Урок-игра "Марафон по стране Глагол"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Васильева Марина Николаевна

Урок-игра по русскому языку в 3 классе «Марафон по стране Глагол". В разработке даны  комментарии по формированию УУД, конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.rar2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра с комментариями по формированию УУД. Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение по теме «Глагол»»

2. Сведения об авторе:

  • Васильева Марина Николаевна
  • СОШ ЗАТО Видяево Мурманская область
  • Учитель начальных классов

3. Основное содержание.

    Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

    Форма урока: дидактическая игра.

Дидактическая цель:

мотивировать учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм.   Задачи урока:

1. образовательная:

- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе;

2. развивающая:

      формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные,    коммуникативные, регулятивные;

3. воспитательная:

- воспитывать чувство коллективизма.

    Основной дидактический метод:

   частично – поисковый, игровой

    Оборудование:

медиапроектор, экран, презентация, картинки с изображением фруктов и овощей, карточки.

План урока

Этап урока

Формируемые УУД

  1. Организация класса.

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

  1. Основная часть

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

  1. Итог урока

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других .

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

  1. Рефлексия.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

  1. Домашнее задание.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами,  овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

КОНСПЕКТ

 урока русского языка в 3 классе на тему  «Марафон по стране Глагол»

 

 Ход урока.  

I.        Организация класса.

 Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Что означает слово здравствуйте? (Пожелание здоровья).

- Какие вы знаете однокоренные слова к слову здравствуйте?

(здоровье, здоровый, здравый, здорово, здоровенный, здравствовать, здравие, здравствуйте, здравница, здравоохранение)

- Почему здоровье важно в жизни? (Здоровье человека — это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты)

- Что надо делать, чтобы быть здоровым? (заниматься спортом, соблюдать чистоту, правила питания, соблюдать режим дня и т.д.)

В русском языке очень много слов, связанных с физкультурой и спортом.

II.        Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию материала

Отгадайте загадку и если отгадаете,  скажите хором.

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? ... ( Глагол)

- Какой основной признак глагола указан в стихотворении? (Действие )

Давайте, определим тему нашего урока.

Слайд 2 Прочитайте  слова на доске. (Обежать, боб, щенок, ниша, енот)

-Какое слово лишнее? (обежать) Почему?

Первое слово вы отгадали – глагол.

- Выделите в каждом слове первый слог и составьте новое слово

Прочитайте, что получилось.(Обобщение)

Слайд 3- Сформулируйте, пожалуйста, основную цель нашего урока (В ходе сегодняшнего урока мы должны будем  вспомнить всё, что знаем о глаголе)

Слайд 4 - Для того, чтобы проверить ваши знания, мы сегодня совершим  марафон по стране Глагол.

Я раздам вам протоколы участников. Запишите фамилию После каждого этапа работы вы будете записывать свой результат баллами от 0 до 5, чтобы оценить свои знания. А в конце урока вы определите свои достижения.

 Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.  

III. Словарная работа

 А что такое марафон? Прочитайте на доске.

Слайд 5 Марафон – олимпийский вид  легкой атлетики. Это забег на дистанцию 42км 195 м.

Название своё марафон получил от греческого селения Марафон, из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в пятом веке до н. э. Сегодня это длительные пробеги, которые проходят на пересеченной местности или в сложных условиях, в том числе экстремальных.

Марафон – это наше новое словарное слово. Поработаем над ним.

Помогает Егор.(марафон, марафонский, марафонец)

Но у нас с вами достаточно необычный марафон. Дистанция нашего марафона состоит из нескольких отрезков пути, на каждом из которых находится преграда, преодолеть её можно, лишь выполнив грамматическое задание. Только самый сильный, выдержанный спортсмен может пробежать марафонскую дистанцию в 42 км 195 метров.  Но я надеюсь, что вы хорошие «спортсмены», и у нас не будет сошедших учеников.

Слайд 6  Перед тем, как пройти  различные преграды, давайте подкрепимся полезными продуктами. Для этого пойдемте все в магазин «Полезные продукты»! Все нужное для вашего здоровья здесь продаются не за деньги, а за знания.

Игра «Полезные продукты»!

На каждую парту я положу товар. (на рисунке – вопрос) Будет считаться, что вы купите товар, если ответите на вопрос и приведете пример.

Парная работа

  1. Что обозначает глагол?
  2. На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? Почему она называется неопределённой?
  3. Какие  времена бывают у глаголов?
  4. Как пишется глагол с частицей НЕ?
  5. Назовите глаголы, у которых «не» входит в корень и пишется слитно.
  6. Чем является глагол в предложении?
  7. Как доказать, что слово «хожу» является глаголом?
  8. Даны глаголы: бежать- пробежать. К какому глаголу нельзя образовать форму настоящего времени? Почему?
  9. С помощью чего можно узнать глаголы прошедшего времени?

    Заполните протоколы

IV. Основная часть

-Итак, как я вижу, все готовы к старту. На старт, внимание, марш! (Дать сигнал свистка). 

 1. Грамматика

Слайд 7 Вот и первые «ямы» на вашем пути. 

Вставьте пропущенные буквы

сидеть  смотреть ходить писать  хвалить  читать

Учащиеся по цепочке читают, доказывают и записывают в столбик.

Слайд 8 2. Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы при помощи приставок

сидеть -  посидеть

смотреть–посмотреть

ходить- приходить.

писать - написать

хвалить - похвалить

читать - прочитать

Итак, первый забег завершён.

Заполните протоколы

3. Ца-тся

-Наш путь продолжается. Чтобы достичь отметки 10 км, нужно изрядно потрудиться.

Слайд 9  В каком звукосочетании [ца] пишется тся? Запишите найденные слова в тетрадь

кури[ца]

певи[ца]

цари[ца]

мое[ца]

сини[ца]

придё[ца]

 (Моется, придется) Заполните протоколы.

4. Письмо по памяти.

Слайд 10 -Двигаемся дальше. Сейчас вам надо проявить зрительную память.

Прочитайте поговорку и запомните её наизусть.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Объясните опасные места.

Запись. Взаимопроверка.

Заполните протоколы.

 ( Дети меняются тетрадями. Предложение выводится на экран.)

5.  Фразеологизмы

Слайд 11-12 И снова на пути препятствие «Лабиринт фразеологизмов». 

-Замените одним словом, дополнив нужными глаголами.

клевать носом - засыпать
морочить голову -обманывать

зарубить на носу - запомнить
унести ноги- убежать

падать с ног- уставать

ломать голову – думать

Запишите в тетрадь.

Заполните протоколы.

6. Состав слова

Слайд 13-14. -Преодолев  преграду «Пирамида», вы пройдёте 5 км. Составьте слово.

  • От глагола забежать взять приставку, от прилагательного шумный – корень, от глагола носят – окончание (зашумят)
  • От глагола полететь взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола увидишь – окончание. Какое получилось слово? (побежишь)
  • От глагола приходить взять приставку, от существительного бегун – корень, от глагола замолчу – окончание (прибегу)

Заполните протоколы.

Физкульминутка

Слайд 15-Молодцы, справились с заданием! А сейчас нас ждёт передышка. Чтобы восстановить силы, проведём физкультминутку со смайликами.

7. Время

 Слайд 16-17 Итак, мы подошли к Ущелью времен, чтобы не потеряться в ущелье, мы должны показать путь и пройдём следующую дистанцию в 10 км.  

Запишите в тетради 3 столбика.: н.в., п.в., Полечу,мечтал,  играю, побелело, идёте, буду читать разделить по 3 временам.

Заполните протоколы.

8. Текст

 Слайд 18-19 Большая часть пути уже пройдена , и мы приближаемся к отметке 35 км. Но посмотрите на небо, какие тёмные тучи, мы очутились в Долине дождей.

Задание. Эти дожди смыли глаголы. Восстановите текст, используя глаголы прошедшего времени.

______________гром, и ________ дождь. Сквозь тучи_____________ солнце. На небе ______________радуга.

Взаимопроверка

Заполните протоколы.

9. Ь знак у глаголов

Слайд 20-21 - Можно продолжать путь, но будьте внимательны и осторожны, земля скользкая, можете поскользнуться. А ведь мы уже доходим до отметки 40 км.

Следующие  2  км нужно пройти  «Вверх по лестнице»

 

Следующее задание для смекалистых.

мяч..

камыш..

спиш..

береч..

ноч..

сидиш..

багаж

молодёжь

калач..,

испеч..

стереч..

молчиш..

– Какое задание можно придумать к словам на доске? (Вставить, где нужно ь знак) Почему так решили? (Эти слова оканчиваются на шипящую  ж,ч,ш)

Вывод: У глаголов после шипящих пишется мягкий знак

Выпишите глаголы. Сколько их? (5)

 

10. Признаки глаголов

Слайд 22 Перед вами последний отрезок марафонской дистанции 195 м  и финишная прямая. Успешно выполнив завершающее задание, вы окончите марафон.

Преграда «Поляна признаков». 

Необходимо убрать цветы с теми признаками, которых нет у глагола. Написать в тетради, какие признаки имеют глаголы.

На доске: время, лицо, число, род, падеж, одушевленное. (Лишние падеж и одушевленное)

V. Итоги урока

Слайд 23-24

   Встает олимпиец наш на пьедестал,

Ему аплодирует громко весь зал!

И счастьем сердца наполняются,

Когда гимн страны исполняется!

Морфологический разбор глагола   (дополнительно) встаёт.

Посчитайте свои баллы.

Слайд 25 А теперь подведем итоги , с каким результатом вы закончили марафон.

5 – 45-50 баллов

4 – 37- 44 балла

3 – 25 -36 баллов

Я вас поздравляю с успешным финалом. Откройте дневники и поставьте  заслуженные оценки.

Я желаю10 мая, чтобы вы успешно проявили себя в настоящих спортивных состязаниях ГТО и получили настоящие награды. Слайд 32

Слайд 26     Рефлексия

           Я  предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность.  Выберете начало фразы на экране  и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

     1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

9. я смог…

10.урок дал мне для жизни…

Слайд 27  Домашнее задание:  написать мини-сочинение на любую из тем «Почему нужно заниматься спортом»,  «Спорт в моей жизни»

                 - Наш сегодняшний урок-марафон закончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну "Глаголию"

Обобщающий урок в 3 классе по теме "Глагол" УМК Гармония.  + презентация...

Путешествие в страну "Глаголия"

Конспект урока закрепления знаний о глаголе с применением ИКТ....

Путешествие в страну "Глаголия"

Презентация к уроку русского языка....

Урок-обобщение по русскому языку 4 класс "Путешествие в страну Глаголию"

Урок-обобщение по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию" 4 класс 3 четверть....

«Путешествие в страну Глаголию»

Мультимедийный урок-путешествие по русскому языку в 4 классе «А» «Путешествие в страну Глаголию»...

"Страна ГЛАГОЛИЯ"

Презентация к внеклассному мерориятию в 4 классе...

Путешествие в страну Глаголов. 1 и 2 спряжение

Открытый урок по русскому языку для 4 класса...