« Русский язык» в 3-ем классе на тему « Род имен существительных»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Акименко Виолетта Сергеевна

Ознакомление с приемами распознания рода имен существительных.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_uchebnomu_predmetu.odt22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык» в 3-ем классе на тему « Род имен существительных»

Тип урока: « Открытие нового знания».

Авторы УМК: Н.Ф. Виноградова

Цель урока: ознакомление с приемами распознания рода имен существительных.  

Планируемые образовательные результаты:

      Личностные:

 признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;

  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
  • вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Коммуникативные:

  • подтверждать аргументы фактами;
  • слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

1. Мультимедий проектор

2. Компьютер

3. Памятки для запоминания рода имен существительных.

4. Колосок вопросов.

5. Копия письма ( на парте у каждого).

6. Презентация.

Образовательные ресурсы:

1.Л.Ю. Александрова, Н.Н. Афанасьева « Уроки русского языка в 3 классе», « КЛИО», Чебоксары, 1998 г.

2.Журнал « Начальная школа» № 5, 2013 г., статья Т. Соколовой « Информационная грамотность».

3.С.А. Привалова « Русский язык 3 класс поурочные планы», Волгоград, 2011 г.

4. Л.А. Ефросинина « Литературное чтение 2 класс », « Вентана - Граф», 2012 г.

5.С.В. Иванова « Русский язык 3 класс», « Вентана - Граф», 2013 г.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.  

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Первым делом гоним лень

 На уроке не зевать

 А работать и писать.

 Ну-ка проверь-ка, дружок,

 Ты готов начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке,

 Ручка, книжка и тетрадка?

 Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

 Каждый хочет получить

 Только лишь оценку « пять»!

1. Чистописание.

 Цц цы ци

 ц.рк ц.ганка птенц. полиц.я

  • вставьте пропущенную букву, вспомните правило.

Работают над правописанием заданных букв, вспоминают правила

Регулятивные прогнозируют предстоящую работу

Личностные : понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

С помощью игры создает условия для повторения раннее полученных знаний

1.Игра « Собери урожай»

  • вы сегодня агрономы, собираем урожай пшеницы

Организует словарную работу, знакомит с новым словом.

2. Словарная работа.

  • урожай собрали, зерно отправили на мельницу. А мельник - добрый волшебник, он намолол снежную муку, а снежные хлопья тоже волшебные, они с буквами. Волшебник вытряхнул мешки, хлопья рассыпались. Помогите их собрать, получите новое словарное слово.

 Е, д, в, ч а, к, о. Слайд 2.

  • Девочка, записываем в тетрадь, ставим ударение. К какой части речи относится это слово? Чтение рассказа Л.Н. Толстого « Лучше всех». Подбираем им. прилагательные ( веселая, добрая, красивая). Составить предложение. ( Веселая девочка играет в мяч.)  Разобрать предложение  по членам  предложения. Слайд 3.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

 Слайд 4. -о какой части речи сегодня будем говорить на уроке? Найдите лишнее слово.

Молодость, доброта, деловой.

 Друг, написать, Лондон.

- почему лишнее? Назовите тему урока.    ( « Имена существительные». Сегодня мы будем углублять наши знания)

- что знаете об именах существительных? Какие слова ( части речи) можно употребить вместо им. сущ.? Местоимения. Они сегодня будут нашими помощниками.   ( он, мой, она, моя ,оно, мое) Слайд 5.

 Подбегают по желанию к доске, срывают колосок, на котором записан вопрос по раннее изученным темам, отвечают на вопросы

Отгадывают новое словарное слово, записывыют его. Составляют предложение, разбирают его по членам.

Находят лишнее слово, формулируют тему урока , вспоминают местоимения

Познавательные

извлекают информацию из данного материала, выявляют сущность, особенность объектов, на основе анализа объектов делают выводы

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, оформляют свои мысли в устной речи

3. Выявление места и причины затруднения

- распределите слова на 2 группы Кто? Что? Слайд 6.

Лопата, газета, письмо, Москва, заяц, ворона, воробей. ( добавить свои 2 слова), ( взаимопроверка в паре, обмен тетрадями)

-какое слово лишнее, почему? Письмо. Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. Моя соседка Оля дружит с Майклом, он живет в Лондоне. Где это находится? На каком языке там говорят? Майкл прислал письмо на русском языке, но оно звучит необычно. Я прочту его, а вы подскажите, что необычно? Слайд 7.

 Здравствуй, мой любимый друг Оля! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

Обсуждение письма. Что вас насмешило?

- как правильно согласовать слова мы сможем объяснить Майклу, разобравшись в теме урока « Род имен существительных». Итак, какую цель мы поставим?  

Распределяют слова на две группы, находят лишнее слово

Высказывают свое мнение, что необычного услышали в письме

Ставят цели урока (наша цель сегодня понять, что такое род и как его определять.)

Регулятивные

прогнозируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей, совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют цели урока

4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект , выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задач.

Организует работу по построению проекта выхода из затруднения

- исправьте ошибки в письме ( работа в паре), в таблицу выпишите сущ.

он

она

оно

Друг

Папа

Дедушка

Майкл

дом

Оля

Мама

Молодость

Россия

доброта

лото

( таблица у каждого на парте)

 

Работают в паре, заполняют таблицу, выписывают из письма имена существительные

Одушевленные:

- 1 столбик, называющие мужчин, рядом поставьте местоимение, заменяющее это сущ.

- 2 столбик, называющие женщин рядом поставьте местоимение, заменяющее это сущ. , а теперь неодушевленные сущ.  (дом,  лото, молодость, встреча, общение, доброта )

Слова распределяем в столбики, слово лото - в 3 столбик. Оно мое.

Познавательные

 извлекают информацию из текста,  схем и иллюстраций, делают выводы

Коммуникативные

 слушают и понимают других, оформляют свои мысли в устной форме

Регулятивные

работают по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости исправляют ошибки; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения работы своей и всех, исходя из имеющихся критериев

5. Реализация построенного проекта

Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

Организует обсуждение работы , с помощью вопросов подводит к формулировке вывода.

Какого рода бывают существительные?

-Как определить род?

Предлагает рассмотреть памятки для запоминания.

Памятки для запоминания ( на доске) Слайд 8,9,10.

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

 Физкультминутка.

Рассказывают. Какие слова записали в таблицу, делают вывод: имена существительные бывают М.р., Ж.р., С.р.

Чтобы определить род надо подставить местоимение.

Читают памятки для запоминания

Проводят самостоятельно

Регулятивные

осуществляют познавательную и личностную рефлексию, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи  тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.

Организует работу по учебнику, проводит индивидуальный контроль

Работа по учебнику с.160   упр.2

Самостоятельно читают задание и выполняют упражнение. Выполняют проверку с проговариванием во внешней речи

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: ориентируются в учебнике

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку уч – ся на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания

Организует игровой момент

На доске вазы. На цветах записаны слова, распределить цветок в свою вазу, в зависимости от рода ( на вазе подписан род), (дом, улица, солнце ,рояль, ручка, мир, дерево, страна, тетрадь, переулок ,озеро)

Выходят по одному к доске, выбирают «цветок-слово» и кладут в нужную вазу.

Регулятивные

осуществляют познавательную и личностную рефлексию, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей

8 Включение в систему знаний и повторение

Цель: выявить границы применимости нового знания ; повторить содержание изученного знания.

 Проводит беседу по вопросам, подводит к формулировке вывода:

Как определить род имен существительных? Где вы можете применить полученные знания?

Отвечают на вопросы, делают вывод: мы смогли выполнить задание правильно, применив новое знание

Регулятивные

осуществляют познавательную и личностную рефлексию, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

9. Рефлексия

Цель: организовать рефлексию уч – ся своей учебной деятельности

Проводит беседу

Какова цель нашего урока? Удалось ли нам ее достигнуть??

Закончи предложение.

Я узнал...

Мне было сложно...

Мне понравилось...

У меня получилось...

                     

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, оценивают свою работу  ( показывают смайлики)

Коммуникативные

 слушают и понимают других, оформляют свои мысли в устной форме

Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изученного материала

Домашнее задание

Сообщает задание по выбору

Д. з. с. 162, упр. 3 или упр.4

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Урок закрепления новых знаний и формирования умений по теме:  "Изменение имен существительных по падежам" ....

Урок - презентация по русскому языку для учеников 3 класса "Обобщение знаний об имени существительном"

Урок - презентация закрепление пройденного по теме "Обобщение знаний об имени существительном"...