Сочинение по наблюдениям "Как опадают осенние листья".
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс) на тему

Копытина Юлия Владимировна

Сочинение по наблюдениям "Как опадают осенние листья" можно исползовать на уроке по развитию речи во 2 или 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_kak_padayut_listya.doc44.5 КБ
Office presentation icon soch.kak_opadayut_listya.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по наблюдениям  «Как опадают листья» 3 класс

Цели: формировать умения проводить наблюдения по заданной теме и собирать материал к сочинению; развивать умения использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

Задачи:

развивать у учащихся связную речь;

формировать умение раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте;

учить излагать свои мысли письменно.

Тип урока:

урок развития речи с использованием ИКТ.

Оборудование:

листья осенних деревьев;

мультимедийный проектор;

компьютер;

экран;

компьютерная презентация.

Ход урока

1)Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку русского языка? А теперь послушаем, кто тише сядет на свои места – девочки! Мальчики! Приступим к уроку.

2) Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

– Сегодня мы попробуем стать писателями, и мы, как настоящие писатели, напишем свое произведение об осени.

– Как можно назвать то, что придумал и написал писатель?

– Придумывать – значит, что делать?

– И наша работа будет называться СОЧИНЕНИЕ.

– “Сочинять рассказ” значит составить текст. Что такое текст?

– Мы пробовали уже составлять тексты?

– Мы будем составлять текст на осеннюю тему, а для того, чтобы у нас получился красивый и грамотный рассказ, к чему нам нужно стремиться?

– Как думаете, получится?

– Нам помогут наши знания, которые мы сейчас восстановим в памяти!

– Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая.

-Что именно происходит в природе осенью?

– Мы вспомнили, какие изменения происходят в природе осенью. Для чего? Эти и другие знания нам помогут в нашей сегодняшней работе.

3)Лексическая подготовка.

- А теперь мы начнём готовиться к написанию сочинения. Возьмите черновики и все необходимые записи, пометки делайте пока в них. Как мы назовём сочинение? (Как опадают листья). Запишите в черновиках Сочинение, и заголовок сочинения «Как опадают листья».- Какие слова синонимы мы можем использовать вместо глагола «опадают»? (Кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются, плывут…) По ходу объясняйте написание этих слов. Запишите опадают - …

- За какими деревьями удалось наблюдать?

- Сегодня я принесла для вас некоторые осенние листочки. Сейчас посмотрим, узнаете ли вы их? Но сначала отгадайте загадку.

Под моей листвою пышной

 Можно скрыться в летний зной.

 Если "К" сочтете лишним,

 Смысл получится другой.

 Стану белым и пушистым,

 Волокнистым, шелковистым,

 Полотенце, простыня могут выйти из меня.

(Клён) Кто хочет найти кленовый листок?

На что похожи кленовые листочки? Как они опадают? Почему медленно падают? (Тяжёлые) Составьте предложение о листьях клёна. Медленно плавно опускаются звёзды клёна.

Загадка №2.

Белоствольные красавицы 
Дружно встали у дорожки, 
Книзу веточки спускаются, 
А на веточках сережки
 (Берёза) Найдите в коробочке лист берёзы.

 Как можно сказать про берёзу? Какие у неё листочки? Сыплются резные листья берёзы.

Загадка №3.

Ароматное цветенье.
 И весною день рожденье.
 И поет как будто скрипка – 
 Шелестит так нежно...
 (Ответ: липа) Найдите лист липы.

 На что похожа форма листа липы? Составьте предложение об этом дереве. Кружатся сердечки  липы.

Загадка №4.

Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.

  Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.
 Из него добротен сруб.
 Угадали? Это … (Ответ: дуб) Найдём листочек дуба.

Найдите лист дуба. Составьте о нём предложение. С дубов полетели вертолётики.

Загадка №5.

Кудри в речку опустила,
И о чём-то загрустила, 
А о чём она грустит,

Никому не говорит (Ива). Найдём лист ивы.

 - Как точнее сказать об иве? На что похож лист ивы? На маленьких золотых рыбок, которые плавают в воздухе. Плавают в воздухе золотые рыбки ивы. (Правописание выделенных слов дети объясняют).


4.Физминутка.

- Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Верю – не верю», тема игры - деревья. Правила такие: если вы отвечаете на вопрос утвердительно «да» – вставайте, а кто не согласен – оставайтесь на своих местах.

5.Обсуждение структуры сочинения.

Продолжим готовиться к написанию сочинения. Для того чтобы не сбиться с хода нашего повествования, что мы должны составить? (План сочинения). Напоминаю, что план будет состоять из 3-х частей, какой из этого следует вывод? (В тексте будет 3 абзаца). 

- С чего начнём сочинение? (С того, что наступила осень). Как же мы назовём вступительную часть? (Осень). Запишите в черновике план, название вступления «Осень».

- Какие слова, образные выражения вы используете, описывая осень? (Волшебница, золотая, красавица, дивная, славная, очаровательная, дождливая, печальная, чародейка). Запишите в черновике понравившиеся определения осени.

- Какое предложение должно закончить вступление, чтобы был переход к описанию листопада? (С деревьев опадают листья).

- О чём будем рассказывать в основной части? (Как с разных деревьев опадают листья). Какое прилагательное очень часто используют, называя цвет осени? (Золотая) А как называется явление природы, очень часто бывающее осенью, когда с неба на нас падают осадки? Так каким-же красивым образным выражением можно озаглавить эту часть? (Золотой дождь). Запишите второй пункт плана. Запомните, что в сочинении нужно избегать повторов. Поэтому словосочетание «опадают листья» вы можете использовать только один раз. Дальше ищите синонимы. В этой части плана вы напишите про то как облетают листочки, которые мы наблюдали на экскурсии, про то, что обсуждали в начале урока и про то, что вы сами наблюдали.

- В какие цвета раскрашивает осень листья? (Красные, жёлтые, бурые, золотистые, пурпурные, пёстрые, бронзовые, пунцовые…).

- Полюбовавшись листопадом, чем мы закончим сочинение? Запишите название 3 части плана – Красота листопада. В последнем предложении вы, несомненно захотите выразить своё отношение к осеннему листопаду, тогда каким ваше предложение будет по интонации? (Восклицательным).

6. Физминутка для глаз.

- А сейчас, чтобы отдохнули наши глазки, сделаем не большую физминутку для них. Следите за движущимися предметами на экране, головой не вертим, только глазами. Если картинка мигает, то мы моргаем. 

7. Запись сочинения.

- В творческих  тетрадях приступайте к написанию сочинения. Запомните, что ваши сочинения должны быть индивидуальны, мы лишь показали какие сравнения и красивые выражения можно применить. А вы постарайтесь привнести в сочинение что-то своё. Помните, чтобы ваши сочинения получились хорошими, нужно добавить связности в изложение, красочности в описание, правильности построения предложений, грамотного написания. Я желаю вам удачи.

А поможет вам в написании музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь». 

8. Проверка написанного.

- Кто бы хотел прочитать своё сочинение? (Заслушать 2 – 3 работы). Молодцы!

9. Подведение итога урока.

- Чем мы сегодня занимались? Что новое вы узнали?

10. Объяснение домашнего задания.

- Сочинение перепишите в тетрадь, а также, ребята, нарисуйте, пожалуйста, иллюстрацию к своему сочинению. Выбор стиля за вами (краски, карандаши, фломастеры). Завтра сдадите вместе с сочинением.

- Урок окончен. Подготовьтесь к следующему уроку и можете идти на перемену.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч .

Слайд 4

– Медные, кирпичные, бурые, коричневые… Могучий старый дуб расстается со своей листвой без жалости. Он отпускает их как корабли в свободное плавание.

Слайд 5

Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан.

Слайд 6

– Края у листьев березы резные, а лист похож на сердечко. – Кружатся, летят, сыплются, вьются, парят в воздухе… Сыплются, словно золотой дождик, резные листочки кудрявой березы. Ярко-желтые с резным краем листья белоствольной березы парят в воздухе.

Слайд 7

Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый Листьев хоровод. Землю быстро укрывает Золотым ковром- Пусть родная засыпает Долгим зимним сном.

Слайд 8

– Они крупные. – Большие, тяжелые, огромные. – На звезды, на ладошки… Медленно опускаются на землю тяжелые листья клена. Плавно и не торопясь, летят к земле огромные кленовые листья. Оранжевые звезды кленовых листьев плавно опускаются на землю.

Слайд 9

Никто не пугает, а вся дрожит.

Слайд 10

Красивые китайские фонарики. Красивые китайские фонарики, кружась в танце падают на землю.

Слайд 11

С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня всё ж обижают, Шкурку тонкую сдирают.

Слайд 12

– Листья липы похожи на маленькие сердечки, монетки, пятачки. Кружатся на ветру разноцветные сердечки липы. Словно монетки осыпаются под ноги желтые листочки липы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-презентация по предметам Познание мира и Самопознание "Почему осенью листья желтеют и опадают?"

На уроке учащимся подается большой объем познавательного и воспитывающего  материала  в виде игр, соревнований, релаксации......

Тема: Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница»

Цели: Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений. Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания. Развивать способности точного употребления слов в ус...

Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница»

Цели:Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания.Развивать способности точного употребления слов в устной и пи...

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Коспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья" по литературному чтению. "Школа России"....

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Конспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья". Сочинение-миниатюра "О чём расскажут осенние листья". "Школа России"....

Сочинение по личным наблюдениям «Как опадают листья»

Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по личным наблюдениям" в 3 классе...

Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»

Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»...