конспект урока по русскому языку "Типы склонений" (4 класс, УМК "Школа России, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 1 часть)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кокшарова Анастасия Сергеевна

Типы склонений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_skloneniy_4_kl.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         7.11.17                                                                                                        Учитель: Кожевникова Т.А.

Школа: № 148                                                                                                         Студентка: Свинина А.С., 46 гр.

Класс: 4 б                                                                                                                Методист: Галиуллина Н.К.        

Кабинет: 221

                                                                                                                                

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Типы склонений»

Цели деятельности учителя: знакомить учащихся с типами склонения имени существительного, формировать умение определять тип склонения имен существительных.

Планируемые результаты:

предметные:

- закрепят знания о родах и падежах существительных;

- познакомятся со склонением имени существительного;

- научатся определять склонение.

личностные:

- научатся развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;

- смогут принимать и осваивать социальную роль обучающихся, понимать ответственность за свои поступки.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс (УМК «Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов»);  презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Настроились на успешную работу.

- Запишем число, классная работа.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу, записывать число, классная работа.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

  1. II. Актуализация знаний и мотивация
  2. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы
  3. Наглядный: презентация
  4. Практический: упражнение
  5. Частично - поисковый

2 мин

Посмотрите на слайд.

дядя                слово         мебель

страна           солнце        морковь

гостья             лук           помощь

деревня        рисунок        мать

земля               конь         сирень

- У каждого слова определите род и выделите окончание.

- По каким признакам сгруппированы существительные? (По роду и окончанию.)

- А что у них еще общего? (Имеют схожие падежные окончания.)

- Давайте посмотрим, действительно ли их окончания похожи, просклоняем существительные 1 группы дядя (м. р. и страна (ж. р.)  

- А теперь подуймайте: достаточно ли выделить окончание слова в Им. п., чтобы определить его склонение? (Нет) Почему? ( Нужно определить

На что ещё необходимо обратить внимание, чтобы это сделать? (Нужно определить число и род)

- Какой вывод мы можем сделать? (вывод напротив дядюшки Аги)

- Предположите тему и цель урока. (Типы склонений. Научиться определять тип склонения)

Знакомиться со словами в группах.

Находить признаки объединения слов по группам.

Вспоминать тему прошлого урока.

Определять признаки склонения имени сущ.

Размышлять над целью урока и учебной деятельностью

Формулировать тему урока.

П: формирование обобщенных знаний,

структурирование знаний;

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

П: формирование обобщенных знаний;

структурирование знаний;

  1. III. Постановка учебной задачи

Работа с учебником

IV. Открытие нового знания

Наглядный: презентация

Словесный: слово учителя

  1. V. Динамическая пауза
  2. Наглядный: видеофрагмент
  3. Словесный: слово учителя

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: упражнение

Наглядный: презентация Репродуктивный

VII. Включение в систему знаний

Практический: упражнение

Наглядный: учебник

- Да, сегодня мы научимся определять тип склонения имен существительных.

- Посмотрите на стр. 137 учебника. Чертим таблицу в 3 столбика. Оставьте первую строчку пустой – это будет шапка. Спишите по порядку, в каждый столбик признаки каждого склонения.

- Теперь надпишите  над признаками каждого склонения соответствующую цифру – 1, 2, 3. У вас получилась таблица типов склонения имён существительных.

А чтобы определить склонение имени существительного, нужно выучить алгоритм:

1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.
2. Определяю род.
3. Нахожу окончание.
4. По роду и окончанию определяю склонение.

- Можете ли вы, пользуясь этой таблицей, определить тип склонения какого-нибудь слова, например существительных трава, пень, облако?

- А можно ли отнести к какому-нибудь склонению слово время? Просклоняйте его по падежам. Почему? А слово сани?

- Обратите внимание на такие слова как время и сани, их нельзя отнести ни к одному из склонений, потому что их признаки не совпадают ни с первым, ни со вторым, ни с третьим склонением. А вот слово путь по его признакам можно было бы отнести ко второму склонению. Но совпадает ли набор окончаний этого слова с набором окончаний слов второго склонения? Так можно ли отнести его ко второму склонению? (Нет)

- Поэтому существительные, у которых окончания в падежах характерны для разных склонений. Таких слов совсем мало. К ним относятся 10 существительных на - мя (племя, время, стремя ,имя, бремя, знамя, пламя, семя, вымя, темя), сущ. м.р. - путь.

Видеофрагмент.

- Определите род и склонение имён существительных.

Жена, семя, книга, бедняга, сирота, злюка, время, дедушка, домишко, пальто, окно, животное, брюки, портье, гусь, ножницы, телефон, племя, брат, утро, тень, туфля, очки, помидор, смелость, перо, норка, щегол, дверь, ночь, туча, седло.

- Посмотрите на упр. 78 на стр. 138. Запишите падежные формы существительных в 3 столбика так, чтобы в каждом из них оказались слова одного склонения. Выделите в каждом существительном окончание. Есть ли в них орфограммы? (Да) Подчеркните их. Все ли эти орфограммы моно проверять по сильной позиции? (Нет) Почему?

По какому правилу пишутся орфограммы падежных окончаний, нарушающие закон письма?

Приступайте к работе.

Знакомиться с темой урока.

Работать с информацией учебника, выписывать признаки склонений.

Знакомиться с алгоритмом определения склонения имени сущ.

Определять склонение имени сущ. с помощью алгоритма и таблицы.

Отвечать на вопросы.

Воспринимать на слух информацию.

Выполнять движения.

Определять род и склонение.

Выполнять задание.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу;

П: умение понимать информацию в схематическом виде;

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации;

правильно выражать свои мысли в речи;

Л: мысленное воспроизведение ситуации;

П: формирование обобщенных знаний;

структурирование знаний;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу;

К: выражение мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации;

правильно выражать свои мысли в речи;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу;

  1. VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: ответы на вопросы

3 мин

- Что мы нового узнали на уроке?

- Сколько существует склонений?

- По каким признакам вы определяли склонение? (По роду и окончанию.)

- Напомните, какие существительные относятся к 1 склонению? (Существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я.)

- Ко 2-ому склонению? (Существительные мужского рода с нулевым окончанием  и существительные  среднего рода с окончаниями –о, -е.)

- К 3склонению? (Существительные женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце).)

- Кто научился определять склонение? Кто затрудняется?

Воспринимать на слух информацию.

Подводить итог урока.

Повторять правило определения склонения имени существительного.

П: рефлексия способов и условий действий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России

Цели:   повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках                             глагола; ...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение

Цели урока:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа

Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:•         Предметные:•...

конспект урока по русскому языку 3 кл. "Школа России" Канакина

Тема урока: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?Урок:  №41Тип урока: Открытие «нового» знанияВид урока: игра « Детективы»...