруднения.

1.Формулирование темы урока.

Тему урока пишу на обычной доске.

2.Постановка целей урока.

Составление плана действий.

План фиксирую на доске после темы урока.

Физкультминутка.

- Давайте разбираться. У людей есть имена, которые пишутся…

- У животных есть клички, которые пишутся…

- У сёл, городов есть названия, которые пишутся…

- У рек есть названия, которые пишутся…

- Какая тема нашего урока?

- Какие водные объекты вы знаете кроме рек?

- Сформулируйте тему урока полностью.

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Мы сейчас с вами определили цель урока. Что нам следует сделать далее?

- Что мы сделаем в первую очередь? (Далее? Затем?)

Дети договаривают хором:

- с заглавной буквы.

- с заглавной буквы.

- с заглавной буквы

- с заглавной буквы.

- Заглавная буква в названии рек.

- Озёра, моря, океаны, ручьи.

- Заглавная буква в названии рек, озёр, морей, океанов.

 - Мы будем учиться писать с заглавной буквы названия рек, озёр, морей, океанов.

- Нам надо составить план действий.

Дети совместно с учителем составляют план действий:

1. Сравнение своего вывода с авторским.

2. Выполнение тренировочных упражнений.

3. Самостоятельная работа.

4. Оценивание своего результата.

Этап 5. Реализация построенного проекта.

Формируемые УУД: познавательные (подведение под понятия), регулятивные (умение действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности), коммуникативные (эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества).

Задачи этапа:

- организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

- организовать фиксацию нового знания во внешней речи.

1. Работа с учебником.

2. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Гимнастика для глаз.

На доске появляется слайд с названиями рек, расположенными в алфавитном порядке.

Слайд:

  аспийское    оре

- Мы с вами пришли к общему мнению, что названия рек, морей, океанов пишутся с заглавной буквы. Что мы теперь должны сделать?

- Откройте учебники на стр. 109, прочитайте правило.

- Что мы должны сделать теперь?

- В нашей огромной стране много красивых рек. У вас на столах лежит карта России. Вам предстоит работа в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

- Каждая пара должна выписать названия рек России в алфавитном порядке. О чём должны при этом помнить?

- Пара которая будет готова, соберёт «домик».

По мере выполнения задания прохожу по рядам, проверяю работы.

- Как вы можете проверить свою работу?

Слайд:

Амур, Волга, Енисей, Кама, Лена, Обь.

- У кого нет ошибок, постройте «домик».

- Постройте «домик», кто допустил 1 ошибку (2 ошибки, 3 ошибки).

- В чём ваше затруднение?

- Кто знает, притоком какой реки является река Ока?

- В какое море впадает река Волга?

- Какие буквы необходимо вставить?

- Запишите с красной строки в тетрадь, подчеркните изучаемую орфограмму.

- Между прочим, говорят,

Что цветные есть моря.

Сможешь быстро, без совета,

Отгадать четыре цвета.

- Почему так называют моря?

(рассказываю о морях по порядку записи и демонстрирую фото на слайдах)

- Мы должны сравнить свой вывод с авторским, прочитать правило в учебнике.

Дети открывают учебник на стр. 109, читают правило, делают вывод, что их мнение совпадает с авторским.

- Нам надо потренироваться.

Дети по очереди перечисляют правила работы в паре:

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Если не понял – переспроси.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

- Названия рек пишем с заглавной буквы, потому что это имена собственные.

Дети работают. Кто выполнил задание, собирают «домик» (берутся за руки и поднимают их вверх).

- Работу можно проверить по эталону (образцу).

Дети проверяют работу по образцу.

Варианты ответов:

- Мы не знаем порядок букв в алфавите, нам надо над этим поработать.

- Нам надо потренироваться в написании названий водных объектов.

- Ока – приток реки Волги.

- Волга впадает в Каспийское море.

- Каспийское надо писать с заглавной буквы, так как это название моря, а слово море - - со строчной буквы – это имя нарицательное.

Дети пишут: Каспийское море.

Дети называют моря: Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое; записывают в тетради и у доски, подчёркивают орфограмму.

Информация о морях:

Чёрное море. Находится на западе страны, в переводе обозначает грязное, тёмное, непрозрачное, опасное. Когда шторм, то море от неба кажется тёмным, хотя вода во всех морях одного цвета. Что касается потемнения воды во время шторма, то это свойственно всем морям, а не только Чёрному.

Белое море. Находится на севере, большая часть его покрыта льдом и снегом, так как относится к Северному Ледовитому океану.

Красное море. Внутреннее море Индийского океана, расположенное между Аравийским полуостровом и Африкой. Там растут красные кораллы, красные водоросли. Кстати, оно самое солёное и самое тёплое.

Жёлтое море. Полузамкнутое окраинное море, названо оно по жёлтому цвету воды, вызванному наносами рек Китая и пылью, приносимой ветром. Жёлтое море и правда жёлтое, но не повсюду, а лишь там, где в него впадает широкая река Хуанхэ. Жёлтая река Хуанхэ выносит в море столько мути, что море на десятки километров становится мутновато-жёлтым.

Слайд:

   ихий     кеан

  еверный    едовитый             .  кеан

   ндийский    кеан

   тлантический  кеан

- Мы тренировались писать названия морей, какой вывод можем сделать?

- Эти суперводоёмы

Все на глобусе найдём мы,

Потому что в целом мире

Их немного – их четыре.

- Назовите самый большой океан.

- Какой океан самый холодный?

- Назовите третий по размеру океан Земли.

- Какой океан не назвали?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Названия морей пишутся с заглавной буквы, потому что это имена собственные

- Это океаны.

- Самый большой океан  - Тихий  

- Северный Ледовитый.

- Индийский океан.

- Атлантический.  

По ходу ответов дети выходят к доске и вставляют пропущенные буквы.

- Названия океанов пишутся с заглавной буквы, потому что это имена собственные.

Этап 6. Самостоятельная работа.

Формируемые УУД: коммуникативные (умение договариваться, находить общее решение), регулятивные (преодоление импульсивности, непроизвольности), личностные (интерес к способу решения), познавательные (контроль и оценка результатов деятельности).

Задачи этапа:

- проверить умение проверять новое правило;

- организовать работу в группе.

- Мы с вами тренировались в правильном написании водных объектов. Как нам надо работать дальше согласно плану?

- Работать вы будете в группах на планшетах. Давайте повторим правила работы в группе.

- Первый ряд – ответственный – Глеб.

- Второй ряд – ответственный – Егор Кияев.

- Третий ряд – ответственный Ярослав.

- На карточках у вас написаны слова без первой буквы. Вам надо выбрать, какую букву вы вставите: строчную или заглавную. Как только группа выполнит задание, все должны сесть на место; планшет оставляете у ответственного.

Контролирую работу групп.

- Мы должны выполнить самостоятельную работу.

Дети по очереди перечисляют правила работы в группе:

1. Работать должен каждый на общий результат.

2. Один говорит, другие слушают.

3. Если не понял – переспроси.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. В группе должен быть ответственный.

После  объяснения задания дети подходят к парте ответственного.

Дети работают.

После того как группы будут готовы, ответственные выходят к доске и демонстрируют планшеты. Если допущены ошибки, то ведётся работа по их исправлению с комментированием.

Этап 7. Включение нового знания в систему знаний.

Формируемые УУД:   регулятивные (адекватное самооценивание).  

Задачи этапа:

- выявить границы применимости нового знания.

Слайд

- На каких уроках мы можем встретиться с именами собственными?

- Необходимо ли знать правило их написания?

-Зачем?

- Проверим, как вы умеете применять правило на практике. Возьмите карточку на столе, прочитайте и впишите в неё правильно географические названия.

- Проверьте свою работу по эталону. Если вы справились с работой, поставьте себе в окошко «+», если возникли затруднения – «?».

- На уроках окружающего мира, математики, литературного чтения.

- Да.

- Чтобы грамотно писать.

Дети работают по карточке:

Я живу в городе  …………….. Он стоит на берегу реки …… Она впадает в реку ………… А ……… впадает в …………. море. Я мечтаю побывать на берегах озера ……………….             

Этап 8. Рефлексия.

Формируемые УУД:   коммуникативные (рефлексия своих действий), регулятивные (умение адекватно воспринимать оценки и отметки), личностные( чувство необходимости учения)

.

Задачи этапа:

- зафиксировать новое содержание изученное на уроке;

- провести рефлексивный анализ учебной деятельности;

- оценить собственную успешность на уроке;

- обсудить домашнее задание.

Лесенка успеха.

- Какую цель мы перед собой ставили в начале урока?

- Как вы думаете, удалось нам это?

-  Докажите.

-- Где вы можете ещё потренироваться?

- А почему Ока так называется, знаете?

- У российских рек очень интересные названия. Кто хочет, может в выходные найти информацию о том, почему реки именно так называются. Потом поделитесь снами этими сведениями.

- А теперь оценим себя на лесенке успеха.

- Кто научился писать названия рек, озёр, морей, океанов с заглавной буквы, тот поставит свой магнит на четвёртую ступеньку.

- Кто допускает 1- 2 ошибки – на третью, 3 ошибки – на вторую. Кто не запомнил правило и надо потренироваться – на первую.

- Молодцы. Спасибо за урок. Урок окончен.

- Научиться писать с заглавной буквы названия рек, озёр, морей, океанов.

- Да.

- Мы составили план, потренировались, потом выполнили самостоятельную работу и оценили свой результат.  

- Дома.

- Нет.

Дети выходят по рядам.

Если на уроке останется время, можно выполнить работу над словом по алгоритму (мини-проект).

Алгоритм выводится на интерактивную доску, работают фронтально на обычной доске, записывая в тетрадь.

1. Запиши слово, поставь ударение, подчеркни «опасные» места.

1. Океа́н.

2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

2. 5 букв, 5 звуков, 3 слога.

3. Найди верное лексическое значение слова (работай с толковым словарём).

3. Весь водный покров Земли или его часть между материками.

4. Подбери родственные слова.

4. Океанический, океанский, океанология, океанавт.

5. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета, не забудь правильно задать вопрос.

5. Океан (что делает?) шумит, волнуется, бушует, расстилается.

6. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета, не забудь правильно задать вопрос.

6. Океан (какой?) огромный, красивый, тихий, спокойный, голубой, глубокий.

7. Подбери к слову имя собственное, если это возможно.

7. океан Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.

8. Составь предложение со словом.

8. Я купался в Индийском океане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству "Заглавная буква в названиях населённых пунктах. Чудеса народных промыслов"

Интегрированный урок для 1 класса по русскому языку и изобразительному искусству. Содержит визитную карточку урока, самоанализ....

Большая буква в названии рек и морей.

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира знакомит детей с названиями рек и морей России, учит их правильно писать....

Литературное чтение 1 класс "Букварь" Р.Н.Бунеев. "История названия городов. Заглавная буква в название городов".

Данный урок - проект помогает детям самим , основываясь на своих знаниях, опыта из жизни, умении извлекать информацию из учебника ответить на главный вопрос  урока : как появляются названия город...

Конспект урока на тему "Большая буква в названии рек и морей"

Конспект урока на тему "Большая буква в названии рек и морей"...

Урок письма и развития речи 4 класса по теме "Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей" -урок третий

На данном уроке формируются ключевые компетентности учащихся с ОВЗ как основа успешной социализации их в обществе на основе изучения конкретной темы по письму и развитию речи....