«Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов.»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов».

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах;

Задачи:

– образовательные: Наблюдать за гласными звуками и буквами в ударных и безударных слогах. Формировать умение обосновывать написание слов с безударными гласными;

Ввести понятие «проверяемые» и  «проверочные» слова;

– развивающие: Развивать речь, память, внимание, орфографическую наблюдательность;

способствовать  развитию  умения анализировать, наблюдать; способствовать  развитию  логического мышления;

– воспитательные: Продолжать формирование учебной мотивации, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

– регулятивные: Совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Осуществлять самоконтроль;

Высказывать своё предположение;

Формировать тему и цель деятельности на уроке;

Оценивать результат своих действий.

– познавательные: анализировать, сравнивать объекты;

определять свои границы знания / незнания;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

– коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, в группе, выполнять различные роли.

– личностные: Положительная мотивация к учебной деятельности;

Адекватная самооценка;

Осознание ответственности за общее дело;

Проявление уважительного отношения к мнению другого человека.

Предметные результаты:

Уметь выделять и определять ударные и безударные гласные звуки в слове;

Подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

Научиться распознавать проверочные и проверяемые слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов.»

Шишканова Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ « СОШ №41 » г. Саранск

 I. Введение

 В проекте представлен урок русского языка в 1 классе по теме «Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов», выполненный в рамках ФГОС.

 В методической разработке выделены требования к уровню знаний обучающихся по данной теме: учащиеся научатся находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме, подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы в безударном слоге. Данная работа может быть интересна и полезна учителям, работающим по УМК «Школа России».

II. Актуальность  Федеральный государственный образовательный стандарт НОО предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражает весь процесс достижения планируемых результатов.  

Тема «Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов» является одной из важных в обучении русскому языку. Очень часто учащиеся 1-2 классов знают правила написания слов с безударным гласным звуком, но допускают ошибки на практике. Не у всех обучающихся идёт быстрое формирование этого навыка. Поэтому эта тема актуальна. Использование системно-деятельностного подхода на уроках русского языка обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, позволяет школьнику осознать данный материал и в дальнейшем безошибочно писать слова с безударным гласным.  

III. Цель и задачи проекта

 Цель проекта: Разработка технологической карты урока по русскому языку.

Задачи проекта: 

 изучить требования ФГОС НОО и рекомендации к разработкам методического обеспечения современного урока;

 определить содержание технологической карты по заданной структуре в рамках УМК «Школа России»;

 разработать дидактический материал к уроку русского языка в 1 классе по теме «Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов»;

 провести урок с использованием материала по программе.

1. Целевая группа проекта: учащиеся 1 класса.

 Объект и предмет исследования. 

Объект исследования: методическое обеспечение урока русского языка в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Предмет исследования: технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме «Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов».

IV. Сроки реализации проекта: 

1. Подготовительный.

2. Основной

3. Заключительный.

V. Проектное решение  

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов».

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах;

Задачи:

– образовательные: Наблюдать за гласными звуками и буквами в ударных и безударных слогах. Формировать умение обосновывать написание слов с безударными гласными;

Ввести понятие «проверяемые» и  «проверочные» слова;

– развивающие: Развивать речь, память, внимание, орфографическую наблюдательность;

способствовать  развитию  умения анализировать, наблюдать; способствовать  развитию  логического мышления;

– воспитательные: Продолжать формирование учебной мотивации, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты: 

Метапредметные результаты:

– регулятивные: Совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Осуществлять самоконтроль;

Высказывать своё предположение;

Формировать тему и цель деятельности на уроке;

Оценивать результат своих действий.

– познавательные: анализировать, сравнивать объекты;

определять свои границы знания / незнания;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

– коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, в группе, выполнять различные роли.

– личностные: Положительная мотивация к учебной деятельности;

Адекватная самооценка;

Осознание ответственности за общее дело;

Проявление уважительного отношения к мнению другого человека.

Предметные результаты: 

Уметь выделять и определять ударные и безударные гласные звуки в слове;

Подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

Научиться распознавать проверочные и проверяемые слова.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Формы работы:

фронтальная

индивидуальная

работа в паре

работа в группе

Методы:

проблемный;

частично-поисковый;

практический;

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» 1 класс В.Г.Горецкий, В.П.Канакина

Карточки с заданиями

Электронный образовательный ресурс

мультимедийное оборудование и компьютерная презентация;

Этапы урока и виды деятельности

Ресурсы

Деятель

ность учащихся

Форма организации УД

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

Организационный момент

Слушают. Отвечают на вопросы.

индивидуальная

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам.

Регулятивные УУД:

умение организовать

выполнение заданий учителя

Актуализация знаний

Определяют тему.

10

6 звуков [а],[о],[и],[ы],[у],[э]

Ударными и безударными

Будем проверять ударные и безударные гласные

Чтобы грамотно писать

Фронтальная

Индивидуальная

Подводит к определению темы урока.

Сколько вам известно гласных букв?

А сколько гласных звуков мы употребляем в речи?

Какими бывают гласные звуки?

Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

Для чего нам нужно это знать?

Коммуникативные УУД:

развитие умения воспринимать

информацию на слух, отвечать на

вопросы учителя, умение

высказывать своё предположение

на основе имеющегося опыта,

аргументировать свою точку

зрения, умение слушать

собеседника, умение

договариваться.

Познавательные УУД:

умение строить логическое

рассуждение.

Изучение нового материала

Электронный образовательный ресурс

Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Отвечают, говорят свои предположения.

Записывают полученное предложение

Работа в парах

Работа в группах

Индивидуальная

Безударный гласный звук

Причиняет много мук

Какую гласную писать

Будем с вами проверять

Вспомните правило, как проверить безударный гласный звук?

На доске записано предложение

Лиза гуляла в [л`ису] и заметила там [л`ису].

Как вы думаете почему это слово записано в транскрипции? Что надо знать об этих буквах?

Запишите предложение буквами в тетрадь.

Познавательные УУД:

умение работать с текстом,

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Первичное осмысление и закрепление

Карточки с заданиями

Учебник «Русский язык» 1 класс В.Г.Горецкий, В.П.Канакина

Карточки с заданиями

Отвечают на вопрос

е,я,и

Подчеркивают

Звук   [и] можно обозначать на письме буквами и или я и е

Выполняют упражнения

Выписывают

Делают взаимопроверку

Выполняют работу в группах

фронтальная

Работа в парах. Учитель раздает ученикам карточки со словами, в которых пропущена буква.

Ч..жи, р..ка, з..мля, п..тно, п..сьмо,цв..ты, р..ды.

Рассмотрите слова. Какой звук пропущен?

А какими буквами в этих словах обозначен звук [и]?

Подчеркните слова

I вариант с буквой е

II вариант с буквой я

III вариант с буквой и

Какой вывод можно сделать?

 физкультминутка

Откройте учебник на с.70 упр.15. формулирует задание, контролирует его выполнение

1-й ряд выписывает слова с а

2-й ряд с о

Затем ученики делятся на 2 группы постоянного состава. Выдаются конверты с заданием. (Нужно собрать предложение из данных в конверте слов и приклеить полученное предложение на лист формата А4)

1 конверт. Мы пошли в лес за грибами.

2 конверт. Вода в реке ещё холодная.

Познавательные УУД:

структурирование знаний,

построение логической цепи

рассуждений,

Личностные УУД:

самооценка на основе

успешности,

адекватное понимание причин

успеха/неуспеха в учебной

деятельности.

Закрепление

Рабочая тетрадь

Отвечают  по цепочке

Оценивают свою работу

Работа в рабочей тетради с.35, упр.11  (1часть)

Поднимите руки

У кого ни одной ошибки ?

У кого только одна ошибка?

У кого более 2 ошибок?

Познавательные УУД:

контроль и оценка процесса и

результатов деятельности

Рефлексия

Размышляют, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения.

Оценивают свою деятельность с помощью смайликов.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Чему можете научить своих одноклассников?

- От чего испытали радость?

- Что огорчило?

- А в целом, с каким настроением работали?

- Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные УУД:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий;

понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Р.т. с.34, упр.9,10.

VI. Заключение

Урок русского языка разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...