Русский язык во 2 классе. " Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Русский язык во 2 классе."Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русский язык во 2 классе59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема « Имя прилагательное»

Цели урока:

1. Формировать умения различать имена прилагательные среди других частей речи по вопросу и значению; роль прилагательных в речи.

2. Способствовать развитию мышления, литературной речи, излагать письменно свои мысли, обогащать словарь детей, развивать умение пользоваться различными средствами для выражения одной и той же мысли, прививать навыки грамотного письма.

Форма урока: урок- исследование.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

Оборудование: компьютер, проекционный экран; интерактивная доска, толковый словарь С.И. Ожегова; карточки, картинки-загадки.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание
  1. Работа над каллиграфией.
  2. Задания развивающего и опережающего характера.

III. Словарная работа

IV. Обобщение знаний об имени существительном.

  1. Сравнение групп слов.
  2. Многозначность.
  3. Признаки имен существительных.
  4. Морфологический разбор имени существительного.

V. Наблюдение над именем прилагательным.

  1. Вопросы, примеры, обобщение и выводы по первому признаку имен прилагательных: слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
  2. Прилагательные нужны для красоты описания:

а) работа с двойным текстом;

б) проблема – «почему «последний»?

  1. Прилагательные нужны для точности описания:

а) работа с карточками;

б) работа с картинками – загадками.

  1. Что описывают и уточняют имена прилагательные:

 выявление признаков: величина, форма, вкус, цвет, материал и т. д.

VI. Итог. Ответы на главный вопрос урока.

VII. Рефлексия.

VIII. Оценка деятельности учащихся на уроке.

IX. Домашнее задание.

Основные формы организации познавательной деятельности учащихся:

по рядам, по парам, индивидуальная.

Основные методы обучения: проблемно– поисковый.

Ход урока

  1. Психологический настрой.

 Подарим друг другу улыбки и начнем урок.

Упражнения для кисти рук В.Г. Рыбченко, которые одновременно направлены на развитие речевой моторики и кисти рук.

Упражнения с палочками. Ученик держит палочку вертикально обеими кулачками и по очереди,  передвигая кулачки вверх, одновременно читает стихотворение.

Аплодисменты. Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец  и т. д.

II.   Чистописание.

При подготовке к уроку на листе тетради по русскому языку учитель пишет материал для чистописания. Сканирует его. На уроке этот материал отображает на проекционном экране. Пропущенные орфограммы ученики вставляют маркером. Перед ними находится образец, по которому они могут определить высоту и ширину букв, наклон, количество слов на одной строке.)

На доске:

1. Дайте характеристику звуков [з], [з’]

  • Проведите логическо – звуковой анализ слов змея и обоз
  • Что означают эти слова? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

(Учащиеся работают со словарем)

- Выделите в словах «гнездышки» (  ) и «шалашики» (  ) (Работа в паре -  обсуждение.)

2. Движется  Земля.

Распространите это предложение.

В космосе движется голубая планета Земля.

Почему  Земля в середине предложения написана с заглавной буквы?

 В словах предложения отметить все места соединений букв и элементов в буквах : 1/2 (    ), 1/3 (   ). Упражнение вырабатывает внимание, навыки красивого правильного письма.(Соревнование между рядами)

  1. Словарная работа

Задание на доске. (Слова вставляют ученики маркером.)

       Запишите одним словом, которое отвечает на вопросы: какая? какой ? какое ? какие ?

  • Сок из моркови –   (морковный),                              
  • Варенье из земляники – (земляничное),
  • День в сентябре – (сентябрьский),
  • Кисель из молока – (молочный),
  • Суп из гороха – (гороховый),
  • Салат из капусты – (капустный),
  • Хлеб из пшеницы – (пшеничный),
  • Пюре из картофеля – (картофельное),
  • Печенье из овса – овсяное),
  • Сок из помидоров – (томатный),
  • Торт с орехами – (ореховый).
  • Какое слово лишнее? (Сентябрьский, не указывает на продукты питания).  

Физминутка. Сказка «Репка.»

 IV. На доске  главный вопрос урока:

Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?

  • Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос. Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы:

Норка, гладкая, красные, галка, лисички, рыжие, бантик, пушистая.

(Дети называют слова первой и второй группы и проверяют свои ответы по таблице, которая появляется на экране.)

норка

пушистая

бантик

рыжие

лисички

красные

галка

гладкая

  • По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Это имена существительные).
  • Докажите. (Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет).
  • Какой еще признак объединяет эти слова? (Многозначность). (Дети приводят по два значения  каждого слова).
  • Какие признаки имен существительных вы знаете? (Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода).

Запись на проекционном экране:

  • сущ.,  одуш., собст., ед. ч., м. р.
  • сущ., одуш., нариц., ед. ч., ж. р.
  • сущ., одуш., нариц.. мн. ч., ?

  • Схема какого разбора подходит к существительному, записанному на экране ? (Дети находят соответствующую запись).
  • Что обозначает вопросительный знак? (Во множественном числе нельзя определить род. Надо поставить слово в единственное число).
  • Как же уточнить значение многозначных слов? (По смыслу предложения, в котором это слово встретилось).

V. Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните этот столбик своими словами, Дети приводят примеры).

  • Что общего у всех этих слов? (Они отвечают на одинаковые вопросы).
  • Попробуем ответить. Для чего нужны в русском языке такие слова.

На проекционном экране текст.

А) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Б) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

  • О чем  первый текст? (О весне).
  • О чем второй текст? (Тоже о весне).
  • Можно ли считать эти тексты одинаковыми? ( И да, и нет).
  • Докажите.
  •    Что же отличает первый текст от второго? (Дети аргументируют свой вывод).                                                                      

Вывод: имена прилагательные нужны для красоты описания, делают речь более образной, интересной и яркой.

  • Во втором тексте используется прилагательное последний для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово пушистый или слово серебристый. (Нет. Прилагательное

последний наиболее точно описывает снег).

Дети аргументируют свой вывод.

Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания.

  • Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег. (Дается карточка, дети ставят стрелки. Работа по парам. )

Снег

Зимний                                                                                                   Весенний

последний

искристый

мокрый

колючий

грязный

пушистый

серебристый

мягкий

рыхлый

белый

свежий

серый

(Идет обсуждение).

Вывод: если точно описать предмет с помощью имен прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

Упражнения  для глаз.

Филин. Закрыть глаза на 3 – 4 с. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5 – 6 с.

Веселые рожицы. Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону).

Рисование носом. Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Написать носом выбранный элемент. Открыть глаза посмотреть на табличку.

Далеко – близко.

Задание: на доске.

Уровень1

бурый

Зеленый

спелое

мохнатый

Сладкий

круглое

косолапый

Сахарный

сочное

(Дети угадывают и выбирают картинку с изображением этого предмета).

Уровень 2

Быстро бежал … зверек. У него передние ноги … ,задние … так и мелькали. Мы увидели … уши, … хвост. Тело покрыто … шерстью. Есть у зверя … зубы, но защищаться ими он не умеет.

О каком звере вы прочитали? Назовите его.(Трудно догадаться, что это за зверь. Белка, лось, заяц не умеют защищаться при помощи зубов.) На доске появляются  слова: маленький, короткие, длинные, большие, короткий, серый, большие и крепкие.

  • Какая часть речи помогла вам ответить на вопрос?
  • Что обозначают имена прилагательные?

  • А теперь попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных. Начинайте со слова «Я». (Я – смелый, сильный, и т. д..).

VI.Итог урока:

- Итак, ответим на главный вопрос урока.

- Для чего нам нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения).

- Что уточняют имена прилагательные? (Имя существительное).

- С помощью имен прилагательных можно описать у существительных величину, форму, вкус и т. д.

- На экране появляются слова: величина, форма, вкус, цвет .

- Все   это называется одним словом – «признаки»

- Сравним ответ с определением на экране.(с. 117).

- В ходе урока где и почему были допущены вами ошибки?

- Знание чего помогло вам их исправить?

- Что в изучении темы об имени прилагательном осталось для вас неясным?

VII.Рефлексия.

  • Если у вас не возникало трудностей и вы справились со всеми заданиями раскрась на полях тетради круг зеленым цветом; если не все задания получались сразу, раскрасьте желтым цветом; и, наконец, если большинство заданий вы выполнили неверно, раскрасьте красным цветом.

VIII. Оценка деятельности учащихся на уроке.

IX. Домашнее задание.

- Приближается 8 Марта. Это праздник всех мам. Опишите с помощью имени прилагательного свою маму.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Урок русского языка 4 класс. "Имя прилагательное". Закрепление.

Урок русского языка 4 класс. "Имя прилагательное". Закрепление. ОС "Школа России"....

урок русского языка 2 класс Имя прилагательное

На уроке применяются интерактивные методы и формы обучения. Работая в группах, ребята выполняют разноуровневые задания, что способствует усвоению нового материала всеми учениками...

презентация к уроку русского языка 2 класс "Имя прилагательное"

Презентация к уроку русского языка по системе Занкова на тему "Имя прилагательное" 2 класс...

русский язык 2 класс Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи...

Конспект урока . Русский язык 4 класс. Имя прилагательное.

Урок русского языка.Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное».Цель: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном как о части речи.Задачи: Постановка и формулирование проблемы, самостоя...

Урок русского языка 2 класс " Имя прилагательное"

УМК "Перспектива" конспект урока " Имя прилагательное . Обобщение"2 класс 2015 г....