Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся и –ться в глаголах».
Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.
Задачи:
-познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
-формировать навыки грамотного письма глаголов;
- развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Ход урока.
I. Организационная часть
-Добрый день!
-Дети, вам тепло? (Да!)
В нашем классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
Растирание ушных раковин (активизирует все системы организма).
Вдох-выдох, вдох-выдох. Настроимся на рабочий лад.
Послушайте легенду.
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”
- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)
Продолжите фразу:
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
II. Минутка чистописания.
(СЛАЙД) : Учится - учиться. Трудится – трудиться. Ленится – лениться.
-Кто догадался, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
- Составьте задание для минутки чистописания, используя букву ь.
III. Постановка проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока.
- С какой частью речи мы работаем последние уроки? (глагол)
-Что вы знаете о глаголе?
На доске: Учится - учиться. Трудится – трудиться. Ленится – лениться.
.Что интересного заметили?
Какие вопросы у вас возникли?
Разные это слова или в каком -то из них допущена ошибка? Поставьте ударение в словах.
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Правописание глаголов с -тся, -ться) (СЛАЙД)
Какую цель поставите перед собой? ( Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда -тся) (СЛАЙД)
IV Наблюдение над правописанием тся и ться.
1) Исследование №1.
- Пропустите одну строку. Запишите эти слова в два столбика: в первый - с ь, а во второй - без ь.
Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.
Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод напрашивается?
(СЛАЙД) ВЫВОД: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь, ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.
«-тся» нам или «-ться» писать?
Не забудь вопрос задать.
Если «Ь» знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.
ФИЗМИНУТКА «ДЕВОЧКИ-МАЛЬЧИКИ»
- Я называю глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.
ИГРАЕТСЯ, ИГРАТЬСЯ, ПРЯТАТЬСЯ, СЛЫШИТСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ПОЛУЧИТСЯ, КАТАТЬСЯ, ПРОБЕЖАТЬСЯ.
2) Исследование №2.
-Есть ещё один способ, который поможет определить, когда надо писать Ь в глаголах, а когда не надо.
-Составьте предложения со словами: учится и учиться.
Саша учится на пятёрки. Саша будет учиться на пятёрки.
- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?
Проведите аналогичную работу с остальными глаголами.
Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?
Подведём итог. Когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?
ВЫВОД 2: Ь ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ 3 ЛИЦА И НЕ ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ.
V. Закрепление.
1) Найти глаголы в пословицах.
За всё брат?ся – ничего (не)сделать.
Друзья познают?ся в беде.
-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах. А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений:
“Б?рот?ся и искать, найти и (не)сд?ват?ся”.
- Какое задание нужно выполнить?
-Запишите это предложение, устранив все неясности. Проверка.
ФИЗМИНУТКА. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАУЗА.
2) Самостоятельная работа.
Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся.
- Нет ли здесь лишнего слова? Какая это часть речи?
- Нужно быть очень внимательным и не путать существительные, которые оканчиваются на –ца, с глаголами. (СЛАЙД)
3) Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в неопределённой форме и в форме 3 лица ед.ч.
- Проявлять стремление стремиться - стремится
- Испытывать волнение волноваться - волнуется
- Допускать ошибки ошибаться - ошибается
- Принять решение решиться - решится
- Чувствовать радость радоваться – радуется
V. Итог урока.
1) -Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.
Кто считает, что выполнил эту задачу?
2) Шкала успеха. (оценивание своего успеха)
-- Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу на шкале успеха.(дети размещают цветы на «Шкале успеха»)
Школа успеха |
5 |
4 |
3 |
2 |
VI. Домашнее задание.
Продолжение легенды о языке: “Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”.
Задание на дом: подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)
Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....
Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...
Разработка урока русский язык 3 класс тема "Правописание -и. -ы после ц"
Разработка урока русский язык в 3 классе программа Л.В.Занков по теме "Правописание -и, -ы после ц"...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'
Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...
Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.УМК: «Планета знаний»Предмет: русский языкКласс: 4Тип: «Открытие новых знаний»Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и форм...
Комментарии
Спасибо, коллега, за
Спасибо, коллега, за интересный материал!