Правописание -тся и -ться в глаголах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Круглякова Елена Владимировна

Урок русского языка в 4 классе по программе "XXI век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyakova.docx452.18 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_moemu_uroku_1.ppt3 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                       Елена Владимировна Круглякова,

                                                                                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                                                                              МБОУ «СОШ с УИОП №52»

                                                                                                                                                                              г. Курска

Урок русского языка в 4 классе на тему

 «Правописание - ться и -тся в глаголах»

Паспорт урока

Тема Правописание - ться и -тся в глаголах

Цель: создавать условия для усвоения детьми нового знания; научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей

Тип урока: «открытие» нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • обучение правилам правописания возвратных глаголов на -тся  и –ться на основе

анализа языковых явлений.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:    

-  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться корректировать выполнение задания; сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их;                                                 

- участвовать в диалоге; слушать и понимать

других, высказывать свою точку зрения . Познавательные УУД:

  - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

-выполнять самопроверку учебного задания;

 -распределять обязанности для выполнения учебного

задания в группе.  

Личностные:

  • устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные связи: литературное чтение.

УМК: «Начальная школа XXI века»

Ресурсы урока:

1.С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык. 1 часть. Учебник для 4 класса. –Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.

2.М. И. Кузнецова.Пишем грамотно. 1 часть. Рабочая тетрадь для 4 класса. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017г.

3. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык. Комментарии к урокам. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015г.

4. Мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

3. Раздаточный материал: листы самооценки, толковые словари С. И. Ожегова, карточки с незаконченными предложениями, конверт с письмом, конверты с карточками для кластера  «Глагол», карточки с планом работы, карточки для составления алгоритма написания –тся и –ться, 6 шляп, 3 шоколадки.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль.

Этап урока

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Самоопределение

к учебной деятельности

(5 мин)

           Мотивация к учебным действиям.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

-А теперь посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и скажите: «Мы рады Вас видеть».

- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.

- Садитесь, пожалуйста. (4 группы)

-  Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и  помощь. Готовы?

- Помните: все в наших руках!

Звучит музыка

Слайд 1

- Внимание, ребята, я рада вам сообщить об открытии в нашей школе детективного агентства, тем более, что это агентство открывается именно в нашем классе. И все ученики 4 класса  автоматически становятся штатными сотрудника детективного агентства «Пинкертон».

Слайд 2

 - Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой.  Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив?

-Поработайте со словарем, найдите значение этого слова)

- Какое значение слова нас устраивает?

Какими качествами он должен обладать?

 У нас урок русского языка. Как вы думаете, что мы будем расследовать?

В  наше детективное агентство  обратились за помощью жители Волшебной страны «Морфология». Они прислали нам письмо. Прочтите его, пожалуйста.

«Дорогие детективы, в нашей стране живёт самостоятельная часть речи ГЛАГОЛ, эта часть речи отличается большой активностью. Глагол никогда не сидит на месте, практически всегда находится в действии. Тесно дружит с именем существительным. Глагол отличается аккуратностью и порядком во всех своих действиях. Но злая волшебница Безграмотность решила навредить глаголу и похитила все его признаки и правила правописания.  Помогите, пожалуйста, нашему глаголу»

Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны «Морфология»!  

 Как вы думаете, что мы должны с вами  сделать на уроке? Выберите нужные правила.

Слайд 3

1.Мы будем собирать информацию.

2.Делать выводы.

3. Бить баклуши.

4.Принимать решения.

5.Искать пути решения проблемы

6. Считать ворон.

(вывешиваю таблички на доску)

- Почему вы не выбрали третий пункт?

- А почему никто не хочет посчитать ворон?

Проверяют свою готовность

Дети рассаживаются в группу по 6 человек. Занимают свои места за партами как показано на табличке.

Приветствуют друг друга.

Табличка (инструмент для управления классом) в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

C:\Users\Admin\Desktop\Безымянный.png

 

Детекти́в,  сыщик — специалист по расследованию уголовных преступленийагент 

сыскной полиции.

Детектив должен быть внимательным, умным, сообразительным, пунктуальным, находчивым

Ученик читает письмо.

Дети выбирают:

1.Мы будем собирать информацию.

2.Делать выводы.

3.Принимать решения.

4.Искать пути решения проблемы

Регулятивные УУД:

организуют свою деятельность, готовят рабочее место.

Личностные УУД: положительная мотивация к обучению.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог,  излагать своё мнение.

Познавательные УУД:

информационный поиск.

Личностные УУД:

формирование уважительного отношения к иному мнению.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. ( 10 мин)

Готовит мышление детей к последующим шагам учебных действий и организует фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Каждый  детектив должен иметь блокнот для записи.

 - Свою работу на каждом этапе вы будете оценивать на «Листах самооценки», критерии оценивания вам хорошо знакомы.

 А еще детектив должен  уметь  красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала  необходимо  записать,  когда мы начали наше дело.

(Дата, классная работа).

«Углы»

В кабинете в 3 углах развешен шоколад. ( Первая шоколадка в яркой красочной обертке, вторая в менее красочной обертке, третья обернута в тетрадный лист.

В яркой, красочной обертке оказывается пластилин. В менее красочной обертке – половина шоколадной плитки. В тетрадный лист завернута целая плитка шоколада.)

- Прежде чем начать наше дело, я сегодня  провожу бесплатную акцию   «Выбери свой шоколад!»

- Выберите понравившийся шоколад.

- Разверните и попробуйте.

- Совпали ли ваши ожидания с действительностью? Почему?

– Чему научило это упражнение? Что вы поняли?

– Конечно же, упражнение мы выполнили не ради шутки. Оно помогло нам наглядно убедиться в том, что не всегда яркое, красочное, броское бывает действительно ценным.  Недаром русская народная пословица гласит:

 Слайд 4

 Не все то золото, что блестит.

Снаружи красота, внутри пустота.

Красота до вечера, а доброта навек.

Красоту сразу видать, а характер не легко узнать.

Аленький цветок бросается в глаза.

- Спишите каллиграфически пословицу, которая подходит к упражнению.

-А теперь я предлагаю вам поработать в группах и найти слова в пословицах, которые подходят к схемам (карточки со схемами на доске) :

  

1.Глагол

2.Имя прилагательное

3.Глагол

- Проверка в группах.

- Оцените себя в «Оценочном листе».

Словарная работа (игра «Крестики-нолики»

Сейчас мы  отправляемся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану. Сейчас я буду его читать, а вы выбирайте словарные слова и записывайте их  на карточки по хорошо известным вам правилам.

Мы наденем пальто и теплые  сапоги. Возьмем  портфель, в котором будет лежать шоколад и  компас. Мы  отправимся в город по назначенному адресу. Мы доберемся до истины.

- Проверьте слова и разложите 9 листочков в формате 3x3.

- Используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали) выполните задание:

 а) поставьте слова во мн. ч.,  Р.п.

- Правильность выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу. сверив с эталоном на слайде .

Слайд 6

- Оцените свою работу.

- Проверьте по образцу.

- Оцените свою работу.

Подписывают число, классную работу.

Дети подходят к понравившейся шоколадке, разворачивают её, высказывают свое мнение.

Выбирают пословицы и записывают одну из них каллиграфически в тетрадь:

Не все то золото, что блестит.

Красоту сразу видать, а характер не легко узнать.

Снаружи красота, внутри пустота.

Дети выписывают слова:

 (узнать - 1.3 группа, блестит

Отвечают ученики под №3.

Оценивают себя в оценочных листах.

(Узнать – 1, 4 группа, аленький -2,6 группа,  блестит - 3,5 группа)

1.Не соблюдая очередности, проговаривают громко его для участников своей команды и записывают на одном листочке бумаги.

3. Кладут листочек на центр стола лицевой стороной вверх.

4. Повторяют шаги 1-3, пока  не используют все листочки.

- Даю 1 мин.

- Проверьте слова и разложите 9 листочков в формате 3x3.(Пальто, сапоги, портфель, шоколад, компас, город, адрес, улица, истина)

Пальто, сапог, портфелей, шоколада, компасов, городов, адресов, улиц, истин.

Личностные УУД:

самопознание и самоопределение, формирование нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру.

 Регулятивные УУД:

оценка, самооценка.

Коммуникативные УУД:  излагают свое мнение, аргументируют его, слушают мнения одноклассников.

Личностные УУД: адекватно оценивают свои успехи и неудачи, умеют сотрудничать.

Регулятивные УУД:

выполняют задания, тренирующие мыслительные операции их учебные навыки. Осуществляют самоконтроль.

3. Выявление места и причины (5 мин)

Организует анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе подводит к выявлению места и причины затруднения.

- Итак , мы с  вами на месте преступления. Необходимо собрать улики

«Перемешай класс»

-Что вы знаете о глаголе?  Подумайте  10 сек.

- Возьмите карточки синего цвета и запишите названия этих правил, у вас есть на это 1 минута.

Карточка:

1. Глагол – это часть речи, которая называет..

2. Глаголы отвечают на вопросы

3. Глаголы имеют грамматические признаки:

4. Начальной формой глагола являются глаголы, которые отвечают на вопросы

5. Начальная форма глагола образуется с помощью  суффиксов

6. Постоянными признаками глагола являются

7.Глаголы бывают…и…вида

8.Глаголы изменяются по…

9. Глаголы могут употребляться в …времени, в.. времени, в…времени.

10.  Глаголы прошедшего времени изменяются  по…и…
11. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по… и… .

- Время вышло. Проведите линию после своих ответов.

- Сейчас в течение 1 минуты вам нужно будет собрать  как можно больше ответов у своих друзей. Вы  встанете с места, найдете пару не из своей команды, встанете рядом  с ним и, молча просмотрев записи вашего партнера,  спишите те названия, которых у вас нет.   Записывать их будете после горизонтальной линии

И таким образом, вы должны встретиться с несколькими  партнерами  и собрать как можно больше вариантов ответов.

-Все встали. Ваше время пошло. (Ставлю таймер на 1 минуту).

- Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите  вторую линию, теперь уже после последнего правила, которое  вы скопировали у друзей.

- А сейчас, ребята, мы поработаем в своей команде.

  Итак, у вас 1 минута. Время пошло.

- У кого получилось дописать все предложения?

- Слушаем (по просьбе учителя:  стол №1 участник №3) зачитывает все правила, а ученики в группах составляют кластер.

  Составление кластера «Глагол».

Слайд 7 (кластер)

Мы собрали нужную информацию и можем  оценить свою работу на данном этапе.

Отвечают на вопросы, ставят перед собой задачи.

 

Дети записывают в карточки свои ответы.

По истечению времени проводят горизонтальную линию после своих ответов.

Дети свободно перемещаются по классу , встречаются с одноклассниками, дописывают ответы, которых у них не было. По истечению времени проводят горизонтальную линию.

Дети в своей группе дописывают свои ответы.

Читают ответы вслух.

Проверяют кластер с эталоном на слайде.

Личностные УУД:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели урока. Принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников. 

Познавательные УУД:

Извлекать необходимую информацию из практической работы, структурировать знания;

осознавать познавательную задачу; понимать информацию, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делать обобщения, выводы. 

6.Физминутка (2 мин)

Слайд 8

РЕЛАКСАЦИЯ «ВОДОПАД»

Выполняется стоя, под музыку А. Вивальди «Времена года».

- Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая, свежая и прохладная. Небо светлое, голубое, нежное. Воздух очень-очень свежий. Вода мягко струится по вашей спине. Она приятно освежает тело. Вода стекает с тебя и продолжает свой бег дальше. Постой немного твое тело, пусть она смоет с тебя все печали, невзгоды, неприятности и унесется прочь. Вот теперь ты чист и свеж телом и мыслями, тебе легко, хорошо. Ты уверен в себе. А теперь открой глаза. Сохрани чувство легкости с собой на весь день.


4. Построение проекта выхода из затруднения

(5 мин).

5. Реализация построенного

проекта.(3 мин)

-Эти все правила, мы можем вернуть глаголу, но не может быть всё так просто, наверняка есть новое правило, которое специально похитила Безграмотность. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной детали.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворения в учебнике на с.114,  урок 45.

- Перед вами условное обозначение. Что оно обозначает? Кто забыл,  может обратиться на стр. 3

Солнце садится, струится водица,

Птица синица в водицу глядится,

Чистой водицы синица напьется –

Славно сегодня звенится – поется.

Меж грибами мухомор

Красотой гордится.

Нечего гордиться –

Для супа не годится

Какими частями речи являются выделенные слова?

- Выпишите выделенные слова в два столбика в зависимости от части речи.

- Проверьте с соседом по плечу.

- Прислушайтесь к этим словам, что общего в их произношении вы заметили?

- Расследование продолжается, вот вам и задачка с тремя неизвестными.  Попробуйте определить, когда пишется ца, когда – тся, а когда- ться. Обратите внимание на то, какими частями речи являются выделенные слова.

- Ребята, посмотрите на правописание глаголов, что заметили?

- Мы ответили на первый вопрос?

Обратите внимание на второй пункт.

 Давайте учится делать выводы.

- Догадались,  о чем будет наше расследование?

Тема урока появляется на слайде 9 (Правописание - тся и -ться у глаголов)

- Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете?

- Почему оно не помогло вам при написании глаголов ?  

- Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем? (проблемная ситуация)

- Какую цель вы перед собой поставите?

Расследование продолжается.

 Слайд 10

- Посмотрите на первую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму.

- Посмотрите на вторую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму.

- Посмотрите на третью группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму

- Какой вывод можете сделать? В каком случае будем писать -ться , а в каком -тся?

- К какому выводу вы пришли?

Полоски с выводами

Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется ться.

Если глагол употреблен в форме 3-го лица единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что делают? сто сделает? что сделают?), на конце пишется тся

- Молодцы! Мы собрали достаточно улик, которые превратились в вещественные доказательства.

 - Как вы считаете, мы выполнили второй пункт?

- Вы уверены?

Но  мы продолжаем нашу работу, и вызываем свидетелей «Учебник» и «правило» на очную ставку, Давайте сверим свои выводы с правилом в учебнике, откройте с.115, прочитайте рубрику «Тайны языка».

- Ребята, посмотрите еще раз на доску и обратите внимание на правописание вопросов к глаголам в группах, что заметили? Какую улику мы с вами не заметили?

-Послушайте стихотворение (читает подготовленный ученик)

ТСЯ и ТЬСЯ – как писать

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

Что делать? Что сделать?

То в глагол его мы вносим .

- Теперь мы полностью ответили на второй пункт плана?

Читают шепотом.

«Давай подумаем»

Именами существительными и глаголами.

Выписывают слова.

Слова оканчиваются на –ца.

На конце глаголов пишется –тся или –ться.

Правило написания имен существительных: курица, птица и т.д.

Найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).

- Что делать? - начальная форма глагола

- Что делает? – 3-е лицо, ед.число.

- Что делают? – 3-е лицо, мн.число.

- Если глагол употреблен в начальной форме, то на конце пишется ться, если в форме 3-го лица ед. или мн. числа, то на конце пишется тся.

- зачитывают правило.

Читают правило.

- Если в вопросе есть мягкий знак, то он есть и в глаголе, а если нет , то и в глаголе мягкого знака нет.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: уметь прогнозировать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Осознание  ответственности за общее дело. 

Коммуникативные УУД:

оформление своих мыслей в устной речи и понимание речи других, умение договариваться. 

Познавательные УУД:

умение выделять существенные признаки и практическое использование в решение учебной задачи; умение делать выводы, сравнивать, обобщать. 

Регулятивные УУД:

сотрудничество в группе  при выполнении учебных действий. 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 (5 мин)

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Работа в группах

-Какой же третий пункт нашего плана?

- Итак, ребята, я предлагаю провести следственный эксперимент. Как будет работать это правило в деле.

Для этого давайте составим алгоритм.

- Предлагаю вам 1 минуту посовещаться в группах и составить алгоритм.

- Проверим, что у вас получилось? (Двое выходят к доске, составляют алгоритм)

- Итак, ребята, что нам нужно знать, чтобы не ошибиться в написании слов, в которых на конце слышится [ца]?

- Что пишется на конце существительных?

- Что пишется на конце глаголов?

3.Принимать решения.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

1. Определяю часть речи.

2. Если это имя существительное, то пишу - ца

3.Если  глагол стоит в начальной форме, то пишу – ться.

4. Если  глагол стоит в 3-ем лице ед.ч. или мн.ч., то пишу -тся.

Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(5 мин)

Устанавливает осознанность восприятия.

Организует деятельность по применению новых знаний

Слайд 11

Самостоятельная работа: упр.3, с.116.

Работаете  по кругу в группах. (Диктует ученик под №1, остальные записывают, затем диктует ученик под №2 и т.д.) Если возник конфликт, поднимаете руку.

- Эту работу я оценю, проверяя ваши тетради.

Самооценка в листах.

Поздравляю, следственный эксперимент прошёл удачно.

- Мы ответили на третий пункт плана?

 - Следующий пункт четвертый.

О чем он гласит?

4. Искать пути решения проблемы

Познавательные УУД: пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД:

проявлять  интерес к изучению темы; желание решать проблему, используя приобретённые знания; осознание собственных достижений при освоении учебной темы


8. Включение в систему знаний, повторение (2 мин)

Помогает выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

Внимание, Пинкертоны, к нам пришла срочная телефонограмма.

«Большое спасибо детективному агентству «Пинкертон», благодаря вашим действиям к глаголу вернулись все правила, а у  Безграмотности ДУША УШЛА В ПЯТКИ, она обещала больше НЕ СОВАТЬ СВОЙ НОС и НЕ распускать РУКИ, она вздохнула, ПОВЕСИЛА ГОЛОВУ и удалилась, ТОЛЬКО ПЯТКИ ЗАСВЕРКАЛИ» С уважением жители страны морфология.

Подберите к фразеологизмам глаголы или близкие по значению словосочетания. (Устно)                                                                                  

Испугалась.

Не лезть.

Не драться

Загрустила

очень быстро

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД: самоопределение

9. Рефлексия

 (3 мин)

Организует рефлексию

Чтобы дело сдать в архив нужно подвести черту и поставить точку в нашем расследовании.

Слайд 12

- Использую метод « 6 шляп».

-Начинайте свои высказывания, такими словами.

-Под полями …..шляпы….я…..

-Вложите себе в тетради листы самооценки. При проверки я просмотрю их.

- Домашнее задание:

1. Уч. С. 116 ,упр.4, правило стр. 115

2. *Составить карточку – задание для соседа  «по часам» на 3 часа.

Спасибо за урок!

- Урок окончен!

Сдают тетради

Записывают

 Личностные УУД:  желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. 

Познавательные УУД: понимать информацию, представленную  в опросе.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные мысли. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Правописание – т ь ся, –тся в глаголах Автор Круглякова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с УИОП №52» Города Курска

Слайд 2

Агентство «Пинкертон»

Слайд 3

Детектив- специалист по расследованию уголовных преступлений; агент сыскной полиции. В его обязанности входит сбор улик и предоставление их судебным органам.

Слайд 5

Не все то золото, что блестит. Снаружи красота, внутри пустота. Красота до вечера, а доброта навек. Красоту сразу видать, а характер не легко узнать. Аленький цветок бросается в глаза.

Слайд 6

Пальто, сапог, портфелей, шоколада, компасов, городов, адресов, улиц, истин.

Слайд 8

Физкультминутка

Слайд 9

-тся -ться -ца

Слайд 10

Тема урока Правописание – т ь ся, –тся в глаголах

Слайд 11

Кусается Купается Старается Кусаться Купаться Стараться Кусаются Купаются Стараются Что делать? (н.ф.) Что делает? (3-е л., ед.ч.) Что делают? (3-е л., мн.ч.)

Слайд 12

Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется -ться. Если глагол употреблен в форме 3-го лица единственного числа или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что делают?),на конце пишется -тся.

Слайд 13

Большое спасибо детективному агенству «Пинкертон». Благодаря вашим действиям к глаголу вернулись все правила, а у Безграмотности ДУША УШЛА В ПЯТКИ. Она обещала больше НЕ СОВАТЬ СВОЙ НОС и НЕ РАСПУСКАТЬ РУКИ. Она вздохнула, ПОВЕСИЛА ГОЛОВУ и удалилась, ТОЛЬКО ПЯТКИ ЗАСВЕРКАЛИ. С уважением жители страны Морфология . а Безграмотность испугалась . Она обещала больше не лезть и не драться . Она вздохнула, загрустила и очень быстро удалилась

Слайд 15

Домашнее задание 1.Учебник стр. 116, упр. 4, правило. *2. Составь карточку–задание для соседа «по часам»

Слайд 16

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся  и –ться в глаголах».Программа "Школа России"...

Правописание -тся и ться у глаголов. УМК "Начальная школа 21в".

Знакомство с  алгоритмом написания -ться и -тся. Отработка навыка системой упражнений....

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...

Правописание тся и ться в глаголах

Правописание тся и ться в глаголах...

Урок русского языка в 3 классе "Правило правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

Урок построен с использованием инструментов ТРИЗ-  технологии....