Урок деятельностного типа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык», Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г) и в соответствии с  рабочей программой, утвержденной директором МКОУ «Петропавловская СОШ»  по УМК «Школа России».

Данный урок третий в теме Имя прилагательное (19 ч) раздела Части речи (120 ч)

Тип урока: ОНЗ

Целеполагание:  ознакомление  учащихся со словоизменением имен прилагательных по падежам,  формирование представлений учащихся о сходстве и различии падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода; формирование орфографической зоркости.

Оборудование: ноутбук, тренажер «Орфограмма №8», таблицы для заполнения, карточки с заданиями разной степени сложности, лимон.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Прозвенел уже звонок

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать, наблюдать,

И друг другу помогать.

II. Самоопределение к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности и определить содержательные рамки урока.

Учитель (У.): Как вы думаете, какая часть речи могла рассуждать вот так:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни вкуса!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Дети (Д.): Имя прилагательное.

У.: Я держу в руке известный вам предмет. Опишите его признаки.

Д. Он желтый, кислый.

У. Какие еще признаки лимона вы можете назвать? 

(Перечисляются признаки: запах, размер, высота, форма, вес)

У. С какой частью речи будем работать сегодня на уроке?

Д.: С именами прилагательными.

У. Откройте тетради и запишите число.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Используя план, расскажите, что вы знаете об имени прилагательном.

План рассуждения на доске

МЫ ЗНАЕМ, ЧТО

1. Что обозначает имя прилагательное?

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

3. С какой частью речи связано?

4. Как изменяются прилагательные?

У.: Проведём минутку чистописания.

Спишите словосочетания не нарушая норм каллиграфии, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Зимн__ солнечн__ день.  Небо чист__и  ясн__.  Стоят морозн__ дни.

У.: Какие окончания вы написали в пропущенных местах? (Ответы детей.) Почему? Обоснуйте свой ответ.

У.: В чём согласуются имена прилагательные с именами существительными?

Д.: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе.

ВИД ДОСКИ по ходу урока

 

        

У.: Как вы думаете, изменяются ли имена прилагательные по падежам?

(Предположения детей.)

IV. Постановка учебной задачи.                                        

Исследование.

У.: Кто хочет попробовать просклонять у доски прилагательное золотой?

(У детей не получается.)

На доске таблица, у ребят таблички, которые заполняются по ходу урока.

У.: А если мы подставим существительное луч, и от него будем задавать вопрос к прилагательному?  

Ведь имена существительные мы умеем склонять.

У.: Впишите сущ луч в верхнюю часть таблицы.

У.: Определите у существительного  луч род.

У.: Укажите род в верхней части таблицы.  

У.: Пробуем склонять прилагательное,  устно изменяя по падежам луч, фиксируя вопрос от существительного  и четко проговаривая и выделяя падежные окончания.

(Фиксируют в таблицы №1 для слабоуспевающих ребят  и таблица №2)

Таблица №1

Падеж

Слова помощники

Вопросы

М.р.

луч

Именительный

Есть

Кто? Что?

какой? золотой

Родительный

Нет

Кого? Чего?

какого? золотого

Дательный

Дать

Кому? Чему?

какому золотому

Винительный

Винить

Кого? Что?

какой золотой

Творительный

Творить

Кем? Чем?

каким золотым

Предложный

Думать

О ком? О чем?

О каком о золотом

Таблица №2

Падеж

М.р.

луч

Именительный

какой? золотой

Родительный

какого? золотого

Дательный

какому золотому

Винительный

какой золотой

Творительный

каким золотым

Предложный

О каком о золотом

(на доске)

Падеж

М.р.

луч

И.п

какой? ой

Р.п

какого? ого

Д.п

какому ому

В.п

какой ой

Т.п

каким ым

П.п

каком ом

У.: Ответим на вопрос, который поставили в начале урока:  Изменяются ли имена прилагательные по падежам?

(Вернулись к месту затруднения)

Д.: Да, склоняются.

У: Так какую цель вы поставите перед собой? Чему научитесь на уроке?

Д.: Научиться склонять прилагательные.

(Ответ фиксируется на доске.)

У.: Сформулируйте тему урока

Д.: Склонение имен прилагательных.

(На доске открывается тема урока: Склонение прилагательных м.р. и ср.р.)

У.: Акцентирую ваше внимание на том, что сегодня на уроке будем наблюдать за склонением  прилагательных м. и ср. рода в ед ч.

V. Проектирование и фиксация нового знания.

У.: Просклоняем прилагательное среднего рода родное вместе  с существительным село и понаблюдаем за тем, как изменяются имена прилагательные.

У.: Когда слышите или произносите  это словосочетание что вспоминается?

Д.: Конкурс Край родной, красивые живописные места, школу и т.п.

В таблице учащихся появляется следующая  запись

Падеж

М.р.

луч

Ср.р.

село

Именительный

какой? золотой

Какое? родное

Родительный

какого? золотого

Какого родного

Дательный

какому золотому

Какому родному

Винительный

какой золотой

Какое родное

Творительный

каким золотым

Каким родным

Предложный

каком о золотом

Каком о родном

На доске

Падеж

М.р.

луч

Ср.р.

село

Именительный

какой? ой

Какое? ое

Родительный

какого? ого

Какого ого

Дательный

какому ому

Какому ому

Винительный

какой ой

Какое ое

Творительный

каким ым

Каким ым

Предложный

каком ом

Каком ом

У.: Посмотрите внимательно на вашу таблицу Склонения имен прилагательных единственного числа м.р. и ср. р.

У.: Почему при склонении прилагательных рядом в верхней части таблицы мы записали имена существительные? 

Д.: От существительных задавали вопросы к прилагательному, т.к. знаем, что прилагательные согласуются с существительными.  

Фиксируется на доске

Наблюдение и сравнение.

1

У.: Обратите внимание, на какие вопросы отвечают имена прилагательные  мужского и среднего рода в родительном  падеже?

Д.: На один и тот же вопрос - какого?

У.: В дательном  падеже? В творительном падеже ?  В предложном?

Д.: Одинаковые вопросы как для прилагательных м.р. так и ср.рода.

У.: Сравните вопросы, поставленные к прилагательным при изменении в

Винительном падеже?

Д.: разные

У.: В именительном?

Д.: разные

У.: Сделаем вывод (по вопросам):

 Д.: Имена прилагательные мужского и среднего рода  в Именительном  и Винительном падежах отвечают на разные вопросы.

2.

У.: Сопоставьте окончания имен прилагательных по вашим табличкам

(Называют окончания прилагательных мужского и среднего рода в каждом падеже)

У.: Какой сделаете вывод по окончаниям?

 Д.: Окончания прилагательных  мужского  и среднего  рода  различаются только в Именительном и Винительном падежах. 

Фиксируется на доске

У.: Сопоставим наш вывод с правилом в учебнике на с 160.

У.: Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (мозговая гимнастика на выбор: Перекрестные движения, Слон и др.)

VI. Первичное закрепление во внешней речи.  

Работа в парах.

У.: Закрепим умение склонять прилагательные.

У.: К существительным телефон, хозяйство подберите подходящие по смыслу прилагательные.

(Вписывают в верхнюю часть таблицы)

Д.: Возможные варианты: сотовый,  крепкое.

У.: Что можете сказать о существительных?

Д.: Орфограмма №8-словарные слова.

У.: В таблицах  просклоняйте полученные словосочетания: один склоняет прилагательное со словом телефон, другой со словом хозяйство проговаривая в полголоса.

У.: Если возникнут затруднения в написании окончаний, то обратитесь к предыдущей табличке.

У.: Желаю успешной совместной работы.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

У.: Проверьте свое умение склонять прилагательные.

Работа с учебником с160 у23

У.: Прочитайте задание.

У.: Озвучьте, как поняли инструкцию.

У.: Самостоятельно письменно просклоняйте в табличках словосочетания и проверьте правильность выполнения по таблице на с159.

У.: Желаю успешно выполнить задание.

У.: Оцените свою работу.

У.: Кто знает, из какой сказки взято словосочетание маленький принц?

У.: А, знаете ли, кто написал сказку?

Антуан де Сент-Экзюпери-французский писатель, поэт и профессиональный летчик, сказка переведена на 100 языков мира.

У.: Эту сказку вы прочитаете на уроках внеклассного чтения.

VII Включение в систему знаний и повторение.  

1.

У.: Как думаете, зачем надо уметь склонять прилагательные?

Д.: высказывания

У.: Послушайте. Моя семья готовится к встрече (Новый) года.

У.: Выскажитесь.

У.: Поставьте прилагательное  Новый в форму нужного падежа и запишите предложение.

У.: Совсем скоро вы узнаете, как умение склонять прилагательные пригодиться при написании безударных окончаний прилагательных.

2.

Для осознания можно предложить запись под диктовку предложения из стихотворения С.Я.Маршака, которое читали на уроке литературного чтения: Ёлка плакала сначала от домашнего тепла. Утром плакать перестала, задышала, ожила. С.Маршак.

3.

Индивидуальная работа:

Карточки с разноуровневым заданием (по карточкам разного цвета) + работа с электронным ТРЕНАЖОРОМ «Орфограмма №8».

Карточка (уровень№1) – оранжевого цвета

Вставь окончания имен прилагательных.  Определи падеж.

 Образец выполнения: О тёпл___ погоде ( погоде какой? тёплой) П.п.

К спел____ яблоку

О пшеничн____  каравае

Печальн___ новость

Ранн_____ весной

Про хрустальн_____ туфельку

За соседн____ домом

Проверка: Самопроверка по образцу. Поставь себе оценку:

Нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

К спелому яблоку (Д.п.)

Печальная новость (И.п.)

Ранней весной (Т.п.)

Про хрустальную туфельку (В.п.)

За соседним домом (Т.п.)

Карточка (уровень№2) – зеленого цвета

Спиши предложения, вставь окончания имен прилагательных, определи род, число падеж имен прилагательных.

   Вся земля покрыта мягк__ снегом.  Зимн__  небо покрыто облаками.

Только проглядывает полоска голуб____ неба. Деревья украшены прихотлив__  узорами.  Ели и сосны в зелён__  убранстве. Ранн__  утром друзья отправились в лес.

Проверка: Самопроверка по образцу. Поставь себе оценку:

Нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

4.

Работа с учебником  упражнение 25 с161.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).  

У.: Какую тему изучали на уроке?

 У.: Склонению, каких родов имени прилагательного уделили внимание?

У.: Что можете сказать о падежных окончаниях мужского  и среднего  рода имен прилагательных в единственном числе?

В чем заключается особенность винительного и именительного падежа имен прилагательных единственного  числа?

У.: Кому было интересно работать на уроке

У.: Кто справился со всеми заданиями

У.: Сами оцените свою  работу на уроке. 

IX. Домашнее задание на выбор.

1.Используя прилагательные, написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по лесу»

2. с 163 у.27

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные технологии деятельностного типа

Роль деятельностного метода обучения в реализации современных образовательных целей. Система дидактических принципов деятельностного подхода. Содержание и формы обучения в технологии деятельностного п...

Реализация требований ФГОС второго поколения через технологии деятельностного типа на уроках в образовательной области «Искусство»

В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам.  Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

Использование современных образовательных технологий деятельностного типа

Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе...

Реализация технологий деятельностного типа на уроках в начальной школе

Примеры приемов использования технологий деятельностного типа на уроках в начальной школе...

Использование технологий деятельностного типа на уроках русского языка

В статье описывается технология деятельностного типа, приведены примеры из практики с уроков русского языка....