Тема урока: «Роль прилагательных-антонимов в речи»
методическая разработка по русскому языку по теме

                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Роль прилагательных-антонимов в речи»

Тип урока: Открытие нового знаний

Цель урока: Создание условий для развития умений наблюдать за ролью прилагательных-антонимов в речи, выявлять комический эффект столкновения антонимов-прилагательных в одном контексте; развитие чувства языка и понимания природы комического на основе работы с антонимами-прилагательными.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

1

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

2

5

Постановка проекта выхода из затруднений

7

6

Реализация проекта

15

7

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

5

8

Сам. Работа с проверкой по эталону

5

9

Включение в систему знаний

5

10

Итог

2

11

Рефлексия

1

Утверждено:

Учитель________________ /Иванова Н.А/


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  

Ребята, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удач, успехов.

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите на меня.

-Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Слушайте внимательно!

Объясняйте обстоятельно!

Ответить хотите - не шумите

А только руку поднимите!

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Запишите дату.

– Напишите «Классная работа».

Языковая разминка.

1. Запись под диктовку.

Зеленеют все опушки, зеленеет пруд, а зелёные лягушки песенки поют. (Саша Чёрный)

2. Подчеркнуть изученные орфограммы в словах.

3. Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить постановку знаков препинания (составить схему). [= –], [= –], а [– =].

4. Выписать однокоренные слова и написать ещё два слова другой части речи с этим же корнем.

5. Выполните фонетический разбор слова:

Пруд – [прут].

Постановка проблемы

– Прочитайте строчки из стихотворения С. Маршака, записанные на доске:

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы заполняете его.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют ваши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

– Назовите имена прилагательные в последних строках стихотворения.

– Какие это слова по значению? (Противоположные.) Как они называются? (Антонимы.)

– С какой целью автор использует эти имена прилагательные? Какую мысль хочет донести до читателей? (Для того, чтобы подчеркнуть противоположность)

– Сформулируйте тему урока. (Роль прилагательных-антонимов в тексте.)

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

- Ребята, как мы увидели, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. Но у них есть и другая функция.

- Запишите предложения под диктовку. Найдите антонимы. Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь.

- Какую роль здесь выполняют эти слова?

(Антонимы помогают нам представить эту картину: тёплая сторона, очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Реализация проекта

Упр. 203 – развивается умение находить антонимы-прилагательные в тексте и выявлять их комический эффект.

Выполняется коллективно по заданию. После беседы о роли антонимов ученики списывают предложения, составляют схемы и указывают графически, что разделяет запятая в предложениях: в 1-м (1-я строфа) – однородные сказуемые, во 2-м (4-я строфа) – части сложного предложения.

Упр. 204 – выявляется приём создания комического в стихотворении.

- Что предлагают вспомнить авторы учебника?

- Ребята, кто вспомнил, как звучали первые строчки? (Погода была прекрасная, принцесса была ужасная).

- Как стали звучать эти строчки во второй части стихотворения? (Погода была ужасная, принцесса была прекрасная).

Для чего автор использовал прилагательные-антонимы? (Чтобы изменить смысл, придать выразительность тексту, для создания комического эффекта)

Приём противопоставления образов, картин называется антитезой.

Упр. 205 – развивается умение подбирать прилагательные-антонимы к словам.

- Откройте учебник, упражнение 205.

- Вставьте пропущенные буквы карандашом.

- Какие орфограммы видите? (Непроизносимый согласный. Парный согласный в середине слова.)

- Назовите правило.

- Допишите прилагательные – антонимы и имена существительные к ним. (Честный-лживый человек, узкий-широкий проход, близкий-дальний магазин, прекрасный-уродливый пейзаж, устный-письменный текст, прелестный-ужасный кот)

Показываю образец. Записываем.

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

Упр. 206 – наблюдение над строением предложения, части которого содержат антонимы-прилагательные, а также конструирование предложений на основе антонимических противопоставлений.

- Что такое шоссе? (Слово шоссе пришло к нам из французского, что означало «дорога мощенная известняком», теперь покрытия другие, а название осталось прежним.)

- Как по-другому называется узкая дорожка, по которой идут пешеходы?

- Что должен знать пешеход, чтобы безопасно перейти дорогу?

(По узкой дорожке шли пешеходы, а по широкому шоссе мчались машины.

Узкой - проверочное слово узок; дорожке - дороженька; пешеходы - сложное слово с соединительной гласной е; широкому - жи-ши пиши с и; окончание ому(какому?); шоссе - словарное слово; мчались - ча-ща; машины - жи-ши.

Запятая ставится, так как это сложное предложение (грамматические основы: шли пешеходы - мчались машины))

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

- Подбери к словам антонимы.

Широкий -  … (узкий)

Твёрдый - … (мягкий)

Старый -  … (новый)

Скучный -… (интересный)

Бесполезный -… (ценный)

Неряшливый -… (аккуратный)

Широкий - … (узкий)

Твёрдый - … (мягкий)

Старый - …(новый)

Скучный - … (интересный)

Длинный - … (короткий)

Включение в систему знаний

- Выпиши из предложения имена прилагательные и перечисли все их признаки.

Образец записи: Бодрый (серп) -(какой?),н.ф. бодрый, прил., м.р. ед.ч.,И.п., второст. член предл.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё -простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

(Тонкий (волос) - (какой?), н.ф. тонкий, прил., м.р., ед.ч., И.п., подлежащие. Праздной (борозде) - (какой?) н.ф. праздный, прил., ж.р., ед.ч., П.п., дополнение.)

Итог

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Смогли ли мы ее достичь?

- Какими знаниями мы пользовались?

- Что мы закрепляли, что отрабатывали?

- Что такое антонимы?

- Для чего используются в речи?

Личностные УУД: смолообразование

Рефлексия

- Окрасьте сегодняшний урок при помощи звёздочек.

  • У меня всё получилось, я всё понял, поэтому мне – радостно (КРАСНЫЙ)
  • У меня получилось, но было трудно, поэтому мне спокойно, но немного грустно (ЗЕЛЁНЫЙ)
  • Мне трудно, я ничего не понял, поэтому мне грустно и тревожно (СИНИЙ)

(Выставление оценок)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слушайте внимательно! Объясняйте обстоятельно! Ответить хотите - не шумите А только руку поднимите!

Слайд 2

Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы заполняете его. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют ваши сутки, Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы. С. Маршак

Слайд 3

Антонимы (греч. α ντί - — против + όνομ α — имя) — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой»

Слайд 4

Широкий - … Твёрдый -… Старый - … Скучный -… Бесполезный -… Неряшливый -… Широкий -… Твёрдый -… Старый - … Скучный -… Длинный - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Роль прилагательных - антонимов в речи" (4 класс). МБОУ г.Иркутска СОШ №23

Предлагаю вашему вниманию разработку урока для 4 класса "Роль прилагательных - антонимов в речи" ("Школа 2100"), который содержит конспект урока и презентацию....

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.

Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...

Урок по русскому языку в 4 классе «Роль прилагательных – антонимов в речи».

Создать условия   для формирования познавательных учебных действий   обучающихся по выявлению роли прилагательных – антонимов в речи....

Презентация к уроку "Роль прилагательных - антонимов в речи"

Данная презентация содержит материал, который  поможет учителю раскрыть тему урока...

Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1)       Образовательная – систематизировать знания у...

Урок в 4 классе по теме: Роль прилагательных – антонимов в речи

УМК: Образовательная система «Школа 2100»Предмет: Русский языкАвторы учебника: Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. ПронинаКласс: 4Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыковТема: Роль прила...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....