Главные вкладки

    Урок русского языка Тема "Приставка - часть слова"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Плешакова Тамара Ильинична

    Цель урока: дать представление о приставке как части слова  её роли в речи; формировать умение писать слова с приставкой; создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся.  Планируемые результаты: личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием, осознавать собственные достижения при освоении новой темы. Метапредметные умения: познавательные умения: научатся находить в словах приставки, получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слова по составу. Регулятивные умения: научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом. Коммуникативные умения: научатся работать в паре. Предметные умения: научатся выполнять разбор по составу, образовывать новые слова, используя разные способы словообразования, писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка

    Предмет

    Русский язык

    Класс

    3

    Программа

    УМК Занкова

    Учебник

    Автор: А.В. Полякова, Русский язык , 3 класс. В двух частях, М. «Просвещение», 2013 г.

    Тема урока

    Приставка – часть слова.

    Цели:

     - дать представление о приставке  как части  слова и её  роли в речи;

    -  формировать умение писать слова с  приставками;

    -  создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников

    Планируемые результаты:

    Личностные умения:  

    • проявлять интерес к изучению темы;
    • творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием;
    • осознавать собственные достижения при освоении учебной темы

    Метапредметные  умения:

    Познавательные умения

    • научатся находить в словах приставки;
    • получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слов по составу;
    • раскрывать смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение

    Регулятивные умения

    • научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом;
    • выполнять самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания;
    • ориентироваться в разных способах выполнения задания;
    • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Коммуникативные умения

    • научатся приходить к общему решению, работая в паре

    Предметные умения:

    • научатся выполнять разбор слов по составу;
    • образовывать новые слова, используя разные способы словообразования;
    • писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки

    Тип урока

    Открытие нового знания

    Формы организации урока:

    • индивидуальная;
    • фронтальная;
    • парная

    Оборудование

    • мультимедийный комплекс учителя (ноутбук, проектор, интерактивная доска);
    • презентация  PowerPoint,
    • Ожегов С. И Толковый словарь русского языка, карточки с индивидуальными  заданиями

    Дата проведения урока

     2015 год                                                              Продолжительность урока 40 минут

    Автор  урока

    Плешакова Тамара Ильинична

    Ход урока:

    Этап урока

    Время  в минутах

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД на этапах урока

    Организационный этап.
    Цель:

     мотивация к учебной деятельности

    1 мин.

    Звенит звонок, мы начинаем урок!

    Здравствуйте, ребята! Чтобы у нас было хорошо, давайте подарим  друг другу немного тепла. Возьмитесь все за руки, чувствуйте,  идёт тепло от ваших сердец!

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

       

       

    Личностные:

    - формирование навыков самоорганизации

    Регулятивные:

    -учиться выполнять учебные действия

    Минутка чистописания.

    2 мин.

    Начнём наш урок  с минутки чистописания. Для чего она нужна?

    - Посмотрите на доску. Что могут означать эти сочетания букв? (Приставки)

    По  в на с за пере от про

    - Запишите эти сочетания, чередуя до конца строчки.

    Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

    Чтобы писать красиво, вырабатывать каллиграфически правильный почерк

    Личностные:

    - развитие речи, формирование умения правильно формулировать мысль

    Регулятивные:

     – научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами

    Актуализация знаний учащихся.

    Цель:

     повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

    3 мин.

     - Прочитайте слова:

    повозить, перевозить,  провозить

    Что можно сказать о словах?

    - Запишите слова, выделите корень.

    Что меняется в слове?

    Как же называется изменяемая часть слова перед корнем?

     - Откройте учебник на странице 50 и найдите ответ на вопрос.

    Какая тема нашего урока?

    Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

     

    Выведение  учащимися темы урока

    Регулятивные: 

    - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Коммуникативные: 

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Самоопределение к деятельности.  Постановка учебной задачи.

    Цель:

    подведение учащихся  к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

    2 мин.

    -  В  течение урока мы должны:

    • исследовать, для чего нужна приставка.
    • вспомнить отличие приставки и предлога

    - Итак, что такое приставка?

    .- Обратимся к толковому словарю.                              - Прочитайте значение слова «приставка»

    - Сколько значений у слова приставка?

     

    Отвечают на  вопросы учителя, работают в паре со словарём

     

    - часть слова

    - Приставка:

    1) То, что приставлено, присоединено к чему-либо.

    2) Часть слова

    Коммуникативные:

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Личностные:

    - развитие речи,

     - формирование умения правильно формулировать мысль

    Включение в систему знаний. Повторение.

    4 мин.

    Прочитайте слова.                            

    Записать, написать, вписать, надписать, списать.

    - Что вы можете сказать об этих словах?

    - Напишите.

    - Выделите в них корень.        

    - Какая часть слова написана перед корнем?

    - Выделите приставки.

    - Как вы думаете, много ли приставок в русском языке?                                                                                      (В русском языке их более 40).

    Самостоятельная работа

    однокоренные

    -  приставка

    Оценивают  свою работу.

    Регулятивные:

    - выполнять самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания

    Коммуникативные:

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Познавательные:

    - учатся находить в словах приставки;

    - получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слов по составу

    Работа над новым материалом.

    Цель:

    познакомить с понятием приставка.

    5 мин.

    Предлагаю вам выполнить задание. От глагола   летел образовать новые слова при помощи приставок.

                                                                               

    вы-

    за-

    на-

    об -  

    от-

    пере-

    по-

    под-

    при-

    у-

    - Какой корень у этих слов? Выделите корень, приставку

    Работа в парах.

    Предметные:

    - образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.

    Регулятивные:

    - учиться выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и инструкциями учителя

    Познавательные

    - учатся находить в словах приставки;

    - получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слов по составу

    Работа над новым материалом.

     Цель:

    сформировать понятие о  значениях приставок.

    7 мин.

    Дополните текст смысловыми приставками.       Интеракт.  доска

    …шли ребята лесом и услышали писк. На поляне две вороны клевали маленький, серый комочек. Ребята …гнали ворон, …няли комочек. Это был совёнок. Он …пал из гнезда. Ребята …вернули его в платочек и …несли в живой уголок. Совёнка …ходили, …лечили. Он  …рос, …крылся перьями и …веселел.

    Значение приставок?

    Взаимопроверка.

    Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.

    Познавательные:

    - учиться делать выводы,

    - анализировать полученные знания

    Регулятивные:

    - выполнять самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания

    Личностные:

    - развитие речи, - формирование умения правильно формулировать мысль

    Коммуникативные: 

    – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; - получат возможность научиться строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

    Физкультминутка  

    1 мин.

    Давайте немного отдохнём.

    Выполняют упражнения под музыку.

    Введение новых знаний в ранее осмысленное.

    Цель:

    Наблюдение над произношением и написанием приставки с-.

    3 мин.

    – Какие слова изображены с помощью звуков?     

                                                                                      [з ж ы г а т’],  [з д а т’],

    [з б`’и р э ч ]      

     (сжигать, сдать, сберечь )      

    -  Сравните произношение и написание приставки в каждом слове.

    -   Чем сходны все эти слова?

    - Как может произносится приставка с -? А как пишется?

    - Откройте учебник на стр. 51  и прочитайте правило.

    Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

    Находят ответ из правила.

    Познавательные:

    - учиться делать выводы, анализировать полученные знания.

    Личностные:

    - развитие речи;

     - формирование умения правильно формулировать мысль

    Развитие умений – применение знания.

     Цель:

    закрепить умение образовывать новые слова  при помощи приставок –с- и выделять приставки в словах.

    9 мин.

    - Прочитайте слова:

    Здание, сдал, здесь, сберечь, здоровье, сдул, сдержал.

    -  Разделите на две группы.

    Закрепим наши знания по написанию слов с приставкой  с.

    - Выполните  упражнение 82 на странице 51.

    Самостоятельная работа.

    Самооценка.

    Регулятивные:

    - контроль, оценка и коррекция

    Общеучебные:

    - умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

    Итог урока

    Цель:

    выявить эффективность работы учащихся.

    1 мин.

    Вспомним, что мы узнали о приставке.                                                          

    Приставка – это __________.

    Стоит перед ________ .

    Со словом пишется ________ .

    Служит для ___________________.

    Учащиеся подводят итог урока по плану.

    Личностные: 

    -осознавать собственные достижения при освоении учебной темы

    Познавательные:

    - воспроизводить  полученную информацию;

     - делать выводы в результате совместной работы

    Коммуникативные:

    -действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров

    Рефлексия

    Цель:

    вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. 

    2 мин.

     - Молодцы! Успели в срок,

    Скоро прозвенит звонок.

    Мне хотелось бы услышать,

    Чем запомнился урок?

    Молодцы, я благодарю вас за работу!                         

    Домашнее задание: правило   на странице 50, упражнение 84                                                                                

     Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

                             знаю

                               

      я                       запомнил

                               

                               смог    

    Личностные:

    - развитие способности к самооценке.

    -уметь выказывать своё мнение, выражать свои эмоции

    Познавательные: 

    - рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность

    Коммуникативные:

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учитель Плешакова Т.И. МОАУ СОШ № 1 Город Шимановск У рок русского языка в 3 классе

    Слайд 2

    Приставка – часть слова

    Слайд 3

    По в на с за пере от про

    Слайд 4

    Повозить , перевозить, провозить

    Слайд 5

    приставка - т о , что приставлено, присоединено к чему-либо приставка - часть слова Толковый словарь

    Слайд 6

    Записать, написать, вписать, надписать, списать

    Слайд 7

    В русском языке более 40 приставок Сколько приставок в русском языке?

    Слайд 8

    в ылетел з алетел н алетел о блетел о тлетел п ерелетел п олетел п одлетел п рилетел у летел летел вы- за- на- об - от- п ере - п о - п од - при- у-

    Слайд 9

    …шли ребята лесом и услышали писк. На поляне две вороны клевали маленький, серый комочек. Ребята …гнали ворон, … няли комочек. Это был совёнок. Он …пал из гнезда. Ребята …вернули его в платочек и …несли в живой уголок. Совёнка …ходили, …лечили. Он …рос, …крылся перьями и … веселел. Дополни текст смысловыми приставками

    Слайд 10

    Проверь! Пошли ребята лесом и услышали писк. На поляне две вороны клевали маленький, серый комочек. Ребята прогнали ворон, подняли комочек. Это был совёнок. Он выпал из гнезда. Ребята завернули его в платочек и отнесли в живой уголок. Совёнка выходили , подлечили . Он вырос, покрылся перьями и повеселел .

    Слайд 11

    Физминутка

    Слайд 12

    [з ж ы г а т ’] [з д а т ’] [з б’и р’ э ч ’] с жигать с дать сберечь У гадай!

    Слайд 13

    Раздели на две группы Сдул, здание, сдержал, здоровье , здесь, сдача Здание здоровье здесь Сдул с держал сдача

    Слайд 14

    это часть слова. перед корнем слова . слитно. образования новых слов. Приставка - _______ Стоит __________ Со словом пишется ___ Служит для__________

    Слайд 15

    знаю запомнил смог я

    Слайд 17

    Домашнее задание: п овторить правило на странице 50 у пражнение 84 с оставить слова и разобрать по составу и, ник, под, снеж а, к, по, сад а, ушк , корм


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

    Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

    Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

    1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

    Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

    Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

    Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

    конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

    Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

    Урок русского языка "Играем со словами разных частей речи"

    Урок: Русский языкКласс: 3Тема: Играем со словами разных частей речиТип урока: ЗакреплениеМнтоды обучения: ПроблемныйТехнологии: Проблемное обучение, проектнаяФорма обучения: Групповая, индивидуальная...