Числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Письмо цифры 9
методическая разработка по математике (1 класс)

Числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Письмо цифры 9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Куликова Елена Витальевна

ГБОУ Лицей №387

УМК «Школа России»

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3класс Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Часть 2 – 6-е  изд.- М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

Тип: Изучение нового материала

Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные

- учить определять, когда надо писать ь на конце имён существительных после шипящих;

- объяснять роль ь на конце имён существительных

Метапредметные

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути выхода из проблемной ситуации;

- делать вывод из наблюдений, обобщений;

- договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах

Личностные

- проявлять интерес к русскому языку

Ресурсы урока: Учебник; рабочая тетрадь; рабочая программа; карточки с индивидуальными заданиями и работы в группах, презентация к уроку по данной теме

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Актуализация  необходимых знаний

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

  1. Упражнение по чистописанию

Предлагает учащимся выполнить упражнение с буквой мягкий знак и соединения с ним.

- Начнём урок с минутки чистописания.

        Нарисуем мягкий знак

        Нежно капелькой

        Вот так…

  1. Орфографическая минутка

а) Наблюдательная разминка

  Предлагает учащимся прочитать группы слов на экране

Организует игру «Снежный ком»

Формулирует задание: назвать признаки, по которым данные слова разделены на две группы.

Обращает внимание на признаки слов с мягким знаком показателем мягкости согласных.

б) Выборочное списывание

Наводящими вопросами помогает выявить общее назначение людей данных профессий.

-Как вы думаете, что объединяет людей данных профессий?

- Что самое важное создают они для всех людей?

- Изделий из муки много. Прочитайте данные пословицы . Какое изделие из муки самое главное по мнению народной мудрости?

На примере одной из данных пословиц докажите эту мысль.

Обращает внимание на выделенную букву (Ь) в написании некоторых слов в пословицах.

-О какой роли мягкого знака уже вспомнили?

-А как узнать слова с мягким знаком разделительным?

Предлагает выписать пословицу, в которой есть слово с ь-разделительным.

Называют правила красивой посадки во время письма.

Выполняют упражнения по чистописанию.

Читают данные слова.

Называют все признаки данных слов: имена существительные, нарицательные, одушевлённые, мужского рода, единственного числа, именительного падежа, начальной формы.

Предлагают варианты деления слов на группы по разным основаниям: наличие или отсутствие безударного гласного в корне слова, наличие или отсутствие мягкого знака- показателя мягкости согласного.

Отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры продуктов из муки.

Читают выбранную пословицу и объясняют её смысл.

Называют признаки слов с разделительным мягким знаком.

Обосновывают выбор написания.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Проводит параллель с ранее изученным материалом и выдвигает проблему:

необходимо узнать ещё одну роль мягкого знака и научиться писать слова с этой орфограммой.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Формулируют этапы изучения новой орфограммы и составляют план урока.

  1. Организация познавательной деятельности

  1. Наблюдение над языковым материалом

Предлагает самостоятельно выполнить задание на индивидуальных карточках.

Организует фронтальную проверку с опорой на образец.

Предлагает сравнить данные группы слов и уточняет, что это значит.

-Что значит сравнить?

 Выдвигает проблему:

- А теперь выясним ещё одно важное отличие.

-Как вы думаете, будут ли одинаковыми последние буквы в словах каждой пары?

-Выбери и запиши слово «да» или «нет».

Физ. минутка: Сначала встают учащиеся, которые выбрали ответ «да», а затем - «нет».

  1. Признаки орфограммы

Напоминает учащимся проблему:

-Как же нам узнать, чьё предположение окажется верным?

-С чем же нам предстоит работать, если есть выбор написания?

Организует работу с учебником:

-На странице 31 учебника прочитайте название орфограммы, с которой будем работать.

Организует коллективную работу по анализу и выполнению заданий упражнения №51(с.31):

-Прочитайте слова упражнения.

-Прочитайте задания, в которых описаны действия, которые мы уже выполнили с данными словами.

-Прочитайте задание, которое поможет узнать особенность написания этих слов.

- Прочитайте задание, из которого узнаем, как записывать слова.

Организует фронтальную работу с комментированным списыванием слов из упражнения в две группы. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи:

-Подчеркните последние буквы в словах.

-Сделайте вывод о том, когда на конце имён существительных после шипящих пишется буква – «ь».

Физ. минутка:

-Посмотрите на группы слов. Одинаковы ли буквы на конце слов каждой пары?

-Встаньте, кто выбрал слово «НЕТ». Значит в начале изучения новой орфограммы ваши предположения оказались верные!

Организует поисковую работу обучающихся по выявлению признаков слов с изучаемой орфограммой:

- Как узнавать слова с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»?

-Что вы назвали?

-Запишите эти признаки слов данной орфограммой в таблицу?

                              Признаки орфограммы

  «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Организует коллективную проверку по слайду презентации.

Предлагает работу по использованию данной таблицы для упражнения нахождения слов с изучаемой орфограммой.

Слова записаны на доске.

пустошь          кулич             выигрыш

хорош              речь                выиграешь

финиш           беречь             тишь

-Что узнали о новой орфограмме?

-Чему будем теперь учиться?

  1. Составление алгоритма.

- Что же нам теперь нужно узнать, чтобы восстановить написание данных слов?

- Чему нужно научиться?

Организует работу с правилом по учебнику на странице 31 и беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:

-Что узнали о написании имён существительных женского рода?

- В чём особенность существительных? Найдите и прочитайте в тексте правила.

- Прочитайте примеры из правила.

-В какой форме все эти имена существительные?

-Что это значит в «Начальной форме»?

-Прочитайте об особенностях написания существительных мужского рода.

-Что составим, чтобы удобнее было пользоваться правилом?

Организует выполнение задания по составлению алгоритма в парах.

-Задание сложное, поэтому работать будете в парах, чтобы помогать друг другу.

-Договоритесь, кто будет диктовать, а кто будет заполнять пропуски в алгоритме.

  1. Упражнения в использовании алгоритма.

а) Комментированное списывание деформированных слов с доски:

пустош…          кулич…             выигрыш…

                            реч…              

финиш…                                      тиш…

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:

-Какие пункты алгоритма помогли найти слова с этой орфограммой?

-Какие пункты алгоритма помогут выбрать верное написание слов?

б) Дидактическая игра «Кто быстрее?»

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке и формулирует задание игры:

-Прочитать текст на слайде презентации и найти раньше других слова с изучаемой орфограммой.

Организует взаимопроверку с опорой на образец.

Выполняют задание на карточках, которые вклеены в тетрадях у каждого ученика:

Произнеси слова. Укажи в каждом  последний звук:

(старинный)  ков[     ] - мы[     ]  (серая)

(острый)           но[     ] -  ро[     ] (золотая)

(детский)        вра[     ] - до[     ] (маленькая)

(верный)  товари[     ] -  ве[     ] (ценная)

Обосновывают действия, которые выполняли.

-выяснить чем слова похожи, а чем отличаются:

на конце слов слышатся шипящие согласные звуки;

все слова- имена существительные в начальной форме

в первой группе- сущ. мужского рода, а во второй- женского.

Если думают, что написания будут одинаковые, то пишут на полях рабочих тетрадей «да», а если написания разные - пишут «нет».

Высказывают предположение, что работать будут с новой орфограммой.

Находят и читают название орфограммы.

Анализируют задания и зачитывают задания, которые уже выполнили, работая с этими же словами на индивидуальных карточках:

«Произнесите звуки, которые услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках».

Зачитывают задание, направленное на выявление признаков слов с изучаемой орфограммой:

«А что необычного вы заметили в написании данных слов».

Делают вывод: в некоторых словах есть буква Ь, а в некоторых нет.

«Определите род имён существительных. Запишите слова в две группы».

Выполняют упражнение в тетради, проговаривая выбор группы по цепочке.

Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

Заполняют таблицу самостоятельно.

Находят слова с орфограммой, доказывая с опорой на знания признаков данной орфограммы, отмечают слова эмблемой.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание в парах, заранее договорившись, кто диктует, а кто записывает пропущенные слова на карточке с алгоритмом.

Задание: Дополни алгоритм по правилу.

  1. Произношу слово и выясняю, оканчивается ли оно на _____________________ согласный звук.
  2. Выясняю, является ли слово именем существи-

тельным в _____________________форме.

  1. Определяю    _________   имени существительного.

           м. р.: не пишу___          ж. р.: пишу____

   4) Проверю

Выполняют упражнение в тетради. По цепочке комментируют выбор написания слов с изучаемой орфограммой, которые анализировали на этапе «Упражнения обнаружения слов с изучаемой орфограммой».

Обосновывают выбор написания с опорой на пункты алгоритма.

Слушают стихотворение, находят и выписывают слова с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой и называют пункты алгоритма , на которые опирались при выполнении задания.

  1. Рефлексия деятельности

Даёт задание на поиск среди данных слов особенных и организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

- Как узнали, что слово «бриошь» женского рода?

- Что же может показывать буква ь на конце имён существительных после шипящих?

Организует выполнение задания в четвёрках и отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует коллективную проверку.

-Что же такое бриошь? Узнаете, выполнив следующее задание: прочитайте объяснение лексического значения слов и подберите подходящее.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке с опорой на план урока.

Рассматривают слайд, читают названия и определяют «лишние» слова по какому либо признаку:

«Крендель», т.к. нет изучаемой орфограммы. «Бриошь», т.к. единственное слово женского рода среди данных.

Выполняют задание в четвёрках, выбирая  подходящие по смыслу слова среди данных на доске.

Задание на карточке для работы в четвёрках:

                         Хлеб

_________ -витой пшеничный хлеб.

________- сладкий, очень сдобный высокий хлеб, обязательно с изюмом или цукатами, который готовят к Пасхе.

________- пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой.

_______ - армянская тонкая лепёшка из пшеничной муки. Традиционно считается символом радости и мира.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как их усвоили.

Дополнительное творческое задание:

Даёт комментарии по выполнению домашнего задания.

  Задание: Продолжи текст.

                                Какой продукт едят все народы?

              У каждого народа есть своя  кухня  и свои способы приготовления пищи. О вкусах не спорят. Но есть один продукт, который едят все народы. Это хлеб! Он бывает разный по вкусу, способу приготовления и форме.

                А у нас дома любят…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика Число и цифра 9. Письмо цифры 9.

Данный урок является уроком открытия нового знания. Материал урока направлен на развитие творческого мышления, алгоритмической культуры учащихся.  . Изложение нового материала ведётся метод...

Числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Письмо цифры 9

Открытый урок для семинара: Урок в условиях введения ФГОС".  Задача : Формировать УУД в процессе формирования предметных действий...

Числа и цифры 8, 9. Письмо цифры 8 . УМК "Школа России"

Урок -игра с использованием системно-деятельностного метода обучения.Формирование  умения правильно соотносить числа и цифры, знакомство с образованием числа 8, обучение письму цифры 8....

«Число и цифра 5. Письмо цифры 5»

Конспект урока по математике 1 класс II отделение тема: «Число и цифра 5. Письмо цифры 5»...

Тема урока: Число и цифра 6. Письмо цифры 6.

познакомить с числом и цифрой 6, научить писать цифру и соотносить цифру и число предметов...

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....