Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сафронова Ольга Николаевна

Конспект урока "Местоимение как часть речи. Личные местоимения", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи; учить распознавать местоимения среди других частей речи; познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число.

Ход урока

I. Орг момент

1 марта.

Классная работа.

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

II. Актуализация знаний

  Словарь: коньки, аллея, ворона, билеты, агрономы, яблони, коллективы.

III. Самоопределение к деятельности

- Что объединяет эти слова? Назовите общие признаки. (имена сущ, нариц, И. п)

- Что обозначает имя существительное? (предмет)

- На какие вопросы отвечает? (кто? что?  и другие)

- Назовите постоянные и непостоянные грамматические признаки  имен существительных.

Существительное

Предмет

Кто? Что?

                      Постоянные  признаки               Непостоянные  признаки        

           Одушевленное – неодушевленное                      Число

             Собственное – нарицательное                           Падеж

                             Род

                         Склонение

В предложении: подлежащее, второстепенный член предложения  -----------                    

- Внимательно прочитайте имена существительные  в словаре. Слова,  какой части в них спрятались?

- Запишите их в тетрадь.

Он, я, она, ты, оно, мы, они, вы.

- Какую часть речи записали?

 - Определите тему нашего урока (Личные местоимения )

- Предположите, чему мы сегодня будем учиться, какие задачи ставим перед собой?

(- Задачи урока: вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения, повторить грамматические признаки личных местоимений)

- Как вы думаете, почему местоимения так называются?

сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

 

«В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

- Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась,  и слова стали называться местоимениями.

- Почему местоимения так называются?

! Название из старославянского

-Какие местоимения вы услышали в сказке? (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- В русском языке 69 местоимений.

- Сегодня мы повторяем личные местоимения. Посчитайте  в тетради сколько их (8) .

IV. Работа по теме урока

- Как вы думаете почему местоимения называются личными? (они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежащее кому – то лично)

- В сказке вместо какой части речи использовались местоимения? (сущ)

- Чем местоимение отличается от существительного? (Сущ обозначает предмет, мест указывает на предмет, но не называет его)

- На какие вопросы отвечают местоимения?

- Давайте подумаем, если местоимения могут заменять имена существительные, они могут иметь такие же грамматические признаки . Давайте вспомним какие.

На доске таблица

 Карточка № 2

- У вас в тетради записаны местоимения. На какие две группы можно разделить местоимения? (я, ты, он, она, оно    -    мы, вы, они)

- На какие три группы можно  разделить личные местоимения? (я, мы  -  ты, вы   - он, она, оно, они)

Вывод:  Местоимения бывают ед и мн числа и имеют лицо

Заполнение таблицы

Ед ч

Мн ч

1 лицо

2 лицо

3 лицо

- Откройте учебники на стр 54№ 112. Сравните, правильно ли вы заполнили таблицу?

- Расскажите по таблице «Личные местоимения» о грамматических признаках ? (Личные местоимения имеют категорию лица и числа)

- Какие личные местоимения и в каком числе  изменяются по родам? (личные местоимения 3 л в ед ч изменяются по родам)

- Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (я, мы)

- Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (ты, вы)

- Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (он, она, оно, они)

- Когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение «Вы», а когда «ты».? (Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям принято употреблять в речи личное местоимение «Вы»)

V. Физкультминутка

- Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

- Чем может нам помочь это стихотворение?

VI Закрепление

Карточка № 2

- Отредактировать текст

Прочитайте этот текст. Найдите речевые ошибки.  

Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга  подняла в воздух легкие снежинки. Снежинки  закружились в хороводе.

- Какие слова помогут избежать повторов? (Мест). Местоимения помогают избежать речевых ошибок.

- Исправьте текст. На что указывают местоимения.

- Назовите главные члены в 1 и 2 предложениях. Какой частью речи выражено подлежащее.

- Какую роль выполняют в речи (помогают избежать повторов)

- Каким членом предложения может быть личное местоимение? (подлежащим в И.п)

- Подчеркнуть основу предложения

С 54 № 113

Прочитайте стихотворение В. Лифшица «Петя и слова».

Выпишите из предложения местоимения и укажите их грамматические признаки. (Он (3 л., ед. ч., м. р., вы (2 л., мн. ч., мы (1 л., мн. ч., ты (2 л., ед. ч.)

 С 54 № 114

Прочитайте. В скобках даны грамматические признаки местоимений. Назовите по ним местоимения.

Запишите предложения, вставляя пропущенные местоимения в соответствии с указанными грамматическими признаками. (Бабушка, ты тоже маленькой была. Вы со мной знакомы близко. Я – приветливая киска. Перемыли мы посуду, навели порядок всюду. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.)

VII. Рефлексия

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему

  1. я, они, на, ты (предлог)
  2. но, оно, она, они (союз)
  3. я, Яна, ты, вы (сущ)
  4. он, она, они, оно (мн ч)
  5. он, она, они, мы (1 лицо)

Выпишите из первой строчки местоимения, указав лицо и число. (Я – 1л, ед.ч., они – 3 л., мн.ч., ты – 2 л., ед.ч). (Устно?)

VII. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Карточка № 2

Карточка № 3

- Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

Карточка № 4

Прочитайте текст. Найдите ошибки.

    Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга  подняла в воздух легкие снежинки. Снежинки  закружились в хороводе.

__________________________________________________________________________

Карточка № 2

Карточка № 3

- Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

Карточка № 4

Прочитайте текст. Найдите ошибки.

    Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга  подняла в воздух легкие снежинки. Снежинки  закружились в хороводе.

Карточка № 1

 «Достойная замена»

«В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

- Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась,  и слова стали называться местоимениями.

__________________________________________________________________________

Карточка № 1

«Достойная замена» 

«В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

- Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась,  и слова стали называться местоимениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...

Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 3 класс, УМК: Школа России

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий о новой части речи «Местоимение», его значении и употреблении в речи.Задачи урока Дидактические:1. Формир...

Методика изучения части речи «Личные местоимения»

Тонкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А.С. Большаков, Л.В. Филиппова). В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка наход...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект урока построен по программе "Школа России" , по учебнику В.П.Кананкиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: открытие новых знаний. Цель: сформироват...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект составлен по программе "Школа России", по учебнику В.П. Кананкиной,В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: сформировать...