«Особенности проверяемых и проверочных слов»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

2-ой урок, учебник Русский язык В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 1 класс. (страница 66)

Цели:

  1. Познакомить с понятиями проверяемого и проверочного слов.
  2. Познакомить с правилом подбора проверочного слова.
  3. Развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах.
  4. Повторить памятку для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся научатся распознавать ударные и безударные звуки в слове
  2. Пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука
  3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.
  4. Распознавать проверочные и проверяемые слова.
  5. Использовать речь для регуляции своего действия.
  6. Контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в  1 А классе.

                              Автор-составитель Н.Л.Максимова,

    учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 МОАУ СОШ с УИОП №37 г. Кирова

Тема: «Особенности проверяемых и проверочных слов» (2-ой урок)

Цели:

  1. Познакомить с понятиями проверяемого и проверочного слов.
  2. Познакомить с правилом подбора проверочного слова.
  3. Развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах.
  4. Повторить памятку для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся научатся распознавать ударные и безударные звуки в слове
  2. Пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука
  3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.
  4. Распознавать проверочные и проверяемые слова.
  5. Использовать речь для регуляции своего действия.
  6. Контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Здравствуйте. Встаньте. Начнем наш урок.                                8.50

I. Мотивация.                        (1 минута)        

- Что бы вы хотели сделать на уроке? (написать красивые предложения, интересные задания)

- Как будем работать? (вместе, дружно, помогая друг другу)

Улыбнулись гостям и друг другу. Больше на гостей до конца урока не обращаем внимания. И с хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь.

Чтобы получить  хорошие результаты, нужно повторить пройденный материал.

II. Чистописание.                         (5 минут)                                8.51        

1. Запись числа. (4 апреля).

2. Рассмотрите буквы. Продолжите закономерность (Е О ЕЕ О ЕЕЕ …). Устно.

3. Запись чередований.

4. - Что общего между записанными буквами? (две гласные).

□        Вывесить пары гласных.

5. - Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

6. Хором назовем гласные буквы.

А сейчас мы будем работать в парах.

Вспомним правила работы в парах. (Ребенок: работают вдвоем; говорит один человек, другой - слушает; если слушающий не понял информацию – переспросить)

7. - Что общего среди слов на карточках 1-ой группы? (Птицы.)

□         Вывесить фото птиц.

8. Найдите «лишнее» слово среди карточек (1-ой группы). (Петух)

- Почему?

(* «Е», остальные «О»;

  * Новое словарное слово, остальные – изученные;

* Вставьте в изученных словарных словах пропущенные буквы. Покажите слова с составленными буквами.

□        Вывесить на доску образцы слов.

* Два слога, остальные – 3;

* Домашняя птица, остальные птицы, живущие в дикой природе).

  1. - А чем домашняя птица отличается от птиц, живущих  в природе? (За ней ухаживает человек).
  2. - Как человек ухаживает за домашними птицами? (Кормит, строит им жилище).
  3. - У кого дома живут птицы? (Поднимите руку).
  4. - Как вы ухаживаете за ними?
  5. - У кого домашняя обязанность – кормить птиц? (Поднимите руку).
  6. - Сколько слогов в новом словарном слове?         Докажите. (Приставим к подбородку кисть руки, произнесем слово «петух».

Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

  1.  Запись слова «петух».
  2. Назовите гласные. (Поставьте под ними красные точки).
  3. Подпишите количество слогов. (Три.)
  4. Поставим ударение.
  5. - Какая гласная – ударная?
  6. - Какая гласная – безударная?
  7. Найдите подходящую кличку петуху среди карточек (2-ой группы). (Петя).

- Почему?

Записать кличку.

- С какой буквы будем записывать кличку петуха? (С заглавной).

  1. - Какая гласная в кличке – ударная? (Кличка «Петя» является ассоциацией для запоминания безударной гласной «Е» в названии домашней птицы).
  2. - Кому подходят остальные клички? (Курице, корове).
  3. - Является ли наша запись предложением? (Нет.)

- Почему? (Мысль не закончена).

  1. Дополнить данную запись, составив предложение. (Петух Петя громко поет).
  2. - Что поставим в конце предложения? (Точку.)
  3. - В каком слове звуков больше, чем букв? (Поет – 4 буквы, 5 звуков.)
  4. - Почему? («Ё» - 2 звука, т.к. стоит после гласной).
  5. – По сколько звуков обозначают остальные буквы? (По одному звуку).

Физкультминутка.        (9.00)

Петушок проснулся,

Сладко потянулся,

Крыльями похлопал,

Лапами потопал,

Поклевал зерно,

Посмотрел в окно.

  1. Назовите из предложения действие (Поет).
  2. - На какой слог падает ударение? (На второй, т.к. «Ё» всегда ударная)
  3. - Какая безударная гласная («О», в слабой позиции безударный гласный звук всегда звучит не четко и требует проверки).
  4. - Как убедиться в том, что в первом слоге нужна гласная «О»? (Подобрать проверочное слово.)

Назовите проверочное слово.

  1. - Как проверить безударную гласную? (Правило: если гласная вызвала сомнение, то поставь ее под ударение.)

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

  1. Запишем эти два слова (пой – поёт).

III. Новый материал.                         (  минут)        9.05

Тема: «Эти два слова помогут открыть новые знания. Мы узнаем два новых понятия: проверочное слово, проверяемое слово». 

□        Вывесить таблички. (Проверочное слово, проверяемое слово).

Цели: - Какова же цель урока? («Узнать какое слово будет проверочным, а какое – проверяемым – хором»)

Откроем учебник на с. 66, прочитаем правило.

- Какое слово называем проверяемым?

- Какое слово называем проверочным?

Выполним № 6 на с. 66.

Прочитаем задание в упражнении.

Чтение хором слов по столбикам. ↓

А сейчас мы снова поработаем в парах.

- Обсудите, какое слово проверочное, какое – проверяемое. (Устно).

Назовите эти пары.

- Какая пара слов отличается от других (змеи – змея)?

- Почему? (Одушевленный предмет).

□        Вывесить фото змеи.

- Это дикое или домашнее животное? (Дикое.)

- По месту обитания в Кировской области к какой группе можно их от нести? (Лесные.)

Запись этой пары

Выпишите пары слов, относящиеся к лесу. (Гриб-грибы, трава-травы).

Физкультминутка.                        (9.  )

Змея, которая в лесу живет,

Зарядку делает круглый год.

Раз – нагнулась,

Два – прогнулась,

Три – присела.

Тихо на место села.

Картинный диктант

Назовите животных по фотографиям. (Одновременно вести запись на доске и в тетрадях).

□        Вывесить (ОСА)

Поставьте ударение в слове. (на второй слог).

Назовите безударную гласную. («О»).

- Это слово проверяемое или проверочное? (Проверяемое).

- Почему? (В нем есть безударная гласная «О», которую нужно проверить).

Подберите проверочное слово. (Осы.)

Запись этой пары. (Оса-осы).        

И т.д. (Запись вести столбиком).

- Первое слово в каждой паре является проверочным или проверяемым? (Проверяемым.)

- Почему? (Проверена безударная гласная).

Среди проверяемых слов в первом столбике подчеркните зеленым карандашом диких животных, а синим – домашних.

Проверка. (Устно).

Среди записанных животных есть одно, которое можно отнести к группе и домашних и диких животных.

- Какое? (Коза)

Подробнее об этом будем говорить на уроках окружающего мира позже.

IV. Итог.                                (3 минуты)                        9.20

- Какая была цель урока?

- Какие новые понятия узнали?

- Какие слова называются проверочными?

- Какие слова называются проверяемыми?

V. Рефлексия.                        (1 минута)                        9.23

Оцените свою работу. (На доске заранее вывешены цветные прямоугольники и смайлики)

Те, кому было комфортно на уроке, все понятно, то поднимите зеленый карандаш.

Те, кому на уроке отдельные моменты были не совсем понятны - поднимите синий карандаш.

Те, кому было трудно на уроке, многое не понятно, то поднимите красный карандаш

- Как быть тем, кто не запомнил правило о проверяемых и проверочных словах? (Дома посмотреть учебник с. 66 и выучить правило наизусть.)                                

Окончание урока                                                        9.30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности проверяемых и проверочных слов»

Конспект открытого урока по русскому языку...

Конспект урока русского языка в 1 классе "Особенности проверяемых и проверочных слов"

Конспект урока русского языка, проведённого в 1 классе "Особенности проверяемых и проверочных слов"...

Конспект урока "Особенности проверяемых и проверочных слов"

Подробный конспект урока. Русский язык 1 класс тема "Особенности проверяемых слов"...

«Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов.»

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов».Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: Совершенствовать умение различать гласные в ударны...

Особенности проверяемых и проверочных слов

Особенности проверяемых и проверочных слов...