Специальная методика изучения части речи «Прилагательное»
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Ефимова Елена Витальевна

-анализ научно-методических подходов и анализ программного методического материала и учебников

-анализ программного методического материала и учебников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Специальная методика изучения части речи «Прилагательное »

Слайд 2

Аннотация Часть речи «Имя прилагательное» анализ научно-методических подходов и анализ программного методического материала и учебников анализ программного методического материала и учебников

Слайд 3

Анализ научно-методических подходов Изучением особенностей речи умственно отсталых детей занимались многие авторы : В.В.Воронкова М.Ф.Гнездилов Г.М. Дульнев Л.В. Занков Р.И. Лалаева В.Г. Петрова З.Н.Смирнова Ж.И. Шиф

Слайд 4

Умственно отсталые обучающиеся редко используют прилагательные в своей речи и испытывают значительные трудности при изучении этой части речи. Анализ научно-методических подходов Р.И. Лалаева В.Г. Петрова Ж.И. Шиф

Слайд 5

Анализ научно-методических подходов М.Ф . Гнездилов Учет структуры речевого дефекта обучающихся Учет трудностей дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм Учет последовательности работы над грамматическими формами От конкретного к абстрактному От семантически простых форм к семантически более сложным От продуктивных к непродуктивным От простых по грамматическому оформлению к более сложным по грамматическому оформлению

Слайд 6

Анализ научно-методических подходов Т.Б. Епифанцева Последовательности при работе с падежными формами При согласовании прилагательного и существительного Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа Винительный падеж, родительный, дательный, творительный Отрабатываются именительный падеж мужского и женского рода Именительный падеж среднего рода Косвенные падежи словосочетания прилагательного с существительным

Слайд 7

Анализ научно-методических подходов М.Ф . Гнездилов Речевые системы у умственно отсталых детей Неправильны Недифференцированны Неустойчивы

Слайд 8

Анализ научно-методических подходов Этапы изучения слов, обозначающих признаки предметов Слово - название признака Признаки предметов По нескольким названиям признаков мы можем узнать предмет Сравнение предметов по признакам Согласование названий признаков и предметов Тексты, распространенные признаками предметов

Слайд 9

Анализ научно-методических подходов Е.Ф. Соботович О бучающиеся младших классов специальной школы редко употребляют в своей речи и прилагательные, характеризующие внутренние качества человека, героя прочитанной сказки.

Слайд 10

Анализ научно-методических подходов А.К. Аксенова Г.М. Дульнев Г.М. Дульнев в своих работах указывал на то, что у обучающихся коррекционной школы более половины воспроизводимых имен прилагательных приходится на группу слов в 10-15 единиц. Э ти цифры отражают только среднестатистические показатели Подлинную картину различий между активным и пассивным словарем умственно отсталых детей можно наблюдать, рассматривая слова конкретных лексико-семантических групп и лексико-грамматических категорий.

Слайд 11

Анализ научно-методических подходов Лексико-грамматические задания Выбор синонимов Выбор антонимов Образование одной части речи от другой Изменение формы слова При таком подборе упражнений в центре внимания оказываются вопросы расширения словаря, отработки структуры предложений, связных высказываний.

Слайд 12

Анализ научно-методических подходов Виды грамматических и орфографических упражнений - списывание с различными заданиями; - работа с орфографическим словарем; - самостоятельный подбор примеров по заданию учителя; - составление предложений по схемам ; - ответы на вопросы с предварительно поставленными грамматическими задачами ; -творческий и выборочный диктанты ; - изложения и сочинения с грамматическими заданиями .

Слайд 13

Анализ научно-методических подходов Учитель должен постоянно менять виды деятельности на уроке, создавать занимательные ситуации, использовать познавательные игры, тем самым создавать интерес к работе на уроке. Обучающихся учат склонять прилагательные по родами, падежам и числам, что способствует развитию грамматической, связной устной и письменной речи .

Слайд 14

Анализ программного методического материала и учебников Материал по грамматике и правописанию в 5- 9-м классах 5 класс - знакомство с именем прилагательным 6 класс - детальное знакомство с именем прилагательным, с его признаками и правописанием 7 класс - обобщение знаний о ранее пройденных частях речи 8 и 9 классы – расширение знаний об изученных частях речи

Слайд 15

Анализ программного методического материала и учебников Тема «Имя прилагательное» разряды прилагательных по значению - качественные, относительные и притяжательные степени сравнения прилагательных (простая и составная ) краткие и полные прилагательные падеж ч исло род

Слайд 16

Анализ программного методического материала и учебников Программы Программа В.В. Воронковой Программа А.К. Аксеновой составлению словосочетания различных форм подбору словосочетаний с прямым и переносным значением поиску синонимичных пар

Слайд 17

Анализ программного методического материала и учебников Практический материал учебников Развитие учебно - языковых умений Развитие правописных умений Развитие речевых умений Упражнения учебников ориентированы и на развитие познавательной активности обучающихся.

Слайд 18

Анализ программного методического материала и учебников Учитель должен постоянно менять виды деятельности на уроке. Обучающихся учат склонять прилагательные, что способствует развитию грамматической, связной устной и письменной речи.

Слайд 19

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол . фак. Педвузов . -- М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш . пед . учеб. заведений /, Н. А. Ипполитова , Т. А. Ладыженская , М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. Воронкова В.В. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида . Сборник 1 5-9 классы Под редакцией В.В.Воронковой Владос 2010 г. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. — М., 1965. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых учащихся старших классов в процессе обучения русскому языку : дис . … докт . пед . наук.: 13.00.03. – СПб., 2006. – 548 с. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., 1987. Методика развития речи учащихся на уроках русского языка / Под ред. ТА. Ладыженской . — М., 1980. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед . ин- тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» .— М.: Просвещение, 1979.- С. 305 – 313 Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. — М., 1971. Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. — М., 1971. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) /Е.Ф. Соботович М.: Классике Стиль, 2003. - 160 с. Шилова Е.А. Изучение словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) на уроках изобразительного искусства Педагогический имидж . 2019. Т. 13. № 3 (44) . С. 410-420. Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации. 5-9 классы: учеб, пособие для общеобразоват . организаций, реализующих адапт . основные общеобразоват . программы / Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 2016. – С. 112 -113 Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Русский язык.Часть речи - прилагательное. 3 класс.

Отличие части речи - прилагательное от других частей речи....

Урок в 3 классе по русскому языку "Часть речи - прилагательное"

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Часть речи – прилагательное.Цель: Ознакомить с новой частью речи именем прилагательным, его ролью в речи.Задачи:1. Ознако...

Урок закрепление знаний об изученных частях речи

Урок закрепление знаний об изученных частях речи...

Возможности использования приёмов фантазирования на уроках русского языка при изучении частей речи

Статья содержит разработанную систему творческих заданий с использованием приёмов фантазирования на уроках русского языка....

Русский язык 3 кл. УМК «ШР». «Части речи. Обобщение и уточнение об изученных частях речи. Словарный диктант».

Цели деятельности учителя: совершенствование умений распознавать части речи; развивать устную речьПланируемые результаты: Познавательные:Знать:-  определение изученных части речи и их грамматичес...

Методика изучения части речи «Личные местоимения»

Тонкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А.С. Большаков, Л.В. Филиппова). В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка наход...