Методика изучения части речи «Личные местоимения»
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Ефимова Елена Витальевна

Тонкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А.С. Большаков, Л.В. Филиппова). В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина отмечают, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют детям упражнения, доступные их возрасту. Много внимания авторы уделяют пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Все эти авторы опираются на широко известные исследования профессора М.М. Кольцовой, которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Лагутина в программе и методических рекомендациях для образовательных учреждений компенсирующего вида предлагают систему графических упражнений, которая делится на три этапа:

1) зарисовка фигур из прямых вертикальных и горизонтальных линий;

2) письмо наклонных линий;

3) зарисовка кругов и овалов.

Однако авторы не дают конкретных заданий по данным направлениям работы. Е.В. Владимирова и Р.Д. Тригер в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., обосновывая тем самым подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному. Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики – кисти и пальцев рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_podgotovke_ruki_k_pismu.docx429.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Методическая разработка

Подготовка руки к письму у детей с нарушениями интеллекта

Содержание

1.        Анализ литературы по проблеме подготовки руки к письму        3

2.        Формирование каллиграфических навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)        6

3.        Методика обучения письму младших школьников Е.Н. Потаповой        10

ПРИЛОЖЕНИЕ        27

Список литературы        36


  1. Анализ литературы по проблеме подготовки руки к письму

Тонкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А.С. Большаков, Л.В. Филиппова). В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина отмечают, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют детям упражнения, доступные их возрасту. Много внимания авторы уделяют пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Все эти авторы опираются на широко известные исследования профессора М.М. Кольцовой, которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Лагутина в программе и методических рекомендациях для образовательных учреждений компенсирующего вида предлагают систему графических упражнений, которая делится на три этапа:

1) зарисовка фигур из прямых вертикальных и горизонтальных линий;

2) письмо наклонных линий;

3) зарисовка кругов и овалов.

Однако авторы не дают конкретных заданий по данным направлениям работы. Е.В. Владимирова и Р.Д. Тригер в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., обосновывая тем самым подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному. Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики – кисти и пальцев рук.

Рабочая программа по письму

Год обучения (класс)

Программа

Первый класс

На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащихся к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование леготехнологии.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Второй класс

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.

Овладение разборчивым, аккуратным письмом.

Третий класс

Закрепление написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Выработка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

  1. Формирование каллиграфических навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

В младшем и среднем возрасте работа сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами, что создает основу для овладения в старшем возрасте пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Пассивная гимнастика. Простейший метод — массаж. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. В комплексе по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук детям предлагается самомассаж с использованием специального мячика с шипами, с «ребристым» карандашом (ручкой) и катушкой из-под ниток.

Активная гимнастика. Предполагает игры для развития мелкой моторики рук ребенка, развития тактильной чувствительности, осязания, подвижности пальчиков. Это различные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные палочки. Пальчиковая гимнастика.

Упражнения пальчиковой гимнастики условно делятся на три группы.

Первая группа – упражнения для кистей рук.

Вторая группа – упражнения для пальцев условно статические.

Третья группа – упражнения для пальцев динамические.

Графические упражнения. Особо место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей. Существуют различные виды штриховки. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 мин.

Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с речью детей. В ходе физкультминуток детям предлагается «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты.

Выдающийся итальянский педагог и психолог Мария Монтессори одна из первых разработала методику обучения умственно отсталых детей. Она одна из первых отметила, какое значение имеет для детей игра — это удивительное саморазвивающее занятие. Материалы Монтессори - это что-то среднее между учебными пособиями и развивающими играми, которые обязательно изготовлены из натуральных материалов. Дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику. Они играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. Упражнения, предложенные этим автором для развития мелкой моторики рук – нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и мн. др - просты и эффективны.

Письмо, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у детей с интеллектуальными нарушениями.  Процесс формирования навыков письма у учащихся этой категории имеет свои специфические особенности.

Многие специалисты утверждают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями.

Исследования Е.А. Екжановой, А.Н. Корнева, Н. Варенцовой были посвящены проблеме развития графических навыков у детей с нарушением интеллекта.  Формирование графических навыков письма, по мнению специалистов и практиков является процессом длительным и непростым. Они отмечают, что графические навыки у детей с интеллектуальной недостаточностью вырабатываются в процессе длительных упражнений.  

Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

И. Ф. Марковской и Е. А. Екжановой была предложена система упражнений для пальцев и кистей рук, которая способствует развитию графического навыка.

Одной из первых разработчиков программы подготовки руки ребенка к письму является А.И.Воскресенская. Данная программа была рассчитана на весь учебный год в подготовительной к школе группе (4 занятия в месяц по 20 – 25 минут).

На современном этапе развития методики обучения письму имеют место самые разнообразные подходы к осуществлению этой работы, и авторы предлагают свои системы занятий.

Так, В.А.Силивон советует соединить «письмо» и музыку (дети рисуют музыку) через использование музыкально – графических упражнений, музыкально – графических рассказов, музыкально – графических игр. Их цель: научить детей передавать характер мелодии с помощью разных по характеру линий (слабый или сильный нажим, прерывистая или сплошная линия, прямая или волнистая), т.е. «записывать» мелодию, воспроизводя ритм, силу звучания, темп и пр.

Важными являются методические советы и практический материал Е.Е.Шулешко. Они убедительно подтверждают положение о том, что упражняя детей в различных изображениях, можно научить их определять и фиксировать направленность движений руки, видеть место данного элемента изображения, росчерка, буквы на листе бумаги в составе целого, то есть, идет развитие зрительно – координационных движений, зрительного и фонематического восприятия. Полезны для развития руки ребенка «росчерки» Шулешко Е.Е.: петельный, двойной петельный, волна, акробатик, и др.

Психологи О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцова предлагают игры – упражнения: «Стрельба по мишеням», «Попади в точку», «Поймай рыбку» и др., которые развивают внимание, формируют связь между движением руки и артикуляцией, необходимыми при письме; графические диктанты (один ребенок мокрой тряпочкой обводит узор на доске, одновременно проговаривая каждое движение, другой пририсовывает рядом элементы узора, работая синхронно с товарищем).

Подготовкой к письму является и рисование специальных узоров – бордюров Д.Б. Эльконина. Бордюры (Рыбы, Птицы, Кактусы, Божья коровка и др.) построены на основе движений, которые соответствуют пронации – закономерности формирования графического навыка письма и представляют собой основные двигательные элементы, часто повторяющиеся во многих письменных буквах.

  1. Методика обучения письму младших школьников Е.Н. Потаповой

Педагог Е. Н. Потапова исследуя опыт древних греков, затем ученика Сен – Симона Сегена, а впоследствии и Марии Монтессори, автор сумела создать свою программу обучения письму, взяв из опыта вышеперечисленных предшественников то главное, что обогатило её собственную систему, но не просто взяв, а переработав и дополнив применительно к требованиям нашего времени, данной эпохи. Цель таких занятий заключается в том, чтобы вырабатывать умения правильного написания движений руки слева направо, сверху вниз и снизу-вверх, развивая при этом глазомер, мелкую мускулатуру пальцев и кисти руки.

Процесс обучения письму первоклассников по методике Е.Н. Потаповой с физиологической стороны условно разделим на три этапа:

развитие мускульной памяти;

развитие тактильной памяти;

закрепление знаний и умений с помощью наглядных средств обучения.

Приемы методики обучения письму Е.Н. Потаповой:

Прием штриховка.

Цель – развитие мускульной памяти ребенка. Косвенно развивается память, мышление, речь, творческие способности.

Прием «штриховка» включат подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Этапы работы с помощью штриховки.

1 этап. Обвести в тетради для рисования контуры геометрической фигуры по трафарету.

2 этап. Штриховать только карандашом.

3 этап. Правила штриховки: штриховать в только в направлении, которое определено заданием (сверху вниз, снизу вверх, слева направо); штриховать с соблюдением контуров рисунка; соблюдать в штриховке одинаковое расстояние между линиями.

В первом полугодии первоклассники обводят в тетрадях для рисования трафареты с геометрическими фигурами и пользуются простым карандашом. Штрихуют параллельными отрезками. В штриховку включается элементы букв.

Во втором полугодии первоклассники обводят в тетрадях для рисования трафареты с изображениями животных, людей, предметов. Учащиеся составляют из трафаретов различные композиции. Например, из геометрических очертаний «строят» тетрадях для рисования жилой дом, машину, садовый участок и т.п. Учитель разрешает штриховать в различных направлениях и различными штрихами: волнистые, ломаные линии и т.п.

В штриховку включается буквы и слова.

Параллельно с обучением каллиграфии учитель ведет работу со словом.

У младших школьников формируются первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе.

Прием ощупывание, вырезанных из наждачной бумаги, букв.

Цель – развитие тактильной памяти ребенка. Косвенно развивается память, мышление, речь, познавательная активность, творческие способности.

Прием ощупывание, вырезанных из наждачной бумаги, букв нацелен на знакомство учащихся с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений; обозначению звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.

Этапы работы с помощью ощупывания букв.

Работа начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения «Букваря».

Вариант А. Родители учащихся из наждачной бумаги вырезают заглавные и строчные буквы (33 буквы). Буквы находятся в конверте у каждого ученика.

Вариант Б. Родители учащихся наклеивают буквы из наждачной бумаги в альбом. На одной стороне листа – наклеенная буква. На другой - контуры геометрических фигур для штриховки.

Цель – учащиеся знакомятся с буквой, используя слуховую, тактильную, двигательную память.

Задачи:

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

У младших школьников воспитывается позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастность к сохранению его уникальности и чистоты; происходит пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Прием письмо букв с помощью вкладыша. 

Цель – сформировать навыки правильного наклона букв, направления письма, написания буквы, написания элементов буквы. Продолжительность работы по данному приему – до 14 дней.

Прием письмо букв с помощью вкладыша основывается на обводке буквы, слога, слова учеником с соблюдением наклона и направления письма.

1 этап. Учитель на доске каллиграфическим почерком пишет интересный для детей текст. Цель – мотивировать учащихся, эмоционально побудить к письму.

2 этап. Учащиеся получают вкладыши букв. Учащиеся пишут букву по вкладышу до конца строчки, а другую самостоятельно. Получается запись букв по вкладышу с правильным наклоном.

3 этап. Учитель предлагает записывать самостоятельно буквы, не прибегая к помощи вкладышей. Следует обратить внимание на правильность письма букв, т.е. писать в заданном направлении.

При обучении детей выделяются основные направления коррекционно-педагогической работы:

  1. Развитие и коррекция общих движений.
  2. Развитие ручной и мелкой моторики рук.
  3. Развитие зрительного внимания и зрительно-двигательной координации.
  4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
  5. Развитие пространственной ориентировки
  6. Формирование базовых графических навыков.
  7. Активизация познавательной деятельности.

Этапы работы:

Первый этап – подготовительный.

Задачи:

  • Сформировать у обучающихся привычку правильной посадки за партой и пользования письменными принадлежностями. Правильно объяснить и закрепить положение ручки в руке. Отработать правильное положение тетради на парте. Познакомить с рабочей и нерабочей строкой в тетради.
  • Познакомить с основными направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, круговые движения), одновременно формируя понятие о прямой (горизонтальная, вертикальная, с наклоном), полуовальной и овальной линиях. Предлагаются упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализатора и осмысление собственных графических действий: прописывание фигур в воздухе; усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей рукой до мелких движений пальцами; штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий; рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров; поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетенных линиях и т.п.; рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций и т.д. с целью развития оптического восприятия.
  • Познакомить с основными элементами графической системы и отработать их начертание, сопровождая словесным описанием внешнего вида элементов букв, способов письма.

На данном этапе важно позаботиться о мотивационной стороне. Поэтому все задания лучше предлагать в игровой форме.

Второй этап – основной (буквенный).

Задачи:

  • Сформировать у обучающихся, четко дифференцированные зрительно-двигательные образцы всех письменных букв; научить детей стабильному, одновариантному начертанию букв и установленным способам их соединения; добиться достаточной автоматизированности действия письма.
  • Отработать устойчивость угла наклона, ширины и высоты воспроизводимых букв при письме; сформировать у учеников прием аналитического восприятия, как отдельных букв, так и их комплексов.
  • Важной частью коррекционной работы является словесное описание объекта, подлежащего записи и связанных с ним действий. Для формирования четкого представления о том, что и как надо делать, для правильного выполнения задания, необходимо научить детей описывать, и, следовательно, осознавать и сам объект работы, и особенности своего восприятия осуществляемых действий, и их планирование, т.е. поэтапно проговаривать их для себя и для других.

Третий этап – заключительный.

На заключительном этапе необходимо провести серию уроков по предупреждению графических и каллиграфических ошибок в письме обучающихся, закреплению полученных умений на предыдущих этапах и начать работу по автоматизации графических и каллиграфических навыков.

Программа 1 класса состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Основные задачи добукварного периода:

  • Подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками письма.
  • Прививать навыки правильной посадки во время рисования и письма.
  • Учить правильному расположению тетради на парте.
  • Учить правильному пользованию карандашом и ручкой.
  • Различать рабочую и вспомогательную строчки.
  • Прививать интерес к обучению.

В добукварный период в уроки письма включаю такие задания, как

  • Лепка
  • Складывание и резание бумаги ножницами по прямым линиям
  • Составление фигурок из счётных палочек по образцу
  • Игры с мозаикой
  • Рисование мелом на доске
  • Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.)
  • Обведение карандашом на бумаге простейших геометрических фигур по трафаретам, их штриховка
  • Рисование несложных предметов (Овощей, фруктов, фигур животных, птиц, рыб и т.д.)
  • Обведение рисунков по точкам
  • Рисование по данному рисунку
  • Штриховка рисунков и др. задания.

В букварный период детей знакомят с рукописным начертанием строчных и прописных букв.

Для создания двигательного образа буквы используются такие приемы:

  1. Обведение букв, написанных
  • на доске;
  • в тетрадях;
  • карандашом;
  • пунктирными линиями или точками;

2. Письмо в «воздухе»;

3. Использование кальки или целлофана;

4. Письмо мокрой тряпкой;

5. Письмо мокрыми пальцами на доске;

6. Письмо под счет в определённом ритме.

Урок 1

Тема урока: Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве

Цели: познакомить учащихся с новым предметом, с прописями; учить выполнять гигиенические правила при письме; вырабатывать навыки и умения ориентироваться в пространстве; развивать речевые умения и логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки:

 Тридцать три родных сестрички –

Писаных красавицы –

На одной живут страничке,

А повсюду славятся.

(Буквы.)

 В белом поле синие

Протянулись линии;

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут.

(Буквы в тетради.)

– Начинаем первый урок письма. На этих уроках мы будем учиться писать буквы в тетради.

Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно сидеть за столом, как правильно положить тетрадь, как правильно держать ручку.

III. Знакомство с предметом «Письмо» и тетрадью по письму.

Учитель рассказывает о необходимости умения писать.

– Рассмотрите обложку «Тетради по письму». Кто здесь нарисован?

– Что делают Миша и Маша?

– Какие игрушки здесь нарисованы?

– Чьи это игрушки?

IV. Знакомство с гигиеническими правилами письма.

1. Как правильно сидеть за столом.

Учитель демонстрирует таблицу «Сиди прямо».

– Рассмотрите верхние рисунки таблицы.

– Как сидит мальчик на рисунке слева?

– Как сидит мальчик на рисунке справа?

– Кто сидит правильно?

– Как правильно сидеть за столом?

– Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

– Сядьте правильно. Проверьте свою осанку.

2. Как правильно расположить тетрадь.

– Отгадайте загадку:

 То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь.)

– Рассмотрите рисунки в тетради. На каком рисунке девочка правильно положила тетрадь? (На рисунке справа.)

– Положите тетрадь правильно.

hello_html_c48c1f2.png

Подготовка руки к письму «Пальчиковая гимнастика».

Знакомство с пальчиками

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку –

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы.)

– О каких теплушках идет речь в нашей загадке: «А зимою всей гурьбою дружно прячутся в теплушки?» (Варежки или перчатки.) Чем перчатки на варежки не похожи?

– А кто из вас знает, как этот (показывает большой) палец называется? Как вы думаете, почему он называется большим?

А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него. Возьмите со стола карандаш.

дети делают попытку взять карандаш.

3. Как правильно держать ручку.

– Отгадайте загадки:

 Грамоты не знаю,

А весь век пишу.

(Карандаш.)

 Стальной конек

По белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет.

(Ручка.)

 Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел.)

– Что объединяет карандаш, ручку и мел? (Этими предметами можно писать буквы.)

– Чем мы будем писать буквы в тетради? (Ручкой.)

Знакомство с шариковой ручкой.

Учитель объясняет, что шариковая ручка – современная, наиболее удобная для письма. Дети вынимают шариковые ручки из пеналов: у всех учеников они одинаковые. Рассматривают, из каких частей состоит шариковая ручка и для чего эти части. Договариваются, что на уроке шариковой ручкой пишут, но не разбирают ее. Затем учитель показывает, как надо держать ручку в руке при письме. Ученики пробуют правильно взять ручку. Ставят локоть на парту и в поднятой руке держат ручку. Учитель объясняет, что ручку держат три пальца: большой, указательный и средний. После этого дети несколько раз упражняются: положат ручку в желобок на парте, возьмут тремя пальцами и несколько раз приподнимут указательный палец.

V. Графические упражнения.

Учащиеся обводят фигуры по точкам в тетради. (см. Приложение 1)

VI. Итог урока.

Урок 2

Тема урока: гигиенические правила письма.

Цель урока: знакомить учащихся с гигиеническими правилами письма.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Прозвенел опять звонок, начинается урок.

Все ли правильно сидят?

Все ли весело глядят?

Слушайте внимательно,

 Работайте старательно!

2. Подготовка к письму

Рассмотрите 7-ю страницу тетради.

- Найдите нашего помощника Карандаша.

В какой части страницы он расположился сегодня? (В верхней левой.)

Отгадайте загадку:

Черный Иванка, деревянная рубашка

Где носом ведет, там заметку кладет.

(Карандаш)

- Назовите героев, которых пригласил к нам Карандаш.

Кто помнит песенку Крокодила Гены?

Какому герою при встрече подает лапу каждая дворняжка? (Чебурашке.)

2. Гигиенические правила письма

Теперь я Чебурашка,

И каждая дворняжка

При встрече сразу

Лапу подает.

Кто из героев мультфильма очень боится прививок? (Бегемот.)

А что вы знаете про доктора Айболита?

Учитель напоминает гигиенические правила письма

Дети повторяют за учителем правила, показывают, как правильно держать ручку при письме.

Учитель следит за посадкой детей, правильным расположением тетради.

3. Письмо элементов букв, наклонных палочек под руководством учителя. (см. Приложение 2)

4. Обводка фигур по точкам

- Рассмотрите картинку. (см. Приложение 3)

Какие овощи и фрукты вы узнали?

Обведите их контуры.

5. Раскрашивание рисунков цветными карандашами.

6. Итог урока.

Урок 3

Тема: письмо прямой линии. Пространственная ориентация.

Цели: учить писать прямые линии; формировать умение ориентироваться на тетрадном листе; закреплять знание понятий: «вверху», «внизу», «вправо», «влево», «центр»; развивать мелкую моторику рук; учить соблюдать гигиенические правила при письме; развивать умение анализировать и рассуждать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке будем учиться писать прямые линии.

Подготовка руки к письму.

III. Письмо прямой линии в прописи.

Учащиеся выполняют письмо прямой линии по образцу (слева направо; сверху вниз, наклонно). (см. Приложение 4)

IV. Ориентация на листе бумаги.

– Отгадайте загадку и в центре листа нарисуйте отгадку.

 Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

(Солнце.)

– Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку в верхнем левом углу листа.

 Меня ждут – не дождутся,

А как завидят – разбегутся.

(Дождь.)

– Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку в нижнем левом углу листа.

 Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

(Гриб.)

V. Графические упражнения.

– Обведите рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги. (см. Приложение 5)

VI. Итог урока.

Урок 4

Тема урока: Рабочая строка. Точка начала письма. Гигиенические правила.

Цели: познакомить учащихся с разлиновкой тетради, показать рабочую строку; учить писать в рабочей строке; развивать мелкую моторику; закреплять гигиенические навыки письма.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Графические упражнения в тетради.

1. Задание «Дорожки».

– Проведите линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Постарайтесь не выезжать за края дорожки. (см. Приложение 6)

2. Задание «Дождик».

– Проведите прямые линии от каждой капельки до земли.

– Проведите прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу. (см. Приложение 6)

Подготовка руки к письму.

Оладушки

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки.

Один Машеньке,

Один Коленьке…

И т. д., перечисляя всех детей. Загибать поочередно пальчики на обеих руках.

IV. Работа в прописи.

Учитель знакомит учащихся с рабочей строкой, точкой – началом письма.

Учащиеся повторяют гигиенические правила письма и выполняют письмо прямых линий.

V. Графические упражнения.

Задание «Штриховка».

– Заштрихуйте фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. (см. Приложение 7)

VI. Итог урока.

Урок 5

Тема урока: Письмо заглавной буквы «А».

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «А»; научить писать ее по алгоритму; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; закреплять умение соблюдать правильную позу при письме; развивать мелкую и крупную моторику; развивать логическое мышление и основные мыслительные операции.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А – а – а…)

– Как девочка укачивает куклу? (Аа – аа – ааа…)

– Сегодня на уроке научимся писать заглавную букву «А», которая нужна для обозначения гласного звука [а].

– Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале слова. (Аня, Андрей, Артем)

– С какой буквы надо писать имена людей и клички животных? (С заглавной буквы)

– Показать в тетради обозначение звука [а].

III. Формирование зрительного образа заглавной буквы «А» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «а»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните заглавные печатную и письменную буквы «А».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

На магнитной доске учитель конструирует заглавную букву «А».

– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «А». (Полоска в форме прямой линии; полоска в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с петлей с закруглением с другой стороны)

Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то учитель раздвигает элементы и помогает детям назвать их, а затем вновь соединяет.

– Покажите и назовите зрительные элементы буквы «А» на рисунке в тетради.

Учащиеся обводят в кружок только те элементы, из которых состоит заглавная буква «А».

IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает полное и краткое объяснение образца начертания буквы «А» на доске мелом или фломастером на плакате, прикрепленном к доске.

hello_html_m245fa2c0.png

Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее (1). Ведем плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (2). Опускаем прямую до нижней линейки (3), делаем повтор по прямой вверх (4). Не дойдя до середины строки, закругляем плавную линию влево, выгибая ее вверх, пересекая первый элемент (5). Закругляем вправо, выгибая вниз, пересекаем плавную и прямую линии (6).

Краткое описание: слева направо (1), вверх, отклоняясь вправо (2), вниз (3), вверх (4), влево (5), вправо (6).

2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «А» под счет.

hello_html_2dc40694.png

3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «А» под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради.

Подготовка руки к письму.

V. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы «А» по алгоритму.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

VII. Рисование узора-бордюра.

Учащиеся упражняются в начертании наклонных прямых линий и линий с петлей. (см. Приложение 8)

VIII. Итог урока.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

https://deti-online.com/img/learning-item/learning-img-tracing-shapes-large.png


Приложение 2.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0dfb/000c0862-fb030cba/hello_html_m4a279e31.jpg


Приложение 3.

https://i01.fotocdn.net/s118/ad3fbd44689150bd/public_pin_l/2680914601.jpg


Приложение 4.

https://i0.wp.com/ds02.infourok.ru/uploads/ex/1284/0003334b-6491e626/hello_html_36ea1a3c.jpg


Приложение 5.

hello_html_m666714f4.png


Приложение 6.

hello_html_mc8f98d.png

hello_html_416a830e.png


Приложение 7.

hello_html_3160297d.png

hello_html_m51ce32d6.png

hello_html_m3e411236.png

hello_html_m4011d674.png

hello_html_71075e68.png


Приложение 8.

https://i.pinimg.com/736x/dd/06/d6/dd06d62aa4ca55d73aef58add4a75a03.jpg


Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Власова Ж.А. Обобщение педагогического опыта «Развитие пальцевой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста» (в сокращении). / Логопед в детском саду. – 2009. – № 6. – С.12-34.
  3. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
  4. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный класс. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 192 с.
  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –  М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  7. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. – СПб.: Каро, 2007. – 272 с.
  8. Потапова Е.Н. Радость познания: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
  9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Лагутина А. В. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа): Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. – М., 2004. – 43 с.
  10. Формирование навыка письма у учеников школы VIII вида

URL: https://infourok.ru/formirovanie-navika-pisma-u-uchenikov-shkoli-viii-vida-700428.html [Электронный ресурс]

  1. Щербакова М.В. Приемы, используемые для преодоления нарушений письма у умственно отсталых школьников / Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – С.99-104.
  2. Яворовская И.А. Азы чистописания: прописи-раскраска. – Изд. 8-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 37 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Конспект урока "Местоимение как часть речи. Личные местоимения", 3 класс...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 3 класс, УМК: Школа России

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий о новой части речи «Местоимение», его значении и употреблении в речи.Задачи урока Дидактические:1. Формир...

Специальная методика изучения части речи «Прилагательное»

-анализ научно-методических подходов и анализ программного методического материала и учебников-анализ программного методического материала и учебников...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект урока построен по программе "Школа России" , по учебнику В.П.Кананкиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: открытие новых знаний. Цель: сформироват...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект составлен по программе "Школа России", по учебнику В.П. Кананкиной,В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: сформировать...