Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Кауфман Татьяна Александровна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа 21 века". Пояснительная записка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn.zap_._rus._yaz._3_kl._2017_g.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной  Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю. в рамках проекта «Начальная школа ХХI века» (научный руководитель Виноградова Н.Ф).

Рабочая программа «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются: 

ознакомление учащихся  с основными положениями науки о языке;

формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Программа «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Систематический курс русского язык представлен в начальной школе как как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления, решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Объем программы:

В третьем классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Русский язык» отводится 170 часов (5 часов в неделю).

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

  1. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / С. В. Иванов [и др.].  – М.: Вентана-Граф, 2016.
  2. Пишем грамотно: Кузнецова М. И. 3 класс: рабочие тетради № 1, 2 для учащихся / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2016.
  3. Учусь писать без ошибок: Кузнецова М.И. 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2016.
  4. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. Романова В.Ю., Петленко Л.В. М., под редакцией Иванова С. В. Вентана-Граф, 2012. (Оценка знаний).
  5. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 3 класс. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. Вентана-Граф, 2016.

Учебно-тематический план

№п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Фонетика. Повторение изученного в 1и 2 классах на основе введения фонетического анализа слова

3

2

Состав слова. Повторение изученного в 1и 2 классах на основе введения разбора слова по составу

4

3

Синтаксис

18

4

Морфология

40

5

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

54

6

Развитие речи

35

7

Проверочные и контрольные уроки

1

               ИТОГО

170

        Содержание программы (170 часов)

   Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) 65 ч.

Курсивом обозначены темы для ознакомления, способствующие расширению лингвистического кругозора младших школьников. Материал тем не является обязательным для усвоения (дается учителем с учетом подготовки и темпа работы учеников) и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.

1.Фонетика. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).

2. Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).

3.        Синтаксис (18 ч)

        Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Однородные члены предложения.

4.        Морфология (40 ч)

        Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

        Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.

        Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

        Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

5.        Правописание (формирование навыков грамотного письма) (54 ч)

        Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.

        Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ей,-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний ичк, ечк.

        Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

        Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).

6. Развитие речи (35ч)

                 Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов - повествование, описание, рассуждение – и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

        Создание собственных текстов и редактирование заданных текстов, развитие правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика» изученный во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов,  заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

Слова с непроверяемыми написаниями для изучения в 3 классе.

Аптека, багаж, беседа, библиотека, билет, болото, ботинки, вагон, везде, вкус, вокруг,  впереди, газета, галерея, гигант, горячий, девочка, животное, забота, запад, заря, здесь инженер, интересный, календарь, картофель, кастрюля, когда, комната, конечно, костюм, лагерь, лимон, лучше, магазин, малина, мебель, медленно, метро, минута, морковь, обычный, огород, один, океан, организм, орех, осина, остров, охрана, очень, песок, пирог, помидор, потом, прекрасный, привет, природа, профессия, пшеница, ракета, расстояние, салют, сапог, север, сейчас, счастье, тарелка, территория, трактор, трамвай, учитель, фамилия, человек, шампунь, шелест, шоколад, шофер, яблоко.

        Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:                                                                          

- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить:

- собственные имена существительные;

- личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

- грамматическую основу простого двусоставного предложения;

- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи:

- определять род изменяемых имен существительных;

-устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

- определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;              
- устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами

 в предложении;

- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но,

- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от орфограммы в слове;

- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- составлять план собственного и предложенного текста;

- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

- составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

- приставки, оканчивающиеся на з, с;

- непроверяемые гласные и согласные в корне  слова (словарные слова, определенные программой);

- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

- буквы и, ы после ц в различных частях слов;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

- буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц,

- безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

- проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

- устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

- склонять личные местоимения;

- различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

- находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

- самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

- разбирать по членам простое двусоставное предложение;

- применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

- применять правило правописания суффиксов имен существительных -ок, -ей, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк,

- применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие,

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

- писать подробные изложения;

- создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

        Личностные результаты освоения курса «Русский язык».

У третьеклассника продолжат формироваться:

- осознание языка, как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка, как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты изучения курса  «Русский язык».

У третьеклассника продолжат формироваться:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

умение задавать вопросы.

Предметные результаты изучения курса  «Русский язык».

У третьеклассника продолжат формироваться:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания.

     Объектом оценки предметных результатов служить способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором  фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

     Оценка достижения планируемых результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.

Примерное количество контрольных и проверочных работ в 3 классе.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Диктант

2

2

2

2

8

Словарный диктант

1

1

1

1

4

Списывание

1

1

1

1

4

Тест

2

1

1

-

4

Контрольная работа

2

2

2

2

8

Текущее изложение

1

1

2

Самост. работа по развитю речи

1

1

2

     Каждый вариант контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» состоит из пяти основных заданий. За выполнение этих заданий выставляется отметка. Шестое задание в каждом варианте – дополнительное: выполняется по желанию ученика. Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка.

     При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.

     За выполнение контрольной работы к блоку "Как устроен наш язык" ставятся следующие отметки:

"5" – за безошибочное выполнение всех заданий;

"4" – если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;

"3" – если ученик выполнил не менее 1/2 заданий;

"2" – если ученик не справился с большинством заданий.

     Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих контрольных диктантов.

Тесты оцениваются по следующей системе:

"5" – если ученик набрал 13–14 баллов;

"4" – если ученик набрал 10–12 баллов;

"3" – если ученик набрал 7–9 баллов;

"2" – если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.

     Контрольные работы к блоку "Правописание" – диктанты с орфографическим заданием.

За диктант выставляет одна отметка:

"5" – если в диктанте нет ошибок;

"4" – если в работе допущены 2 ошибки;

"3" – если допущены 4 ошибки;

"2" – если в работе допущено 5 и более ошибок.

Ошибкой считается:

1) нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2) неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные);

3) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;

     Недочетом считается:

1) отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы;

2) отсутствие «красной» строки;

     Орфографическое задание оценивается так:

"5" – за полностью выполненное задание без ошибок;

"4" – за полностью выполненное задание при одной ошибке;

"3" – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;

"2" – за невыполненное задание.

       Списывание служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать все предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика, выбирает один из вариантов, который, по его мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса.

     Оценивание списывания:

"5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

"4" – за работу, в которой допущено 1–2 исправления или 1 ошибка;

"3" – за работу, в которой допущено 2–3 ошибки;

"2" – за работу, в которой допущено 4 и более ошибок.

     Словарный диктант включает не более 12 слов с непроверяемыми написаниями.

 Оценивание словарного диктанта:

"5" – за работу без ошибок;

"4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка;

"3" – за работу, в которой допущено 2 ошибки;

"2" – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

Проверочные работы к урокам блока «Развитие речи» 

Изложение

     Изложения вводятся только со второго полугодия в форме текущего контроля. Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов: правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их сохранение авторских особенностей речи.

    Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

Самостоятельная работа

      Начиная с 3 класса, вводятся творческие самостоятельные работы. Подходы к оцениванию самостоятельных работ и изложений сходны: учитель оценивает одной отметкой (по пятибалльной системе) только объём и правильность выполнения задания.

Комплексная итоговая работа

     В комплексных итоговых работах используются три типа заданий:

• задания с выбором ответа;

• задания с кратким ответом;

• задания с развёрнутым ответом.

     Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий:

«5» - если ученик набрал 15-16 баллов;

«4» - если ученик набрал 12-14 баллов;

«3» - если ученик набрал 8-11 баллов;

«2» - если ученик набрал менее 8 баллов.

     Задания повышенного уровня сложности (помеченные звёздочкой) оцениваются дополнительной положительной отметкой только в том случае, если ученик справился с заданием; орфографические ошибки исправляются, но при выставлении отметки не учитываются.

     Необходимо помнить, что творческая самостоятельная работа в первую очередь направлена на выявление личностных особенностей обучающихся; следовательно, не рекомендуется оценивать творческие работы учеников отметкой с выставлением в журнал, однако целесообразно размещать творческие работы учеников в портфеле индивидуальных достижений (портфолио).

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое оборудование

- алфавит;

- таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

Электронно-программное обеспечение

- компьютер;

- презентационное оборудование;

- выход в Интернет

- набор ЦОР для поддержки работы учителя с классом

- ИКТ на компакт-дисках;

- сайт Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/.

Мониторинг качества освоения программного материала

по русскому языку в третьем классе

Примерный тематический план проведения контрольных работ

1 четверть

Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»

 Контрольные работы к урокам блока «Правописание»

 Контрольные работы к урокам блока «Развитие речи»

Текущая контрольная работа

Фонетический анализ слова, разбор слова по составу

Тест (вариант текущей контрольной работы). Тема теста совпадает с темой текущей контрольной работы.

Итоговая контрольная работа Простое предложение; виды предложений по цели высказывания и по интонации; главные члены предложения

Текущий диктант

Повторение изученных орфограмм

Тест (вариант текущего диктанта). Тема теста совпадает с темой текущего диктанта.

Списывание Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта.

Итоговый диктант

Орфограммы, изученные во 2 классе

Самостоятельная работа

Текст; заголовок текста

II четверть

Текущая контрольная работа

Распространённые и нераспространённые предложения; второстепенные члены предложения. Тест. Тема теста совпадает с темой текущей контрольной работы.

Итоговая контрольная работа за первое полугодие Фонетика; состав слова; синтаксис простого предложения

Текущий диктант

Правописание сложных слов; о и ё после шипящих в корне слова; [ы] после ц.

Списывание. Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта.

Итоговый диктант за первое полугодие

Орфограммы, изученные в первом полугодии

Самостоятельная работа

Текст; последовательность частей текста

III четверть

Текущая контрольная работа

Части речи, род и число имён существительных

Тест. Род, число, падеж, склонение имён существительных

 Итоговая контрольная работа Грамматические признаки имени существительного

Текущий диктант

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имён существительных. Списывание

Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта.

Итоговый диктант Орфограммы, изученные в III четверти

Текущее изложение

IV четверть

Текущая контрольная работа

Имя прилагательное и его грамматические признаки

Текущий диктант

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Текущий диктант

 Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Списывание

Орфограммы, изученные в 3 классе. Итоговый диктант за год

Текущее изложение

Комплексная итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...