Орфографические умения.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Лохман Надежда Ивановна

Основные орфографические умения. Умения, которые необходимо сформировать в период обучения грамоте. Приёмы формирования орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskie_umeniya.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Орфографические умения.

   Преимущества обучения правописанию на фонемной основе достаточно, чтобы говорить о таком пути. Теоретические выводы уже нашли подтверждения в экспериментальном обучении. Был достигнут не только более высокий уровень грамотности, но и замечены сдвиги в речевом развитии учащихся.

   Ориентация на фонематический принцип коренным образом перестраивает содержание обучение правописанию. На начальную школу возлагаются задачи:

- обеспечить формирование подлинной орфографической зоркости (вооружить знанием признаков, по которым можно находить большую часть орфограмм, независимо от того, знают ли они соответствующее правило);

- подвести к осознанию общей природы орфографических правил и единого порядка действий по правилу (нахождение сильной позиции звука (фонемы) в данной части слова).

   Именно на начальном этапе эти базовые умения должны быть сформированы на таком уровне, чтобы потом их можно было развивать, а не перестраивать.

   Итак, перечислим основные орфографические умения:

1.   Умение обнаруживать орфограмму.

2. умение определить тип орфограммы (на какое правило).

3. Применить правило.

4. Осуществить самоконтроль  (проверить).

   Если пути формирования 2. и 3. умений хорошо известны учителям начальной школы, достаточно обеспечены нужными упражнениями в учебнике, то опыт работы над 1. и 4. умениями ещё в школе недостаточен.

Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка.

Умения, которые надо сформировать в период обучения грамоте.

   1. Слышать звучащее слово, т.е. легко определять последовательность звуков в слове и давать характеристику каждому из них.

   2. Опираясь на полученные характеристики, определить  в сильной или слабой позиции находится тот или иной звук.

   3. Распознавать гласные и согласные звуки и давать им характеристику.

   4. Проводить слоговой и звуко-буквенный анализ слов.

   5. Соотносить графическую и звуковую форму слова.

   6. Находить в словах ударный слог, ударный и безударный звук.

   7. Обнаруживать согласный звук в опасном положении.

   Учеников важно научить проводить фонетический разбор по плану:

   а) произнесите и послушайте слово;

   б) найдите ударный слог и произнесите слово по слогам;

   в) протяните первый звук в полном слове, назовите и охарактеризуйте его;

   г) выделите звук, назовите и охарактеризуйте, протяните второй и т.д. по аналогии;

   д) проверьте, получилось ли слово.

   Согласно фонематическому принципу звуки, как единицы устной речи, связаны с буквами - единицами письменной речи через посредство мельчайших незнаковых единиц - фонем.

   Отсюда вытекает три обобщённых правила, на которых базируется вся русская орфография:

   1) безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: в корзи`нке - потому что в руке`

   2) "сомнительные" согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными, сонорными и в;

   3) мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твёрдым твёрдым согласным или на конце слова:

бант - бантик

встань - встаньте

Приёмы формирования орфографической зоркости.

   В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задачи уроков обучения грамоте и письма в 1 классе.

   Поэтому всю работу по развитию орфографической зоркости надо начинать с первых уроков в период обучения грамоте.

   Дети любят упражняться в языке, им доставляет удовольствие произносить и слушать звуки.

   - Произнесём слово кот, послушаем, с какого звука оно начинается. Какой буквой обозначим этот звук?

   - Произнесём слово конь, послушаем сколько звуков в этом слове. Какие это звуки? Назовите их по-порядку.

   - Сколько букв надо взять, чтобы записать это слово? Какие это буквы?

   - Для чего мы возьмём букву мягкий знак (ь)?

   Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности.

   Только тогда, когда ученик сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, ответит на вопрос, написание каких букв надо проверить, в какой части слова они находятся, он сможет самостоятельно написать грамотно, т.е. без ошибок.

   Многие орфографические ошибки объясняются не столько незнанием правил, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в несоответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные. А ведь соотнесение звуков и букв - один из важнейших способов усвоения орфографии, овладение которым начинается в период обучения грамоте.

   В период обучения грамоте знакомимся со Звуковичками - это маленькие летающие человечки с крылышками, которые живут в стране слов. Чтобы узнать как зовут Звуковичка, надо посмотреть на рисунок его крыльев, т.е. узнать, какой звук он хранит. Звуковички едят всё, что с человеческой точки зрения несъедобно. Если на крылышках нарисован ландыш, то звук    л   . Чтобы накормить Звуковичка, надо назвать слова, начинающиеся с этого звука. Чужими звуками Звуковичок может отравиться. Так начинается работа по выделению определённого звука, далее дети учатся выделять гласные звуки, твёрдые и мягкие звуки. Все Звуковички живут в отдельных комнатах, но некоторые из них любят жить вместе, они образуют слияние. 

   После того, как дети познакомятся с гласной, они научатся делить слова на слоги, систематически упражняться в звуко-буквенном анализе, делать  это необходимо на каждом уроке.

         Чаще всего идти надо как и в диктанте - от звука к букве. Звуковой анализ не должен быть самоцелью, он постоянно работает на орфографию. Систематическая работа по развитию фонематического слуха подготавливает учеников в дальнейшем к усвоению понятия "ударные и безударные гласные".

   Итак, важнейшим условием формирования орфографической зоркости должно стать знание признаков орфограмм с позиции фонемной теории.

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

"Формирование орфографических умений и навыков"

Газета "Первое сентября", №16/2009.  http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200901603...

Формирование орфографических умений на основе понятий

Формирование орфографических умений на основе понятий   Выступление на форуме.      В начальной школе, как и в основной, формируются следующие виды орфографических у...

Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения

Как сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при её проведении? В статье дан обзор ключевых моментов, направленных на формирование орфографического самоконтроля на уроках русского язы...

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

1.    Чего недостаёт в орфографической подготовке учащихся начальной школы.2.    Обучение сознательному пропуску букв как путь к безошибочному письму.3....

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В ...