Знакомство с понятием «сложные слова» 3 класс Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Патрина Светлана Сергеевна

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»

Тип урока:  открытие нового знания

Авторы УМК: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

Цель:   путём наблюдения над значением корней формировать умение понимать лексическое значение сложного слова.

Планируемый результат: К концу урока учащиеся могут объяснить какие слова называются сложными, как выделить корни в сложных словах.

Форма работы учащихся: фронтальная,  групповая, парная, индивидуальная.

Технологии: деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающая,  АМО, сотрудничества.

Оборудование: учебник русского языка для 3 класса УМК «Школа 2100», проектор, компьютер, карточки для парной, групповой работы, листочки для АМО «Определение ожиданий и опасений», изображение дерева на бумаге, маленькие листочки у каждого учащегося с изображением дерева (листы самооценки), план урока на листах, алгоритмы, презентация Power Point.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 с. Бада

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Знакомство с понятием «сложные слова»

УМК «Школа 2100»

Учитель: Патрина С.С.

2017-2018 уч.г.

Класс: 3

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»

Тип урока:  открытие нового знания

Авторы УМК: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина 

Цель:   путём наблюдения над значением корней формировать умение понимать лексическое значение сложного слова.

Планируемый результат: К концу урока учащиеся могут объяснить какие слова называются сложными, как выделить корни в сложных словах.

Форма работы учащихся: фронтальная,  групповая, парная, индивидуальная.

Технологии: деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающая,  АМО, сотрудничества.

Оборудование: учебник русского языка для 3 класса УМК «Школа 2100», проектор, компьютер, карточки для парной, групповой работы, листочки для АМО «Определение ожиданий и опасений», изображение дерева на бумаге, маленькие листочки у каждого учащегося с изображением дерева (листы самооценки), план урока на листах, алгоритмы, презентация Power Point.

Ресурсы: Yandex.ru

http://www.tochkagif.ru/photo/prazdnik_dnja/den_angela/58  анимационные картинки

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/   

Материалы с сайта http://school2100.ru 

УУД:

Личностные: 

  • самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Регулятивные:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Познавательные:

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

 Коммуникативные:

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Ход урока

  1. Оргмомент
  1. АМО «Комплимент»
  2. Отправляемся в лес

Слайд

  1. План урока – вырастим «дерево знаний», составим план урока:

1.повторяем

2. открываем

3. закрепляем

4.подводим итоги

http://peterlife.ru/doc/animebooks/081/image002.gif(дерево на доске и у каждого ребенка – «Дерево успеха»)

4)АМО «Определение ожиданий и опасений»: на яблочке зеленого цвета напишите – что хорошего я жду от урока, на красном – чего я боюсь. Разместите их на дереве знаний.

  1. Актуализация знаний

1)Чистописание                      

          Индивидуальные задания в тетрадях

  1. Орфографическая минутка

 индивид. задания на доске: лесник1, перелесок2

А) В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.

Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.

Слайд

 Безударные        согласные               непроизносимые

- Вспомните полные названия этих орфограмм.  (безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова).  Проверьте себя. (Слайд. На слайде появляются правильные названия орфограмм.)


- Давайте повторим безударные гласные.

- Поработайте в паре:

Подберите  проверочные слова, выделите корень, подчеркните орфограммы:

Г..л..ва –

П..л..са –

Ст..р..жить –

Г..р..дить –

М..л..дой –

Д..р..гой –

Х..л..да –

Ст..р..на –

– Какое правило использовали при написании безударной гласной? (примеры)

2). – Что объединяет эти орфограммы?

(Пишутся в корне)

– Что мы знаем о корне?

– Составьте рассказ по плану.

План.

  • Что такое корень?
  • Как пишутся корни в однокоренных словах?
  • Как найти корень слова?

- Давайте на нашем дереве разместим все, что мы знаем о корне.  Какой части не хватает дереву? (корня). Давайте составим корень слова.

(собирают корень дерева из кусочков, на которых написаны сведения о корне)

Корень - главная часть слова и общая часть однокоренных слов.

В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается

Что найти в слове корень, надо: подобрать однокоренные слова, объяснить их смысл, выделить общую часть.

Корни однокоренных слов пишутся одинаково.

- Молодцы! Оцените свою работы на этапе повторения, поставьте отметку на дереве успехов.

  1. Постановка проблемы

-Прочитайте слова на доске.

-Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов  записано?

(на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)

-Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)

-Распределите их по столбикам. (работа в группе)

-Почему взяли эти слова в 1 группу? (с корнем -пад-)

-Почему взяли эти слова во 2 группу? (с корнем -вод-)

(Если не возьмут слово водопад):

-Почему вы не взяли слово «водопад»?

-Вы считаете, что это слово лишнее?

-Объясните, что обозначает слово «водопад» (Поток воды, который падает с высоты).

-Как вы считаете, куда его нужно отнести?

-Все ли согласны? Кто думает по-другому?

-Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)

-Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове «водопад»? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?)

-Как же на них ответить? (Мы пока не знаем)

  -Знаний не хватает, поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам        решить проблемную ситуацию.

Назовем цель урока: узнать могут ли быть слова с двумя корнями.

  1. Ф.минутка      

                                                                                                                                         

  1. Открытие нового знания

-Начнём с наблюдения.

- Прочитайте слова:

Горихвостка, утконос, носорог, мухоловка.

-Посмотрите на иллюстрацию. Это птичка называется горихвостка. Послушайте, как описывает её Е.Ильин в своём стихотворении. (рассказывает подготовленный ученик)

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом,-

Это птичка – невеличка

Под кустом трясёт хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит-

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

-Что особенного у этой птички?

Что сказано в стихотворении о хвосте птички?

-А как горит?

-Понаблюдаем, как образовалось слово «горихвостка» (запись на доске горихвостка)

-Подберите однокоренные слова с корнями -гор- и -хвост-, запишите эти слова в два столбика (один ученик у доски, остальные в тетрадях)

-Почему вы считаете, что эти слова однокоренные?

-Послушайте ещё раз слово ГОРИХВОСТКА.

-Что заметили? (в слове 2 корня).

-Понаблюдаем за словом носорог, а за остальными словами самостоятельно в группе.

Самопроверка по эталону

Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

-Вернёмся к цели урока – узнать, может ли в слове быть 2 корня.

-Посмотрите на результат нашего наблюдения. Сделайте вывод.

Как бы вы назвали эти слова.

-Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.106.

-Итак, какие же слова называются сложными?

Оцените работу на этом этапе, поставьте отметку на дереве успехов. На доске расположить на дереве тему урока, определение сложных слов

  1. Закрепление в устной речи
  1. Ребята, как думаете, как определить, сложное слово или нет?

Давайте составим алгоритм определения сложного слова.

1. Читаю слово

2. Подбираю однокоренные слова

3. Объясняю смысл слова

4. Выделяю корни

2) работа в паре

Попробуйте, используя алгоритм, найти среди предложенных сложные слова

Красношейка, черноголовка, сова

Коллективная проверка, самооценка

  1. Закрепление в письменной речи

Самостоятельная работа.

- Попробуйте сами выбрать задание по уровню:

1 уровень (необходимый)

Объясни, что обозначают слова:

Камнепад, мореход, пешеход

2 уровень (повышенный)

Запишите по определению слова, выделите корни:

Пчела, разводить –

Леса, рубить –

Снег, падать -

- Самопроверка по эталону. Самооценка на дереве знаний.

  1. Рефлексия

1) -Заканчивая урок, давайте вспомним, какую  тему мы начали изучать?

- Какие слова называются сложными?

          -Приведите свой пример сложного слова (спросить несколько учеников).

-У вас на столах карточки с высказываниями литературных героев о том, что такое сложные слова. Прочитайте, выберите, с кем из героев вы согласны, и поднимите эту карточку

Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».

Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова.        

Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами»

2)Поставьте итоговую отметку на «дереве успехов»

3)выберите листок с ожиданием или опасением выбранным в начале урока, какие ваши ожидания оправдались, разместите на нашем дереве

  1. Домашнее задание

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

-Обязательное для всех - подобрать 10 слов, которые подходят к теме сегодняшнего урока - необходимый

-И по желанию вы можете выполнить творческое задание - сочините сказку о сложных словах (как они образуются) или сказку, в которой используются сложные слова - повышенный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка в 3 классе с презентацией на тему: "Знакомство с понятием "сложные слова"( Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)

На уроке русского языка ребята познакомились с понятием сложные слова, с их особенностями. В начале урока ребята получили положительный эмоциональный настрой, встав в круг и взявшись за руки .Получив ...

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс

Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова». 4 класс,Муниципальное образовательное учреждение Алданского района, « Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Томмот Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов

—  Цель урока создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.—            Тип урока...

Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)

Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....

"Знакомство с понятием сложные слова" 3 класс

Технологическая карта урока "Знакомство с понятием сложные слова" 3 класс...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Знакомство с понятием «сложное слово»"

Цель: познакомить обучающихся с понятием «сложные слова»...