Урок русского языка по теме: «Упражнение на повторение. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Раудина Лариса Александровна

Урок русского языка в 4 классе проводился в рамках метапредметной недели "Я - турист". УМК  "Школа 2100". Урок постороен в технологии проблемного диалога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ «Средняя школа №23 «Менеджер»

«Упражнение на повторение. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных"

(Урок русского языка в рамках метапредметной недели «Я – турист»)

4 класс

C:\Users\Лариса\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7054.jpgC:\Users\Лариса\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7060.jpg

Подготовила

Учитель начальных классов

1 категории

Раудина Л.А.

Альметьевск, 2017

Предметная цель: развитие умения писать слова с изученной орфограммой, умение обнаруживать орфограмму, графически объяснять свой выбор.

Метапредметная цель: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Предметный результат: используя алгоритм объяснять выбор буквы  правописания падежных безударных окончаний имён существительных, графически  обозначать орфограмму.

Метапредметный результат:

- представлять информацию в виде таблицы

- на основе анализа объектов делать выводы

- развитие умения слушать и понимать друг друга

- строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей

- работать в паре и группе

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для работы в паре, тексты для работы в группе

Ход урока

  1. Мотивация к деятельности

Просмотр отрывка из мультфильма «Турист»

- Кто же такие туристы? Откройте словари и посмотрите значение этого слова

(1.турист, - муж. Человек, занимающийся туризмом, путешествующий для отдыха, развлечения и удовлетворения своей любознательности

2          Турист - по законодательству РФ - гражданин, посещающий страну или место временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.                                                ).

– Мы тоже сегодня будем туристами, только путешествие наше будет виртуальным. А отправимся мы к карстовому озеру, недалеко от нашего города. Какие озёра называют карстовыми и  где оно находится в Альметьевском районе вы узнаете чуть позже. Хотите?

  1. Актуализация знаний

Вспомните, чему были посвящены последние уроки русского языка?

(правописанию падежных безударных окончаний имён существительных)

- Сегодня мы продолжим работать с темой……….

(правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных).

Учитель вывешивает тему на доску

- Какую цель поставите перед собой?

(тренироваться в написании без.окончаний, не допускать ошибок, улучшить результат)

- Вспомните алгоритм написания без.окончания

(Шаг 1 Определи склонение

Шаг 2. Подбери соответствующее слово – помощник: 1 ск. Земля, 2 скл. –конь, 3 скл. – степь и поставь на место проверяемого слова в той же форме

Шаг 3. Запиши соответствующее окончание по слову – помощнику)

-- Окончания каких падежей мы рассматривали очень подробно

(Р.п., Д. п., П.п.).

(1 слайд)

- Посмотрите на слайд и восстановите таблицу окончаний

(затем учитель открывает схему с окончаниями)

(2 слайд)

- Ну, что, пора отправляться в виртуальное путешествие

А путь наш лежит в Альметьевский район. Недалеко от города находится одна из достопримечательностей нашего города, памятник природы регионального значения – озеро Акташский провал. Это карстовое озеро. Карстовое озеро - это котлован, заполненный подземными водами. Образуется он в результате провала слоя земли, состоявшего из мягких известковых пород

- Ну а мы продолжим тренировку в правописании без.окончаний имён сущ.

3. Работа по теме урока

А) Словарная работа

- Я буду называть значение слова, а вы должны записать словарное слово в указанном падеже с предлогом. Ваша задача записать без ошибок, обосновав свой выбор.

  1. Набор медикаментов для оказания доврачебной помощи (аптечка)
  2. Тот, кто путешествует (путешественник)
  3. горящая куча дров, сучьев, хвороста (костёр)
  4. Оно образовано сложением двух латинских основ, одна из которых означает «быстрый», а другая – «нога» (велосипед)
  5. свободное, ничем не стесненное пространство (свобода, раздолье) –простор

( на доске висят падежи, дети выбирают и записывают в указанном падеже)

- Что сейчас делали? Что повторили?

Б) Работа в парах

- А теперь поработает в паре. Найди «третье лишнее» в каждой группе слов:

  1. о народ_, к корон_, без туч_. (окончание –и)
  2. о клумб_, на посылк_, о ел_. (П.п., но окончание  -и)
  3. к клетк_, к дочер_,  к ям_  (Д.п. , но окончание –и)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

-Что повторили?

(3слайд)

- Когда возникло озеро не могут сказать даже учёные. На сегодняшний день оно имеет круглую форму, длина которой 30 м., что касается глубины, эта цифра достигает 11 м, но в середине доходит до отметки 28 м. Само озеро привлекает сотни туристов, которые едут к водоёму не только чтобы полюбоваться , но и …..

- А для чего ещё приезжают туристы узнаем чуть позже

- Как проверить смогли ли вы улучшить свой результат?

(выполнить самостоятельную работу)

4.Самостоятельная работа с последующей проверкой

Упр.3 стр.29 (слова находим вместе, дети только записывают)

- У кого были ошибки? Сделайте вывод.

(Местные жители утверждают, что если в озеро бросить камень с окружающей гористой местности и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Существует легенда, что когда – то пахал поле тракторист. Вдруг земля под трактором провалилась и образовавшийся котлован мгновенно заполнился водой. Трактор так и не нашли, а механизатору удалось спастись. Вот такая легенда.)

5.Групповая работа с текстами

- Каждая группа получит текст. Первая ваша задача озаглавить текст, вторая – найти слова на изучаемую орфограмму, графически её обозначить и обосновать написания окончания. Затем от каждой группы нужно выбрать одного ученика для защиты групповой работы.

(во время защиты учитель вывешивает образцы слов с обозначениями)

- Что вы сейчас делали?

- Молодцы. Сделайте вывод.

6.Рефлексия  

- Назовите тему урока

- Какие цели ставили перед собой?

- Кто достиг целей?

Оцените свою работу на уроке

(слайд)

Показ карстовых озёр России и Кабардино – Балкарии

(оценка деятельности и результативности учащихся учителем)

7.Домашнее задание

упр.4 стр.28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....

Развитие стратегии правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Известно , что одной из « болевых точек» начальных классов является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. На это правило отводится малое к...

Урок русского языка по теме: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных". 2 класс в рамках конкурса "Учитель года 2015"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке открытия новых знаний  используются различные методы и приёмы обучения. Использование интерактивной доски активизирует деятельност...

Памятка определения склонения имени существительного и выбора безударной гласной в падежных окончаниях существительных.

Материал содержит памятку: 3  склонения существительных, алгоритм их определения и особые случаи,  удобные формы запоминания и проверки безударных гласных в окончаниях родительного, дательно...

Проверочная работа №5. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....