Склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бокова Ирина Владимировна

Для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_tipa_skloneniya_imen_sushchestvitelnyh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Три типа склонения имен существительных.

Цели:

Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен   существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природ

                                   ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

 - Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 2. (презентация  - приложение 1)

(ответы детей).

- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

 

2. Постановка учебной задачи.

     На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.

         Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.

  1. Изучение нового материала.

 Слайд 3 (презентация –приложение 1). Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, окно, степь

- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)

- Разделите имена существительные на группы.

- По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию. Слайд 4 (презентация-приложение1).

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Слайд 4 (презентация –приложение1).

- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.) Электронная таблица (приложение3).

- Прочитайте правило на стр.76. Правильно ли сделали вывод? (читают правило)

  1. Первичное закрепление.

а) Выполнение тренажера.  ( приложение 2)

б) Фронтальная работа.

- Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

  1. Динамическая пауза.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.-правую ногу к груди.

А) Кто ни в жару, ни в стужу

     Не снимает шубу?  (баран)

Б) Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз? (белка)

В) Заверчу, закружу,

     В небеса улечу (вертолет)

Г) Ящик на  коленях пляшет –

    То поет, то горько плачет (гармонь)

Д) Никого не обижает,

    А её все толкают (дверь)

Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- А сейчас посмотрите на экран. Выберите себе то задание, которое вам подходит. Прочитайте задание. Слайд 5. (презентация – приложение 1)

Работа проходит на три уровня.

Спишите предложения, у существительных определите склонение.

Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.

Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

Проверка.

- Как вы определили склонение у существительных? ( поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)

  1. Межпредметная связь.   ( Включается фонограмма с голосами  птиц)

Слайд 6 (презентация – приложение 1)

- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются?  Как надо вести себя в лесу, на поляне?

  1. Рефлексия деятельности.

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).

  1. Домашнее задание.

1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.

2 уровень -  упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

  1.  Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как узнать склонение существительных?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...