Урок русского языка Тема "Приставка - часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Плешакова Тамара Ильинична

Цель урока: дать представление о приставке как части слова  её роли в речи; формировать умение писать слова с приставкой; создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся.  Планируемые результаты: личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием, осознавать собственные достижения при освоении новой темы. Метапредметные умения: познавательные умения: научатся находить в словах приставки, получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слова по составу. Регулятивные умения: научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом. Коммуникативные умения: научатся работать в паре. Предметные умения: научатся выполнять разбор по составу, образовывать новые слова, используя разные способы словообразования, писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Предмет

Русский язык

Класс

3

Программа

УМК Занкова

Учебник

Автор: А.В. Полякова, Русский язык , 3 класс. В двух частях, М. «Просвещение», 2013 г.

Тема урока

Приставка – часть слова.

Цели:

 - дать представление о приставке  как части  слова и её  роли в речи;

-  формировать умение писать слова с  приставками;

-  создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников

Планируемые результаты:

Личностные умения:  

  • проявлять интерес к изучению темы;
  • творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием;
  • осознавать собственные достижения при освоении учебной темы

Метапредметные  умения:

Познавательные умения

  • научатся находить в словах приставки;
  • получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слов по составу;
  • раскрывать смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение

Регулятивные умения

  • научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом;
  • выполнять самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания;
  • ориентироваться в разных способах выполнения задания;
  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения

  • научатся приходить к общему решению, работая в паре

Предметные умения:

  • научатся выполнять разбор слов по составу;
  • образовывать новые слова, используя разные способы словообразования;
  • писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки

Тип урока

Открытие нового знания

Формы организации урока:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • парная

Оборудование

  • мультимедийный комплекс учителя (ноутбук, проектор, интерактивная доска);
  • презентация  PowerPoint,
  • Ожегов С. И Толковый словарь русского языка, карточки с индивидуальными  заданиями

Дата проведения урока

 2015 год                                                              Продолжительность урока 40 минут

Автор  урока

Плешакова Тамара Ильинична

Ход урока:

Этап урока

Время  в минутах

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный этап.
Цель:

 мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Звенит звонок, мы начинаем урок!

Здравствуйте, ребята! Чтобы у нас было хорошо, давайте подарим  друг другу немного тепла. Возьмитесь все за руки, чувствуйте,  идёт тепло от ваших сердец!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

   

   

Личностные:

- формирование навыков самоорганизации

Регулятивные:

-учиться выполнять учебные действия

Минутка чистописания.

2 мин.

Начнём наш урок  с минутки чистописания. Для чего она нужна?

- Посмотрите на доску. Что могут означать эти сочетания букв? (Приставки)

По  в на с за пере от про

- Запишите эти сочетания, чередуя до конца строчки.

Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

Чтобы писать красиво, вырабатывать каллиграфически правильный почерк

Личностные:

- развитие речи, формирование умения правильно формулировать мысль

Регулятивные:

 – научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами

Актуализация знаний учащихся.

Цель:

 повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

3 мин.

 - Прочитайте слова:

повозить, перевозить,  провозить

Что можно сказать о словах?

- Запишите слова, выделите корень.

Что меняется в слове?

Как же называется изменяемая часть слова перед корнем?

 - Откройте учебник на странице 50 и найдите ответ на вопрос.

Какая тема нашего урока?

Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

 

Выведение  учащимися темы урока

Регулятивные: 

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные: 

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Самоопределение к деятельности.  Постановка учебной задачи.

Цель:

подведение учащихся  к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

2 мин.

-  В  течение урока мы должны:

  • исследовать, для чего нужна приставка.
  • вспомнить отличие приставки и предлога

- Итак, что такое приставка?

.- Обратимся к толковому словарю.                              - Прочитайте значение слова «приставка»

- Сколько значений у слова приставка?

 

Отвечают на  вопросы учителя, работают в паре со словарём

 

- часть слова

- Приставка:

1) То, что приставлено, присоединено к чему-либо.

2) Часть слова

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

- развитие речи,

 - формирование умения правильно формулировать мысль

Включение в систему знаний. Повторение.

4 мин.

Прочитайте слова.                            

Записать, написать, вписать, надписать, списать.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Напишите.

- Выделите в них корень.        

- Какая часть слова написана перед корнем?

- Выделите приставки.

- Как вы думаете, много ли приставок в русском языке?                                                                                      (В русском языке их более 40).

Самостоятельная работа

однокоренные

-  приставка

Оценивают  свою работу.

Регулятивные:

- выполнять самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:

- учатся находить в словах приставки;

- получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слов по составу

Работа над новым материалом.

Цель:

познакомить с понятием приставка.

5 мин.

Предлагаю вам выполнить задание. От глагола   летел образовать новые слова при помощи приставок.

                                                                           

вы-

за-

на-

об -  

от-

пере-

по-

под-

при-

у-

- Какой корень у этих слов? Выделите корень, приставку

Работа в парах.

Предметные:

- образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.

Регулятивные:

- учиться выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и инструкциями учителя

Познавательные

- учатся находить в словах приставки;

- получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слов по составу

Работа над новым материалом.

 Цель:

сформировать понятие о  значениях приставок.

7 мин.

Дополните текст смысловыми приставками.       Интеракт.  доска

…шли ребята лесом и услышали писк. На поляне две вороны клевали маленький, серый комочек. Ребята …гнали ворон, …няли комочек. Это был совёнок. Он …пал из гнезда. Ребята …вернули его в платочек и …несли в живой уголок. Совёнка …ходили, …лечили. Он  …рос, …крылся перьями и …веселел.

Значение приставок?

Взаимопроверка.

Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.

Познавательные:

- учиться делать выводы,

- анализировать полученные знания

Регулятивные:

- выполнять самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания

Личностные:

- развитие речи, - формирование умения правильно формулировать мысль

Коммуникативные: 

– научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; - получат возможность научиться строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

Физкультминутка  

1 мин.

Давайте немного отдохнём.

Выполняют упражнения под музыку.

Введение новых знаний в ранее осмысленное.

Цель:

Наблюдение над произношением и написанием приставки с-.

3 мин.

– Какие слова изображены с помощью звуков?     

                                                                                  [з ж ы г а т’],  [з д а т’],

[з б`’и р э ч ]      

 (сжигать, сдать, сберечь )      

-  Сравните произношение и написание приставки в каждом слове.

-   Чем сходны все эти слова?

- Как может произносится приставка с -? А как пишется?

- Откройте учебник на стр. 51  и прочитайте правило.

Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

Находят ответ из правила.

Познавательные:

- учиться делать выводы, анализировать полученные знания.

Личностные:

- развитие речи;

 - формирование умения правильно формулировать мысль

Развитие умений – применение знания.

 Цель:

закрепить умение образовывать новые слова  при помощи приставок –с- и выделять приставки в словах.

9 мин.

- Прочитайте слова:

Здание, сдал, здесь, сберечь, здоровье, сдул, сдержал.

-  Разделите на две группы.

Закрепим наши знания по написанию слов с приставкой  с.

- Выполните  упражнение 82 на странице 51.

Самостоятельная работа.

Самооценка.

Регулятивные:

- контроль, оценка и коррекция

Общеучебные:

- умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Итог урока

Цель:

выявить эффективность работы учащихся.

1 мин.

Вспомним, что мы узнали о приставке.                                                          

Приставка – это __________.

Стоит перед ________ .

Со словом пишется ________ .

Служит для ___________________.

Учащиеся подводят итог урока по плану.

Личностные: 

-осознавать собственные достижения при освоении учебной темы

Познавательные:

- воспроизводить  полученную информацию;

 - делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные:

-действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров

Рефлексия

Цель:

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. 

2 мин.

 - Молодцы! Успели в срок,

Скоро прозвенит звонок.

Мне хотелось бы услышать,

Чем запомнился урок?

Молодцы, я благодарю вас за работу!                         

Домашнее задание: правило   на странице 50, упражнение 84                                                                                

 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

                         знаю

                           

  я                       запомнил

                           

                           смог    

Личностные:

- развитие способности к самооценке.

-уметь выказывать своё мнение, выражать свои эмоции

Познавательные: 

- рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель Плешакова Т.И. МОАУ СОШ № 1 Город Шимановск У рок русского языка в 3 классе

Слайд 2

Приставка – часть слова

Слайд 3

По в на с за пере от про

Слайд 4

Повозить , перевозить, провозить

Слайд 5

приставка - т о , что приставлено, присоединено к чему-либо приставка - часть слова Толковый словарь

Слайд 6

Записать, написать, вписать, надписать, списать

Слайд 7

В русском языке более 40 приставок Сколько приставок в русском языке?

Слайд 8

в ылетел з алетел н алетел о блетел о тлетел п ерелетел п олетел п одлетел п рилетел у летел летел вы- за- на- об - от- п ере - п о - п од - при- у-

Слайд 9

…шли ребята лесом и услышали писк. На поляне две вороны клевали маленький, серый комочек. Ребята …гнали ворон, … няли комочек. Это был совёнок. Он …пал из гнезда. Ребята …вернули его в платочек и …несли в живой уголок. Совёнка …ходили, …лечили. Он …рос, …крылся перьями и … веселел. Дополни текст смысловыми приставками

Слайд 10

Проверь! Пошли ребята лесом и услышали писк. На поляне две вороны клевали маленький, серый комочек. Ребята прогнали ворон, подняли комочек. Это был совёнок. Он выпал из гнезда. Ребята завернули его в платочек и отнесли в живой уголок. Совёнка выходили , подлечили . Он вырос, покрылся перьями и повеселел .

Слайд 11

Физминутка

Слайд 12

[з ж ы г а т ’] [з д а т ’] [з б’и р’ э ч ’] с жигать с дать сберечь У гадай!

Слайд 13

Раздели на две группы Сдул, здание, сдержал, здоровье , здесь, сдача Здание здоровье здесь Сдул с держал сдача

Слайд 14

это часть слова. перед корнем слова . слитно. образования новых слов. Приставка - _______ Стоит __________ Со словом пишется ___ Служит для__________

Слайд 15

знаю запомнил смог я

Слайд 17

Домашнее задание: п овторить правило на странице 50 у пражнение 84 с оставить слова и разобрать по составу и, ник, под, снеж а, к, по, сад а, ушк , корм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

Урок русского языка "Играем со словами разных частей речи"

Урок: Русский языкКласс: 3Тема: Играем со словами разных частей речиТип урока: ЗакреплениеМнтоды обучения: ПроблемныйТехнологии: Проблемное обучение, проектнаяФорма обучения: Групповая, индивидуальная...

Конспект урока русского языка "Приставка - часть слова"

Урок был проведен во 2 классе. Программа "Начальная школа 21 века"...