Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Солдатова Елена Ивановна

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся  и –ться в глаголах».

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Правописание –тся  и –ться в глаголах».

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.

Задачи: 

-познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;    

 -формировать навыки  грамотного письма глаголов;

- развивать орфографическую зоркость;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать трудолюбие, уважение  друг к другу через работу над пословицами.

Ход урока.

I. Организационная часть

  -Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

В нашем классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

 А хотите ли  вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Растирание ушных раковин (активизирует все системы организма).

Вдох-выдох, вдох-выдох. Настроимся на рабочий лад.

Послушайте легенду.

  “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо  знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)

- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

II. Минутка чистописания.

(СЛАЙД) : Учится - учиться. Трудится – трудиться. Ленится – лениться.

-Кто догадался, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания?

- Составьте задание для минутки чистописания, используя букву ь.

III. Постановка проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока.

- С какой частью речи мы работаем последние уроки? (глагол)

-Что вы знаете  о глаголе?

На доске: Учится - учиться. Трудится – трудиться.  Ленится – лениться.

.Что интересного заметили?

Какие вопросы у вас возникли?

Разные это слова или в каком -то из них допущена ошибка? Поставьте ударение в словах.

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Правописание глаголов с -тся, -ться) (СЛАЙД)

Какую цель поставите  перед собой? ( Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а   когда  -тся) (СЛАЙД)

IV  Наблюдение над правописанием тся и ться.

1) Исследование №1.

 - Пропустите одну строку. Запишите эти слова в два столбика: в первый - с ь, а во второй -  без ь.

Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.  

Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод напрашивается?

(СЛАЙД) ВЫВОД: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ,  И  ГЛАГОЛ  ПИШЕМ  С  Ь, ЕСЛИ  Ь  ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ,  И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.

«-тся» нам или «-ться» писать?

Не забудь вопрос задать.

Если «Ь» знак в вопросе,

То в глагол его мы вносим.

ФИЗМИНУТКА «ДЕВОЧКИ-МАЛЬЧИКИ»

- Я называю глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.

ИГРАЕТСЯ,  ИГРАТЬСЯ,   ПРЯТАТЬСЯ,   СЛЫШИТСЯ,   ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ,  ПОЛУЧАЕТСЯ,  ПОЛУЧИТСЯ,  КАТАТЬСЯ,   ПРОБЕЖАТЬСЯ.

2) Исследование №2.        

 -Есть ещё один способ, который поможет определить, когда надо писать Ь в глаголах, а когда не надо.

-Составьте предложения  со словами: учится и учиться.

Саша учится на пятёрки. Саша будет  учиться на пятёрки.

- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.

- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?

Проведите аналогичную работу с остальными глаголами.

Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?

Подведём итог. Когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?

ВЫВОД 2: Ь ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ 3 ЛИЦА И НЕ ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ.

V. Закрепление.

1) Найти глаголы в пословицах.

За всё брат?ся – ничего (не)сделать.

Друзья познают?ся в беде.

-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах.  А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений:

 “Б?рот?ся и искать, найти  и (не)сд?ват?ся”.

- Какое задание нужно выполнить?

-Запишите это предложение, устранив все неясности. Проверка.

ФИЗМИНУТКА. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАУЗА.

2) Самостоятельная работа.

Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся,  ,  соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся,   боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся.

- Нет ли здесь лишнего слова? Какая это часть речи?

- Нужно быть очень внимательным и не путать существительные,  которые оканчиваются на –ца, с глаголами.  (СЛАЙД)

3)  Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в неопределённой  форме и в форме 3 лица ед.ч.

  1. Проявлять стремление         стремиться - стремится
  2. Испытывать волнение         волноваться - волнуется
  3. Допускать ошибки                ошибаться - ошибается
  4. Принять решение                 решиться - решится
  5. Чувствовать радость        радоваться – радуется

V. Итог урока.

1) -Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.

Кто считает, что выполнил эту задачу?

2) Шкала успеха. (оценивание своего успеха)

-- Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и  оцените     свою работу  на шкале успеха.(дети размещают цветы на «Шкале успеха»)

Школа успеха

5

4

3

2

VI. Домашнее задание.

Продолжение легенды о языке: “Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”.

Задание на дом: подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Разработка урока русский язык 3 класс тема "Правописание -и. -ы после ц"

Разработка урока русский язык в 3 классе программа Л.В.Занков по теме "Правописание -и, -ы после ц"...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...

Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.УМК: «Планета знаний»Предмет: русский языкКласс: 4Тип: «Открытие новых знаний»Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и форм...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо, коллега, за интересный материал!