Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Корень слова" Школа XXI века
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Масленникова Ольга Владимировна

    Технологическая карта с использованием системно-деятельностного подхода

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 0000825a-c1f21ffa.docx30.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока

    Автор учебника:

    УМК

    «КОРЕНЬ СЛОВА»

    С.В. Иванов, А. О Евдокимова

    «Школа 2100»

    Тип урока

    Урок «открытия нового знания»

     2 класс

     

     

    сформировать умение  находить корень в словах;  распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.

                                                            

    Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,
    «однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах,
    распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный
    запас детей.

    Развивающие:      развивать      наблюдательность,       память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.

     Воспитательные:  воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

    Цели урока:

    Задачи  урока:  

    Основные понятия:

    Корень,однокоренные слова

    Межпредметные связи

    Русский язык – развитие речи – литературное чтение

    Ресурсы: - основные –

    дополнительные

    http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/26/data_24.10_r.docx

    http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/19/otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_2_klassa.docx

    http://savrucha.ucoz.ru/konspekt/tekhnologicheskaja_karta_k_uroku_russkogo_jazyka_v.pdf

    ХОД УРОКА

    тап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность  учащихся

    УУД,  формирующиеся на данном этапе

    1.Мотивация учебной деятельности

     

     Ветхая избушка

    Вся в снегу стоит.

    Бабушка-старушка

    Из окна глядит.

    Внукам-шалунишкам

    По колено снег.

    Весел ребятишкам

    Быстрых санок бег...

    Бегают, смеются,

    Лепят снежный дом,

    Звонко раздаются

    Голоса кругом...

    (Александр Блок. Ветхая избушка)

      Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?

    Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем прекрасное настроение радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 

     У вас на столе лежат снежинки: синие- настроение отличное, белые- грустное  . Отложите ту снежинку, которая, соответствует вашему настроению, свою работу на уроке тоже можно оценить  с помощью снежинок.

      

    Какое время года упоминается стихотворении  ?

    Хорошее, весёлое

     

     Откладывают снежинки

    Личностные:  действие самоопределения.

     

    Коммуникативные:   планирование учебного

    сотрудничества с учителем и со сверстниками.

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

       

     А какое время года упоминается стихотворении?

     

    1. Минутка чистописания

     На доске слова  ЗИМА,  СНЕГ,  ДЕКАБРЬ. Записать слова в алфавитном порядке, разобрать на слоги.

     

     2.Работа у доски

    Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово:  Зимний, снега.

    Приходим к выводу , что слово –ДЕКАБРЬ- словарное.

     

    3Проверка работы:

    - Как мы называем  слова в которых нужно запомнить написание букв?

     

          На слайде слова : зимний, снежный, декабрьский, зима ,снежок, снег, декабрь, о декабре, зимовье, зимушка,

    -  На какие три группы можно разделить эти слова??

    По какому признаку вы разбили слова?

     

     

     

     Зима

     

    Предположения детей

    - Надо повторить всё , что будет необходимо для открытия нового знания.

     

    Повторяют правила проверки безударных гласных и парных согласных. Выполняютдифференцированные тренировочные задания.

     

    Пары выполняют работу по карточкам.

     

     СЛОВАРНЫЕ слова

     

     

     

     

     Выполняют проверку выполненной работы.

    Выявляют проблему

     

     

     1 ГР-. Зимний, зимовье, зима,2 ГР-. Снежный, снежок,

     снег, 3 ГР декабрь, о декабре, декабрьский

     

    Высказывают предположения.

    Каждая группа включает  в себя слова, которые имеют одинаковую часть

    Высказывают предположения

    . корень слова

     

     

     

     

     

    .

     

    Познавательные:

    Логические: анализ объектов с целью выделения

     в них существенных признаков.

     

     . 

      

     

    .

     

     

     

     

     

    Познавательные:

    Постановка и формулирование проблемы;

    умение осознанно и произвольно строить

    речевое высказывание.

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    (постановка учебной задачи)

    - Определим,  тему нашего урока

    - Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда 9).

     -  Что вырастает из корня слова?

    - Новые слова.

    - Как они называются?

     - Однокоренными.

    - Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 10)

    - Будем говорить о корне  слова.

     Ребята, скажите, что обозначает слово- корень? (Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7)

    - Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. 

    - Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. (Слайд 8)

    -  Что общего в значении этого слова?

    - Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

    5. Физминутка. (слайд 11)

    1 – топнуть правой ногой,

    2 – топнуть левой ногой,

    3 – коснуться правой рукой правой ноги,

    4 – коснуться левой рукой левой ноги,

    5 – дотронуться правой рукой до правого плеча,

    6 – дотронуться левой рукой до левого плеча,

    7 – хлопнуть в ладоши за спиной,

    8 – хлопнуть в ладоши над головой.

      

    Определяют тему урока

     

     

    Корень слова

     

     

     

     

     

     

    Формулируют цель урока

     

    Составляют план урока

    Регулятивные:

    Целеполагание как постановка

    учебной задачи, планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные:   планирование учебного

    сотрудничества с учителем и со сверстниками

    5.Реализация построенного проекта

    1. Работа по учебнику стр. 139

     

    Карточки со словами.

    1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.

    2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.

    3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.

    4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.

    5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.  

    (карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)

      Назовите  общую часть в ваших словах  

    и её признаки

    Отложите ту снежинку, которая, соответствует вашему настроению

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Формулируют правило о словах названиях пр

     Работают в парах, обсуждают проблему

     

    Лес, вод,гриб, вишн, лимон.

     

    Не изменяется

    Главный смысл слова

     Делают самостоятельные выводы

     Проверяют самостоятельные выводы по тексту учебника

     

    Познавательные:  использование различных

    способов поиска, сбора, обработки, анализа,

     передачи и интерпретации информации

    в соответствии с коммуникативными  и

    познавательными задачами

    .

    6. Первичное закрепление во внешней речи

     Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова

    Работа с текстом учебника

    стр. 140

    Запись слов в тетрадь с комментированием:

     

     

    ФИЗМИНУТКА

    Для глаз

     

    Подбирают однокоренные слова к слову МОРОЗ

    Делают самостоятельные выводы

    Чтобы выделить , корень слова, нужно подобрать однокоренные слова

    Обозначение корня.

    Познавательные:

    Общеучебные:  умение структурировать  знания;

    оценка процесса и результатов деятельности.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    7. Включение в систему знаний и повторение

    гра «Третий лишний» (слайд 13)(слайд 12)

      - Найди в каждой группе слов  лишнее слово. Объясни.  

    Лес, лесник, леска, лесной

       Парк, парковый, паркет

    Водичка, вода, водитель, водяной 

     

    Работа в парах. Взаимопроверка по шаблону.

    Отложите ту снежинку, которая, соответствует вашему настроению

        Подбирают слова, комментируют,объясняют своё утверждение

     

     

     Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком  (дугой).   Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Коммуникативные – умение излагать свое мнение

     и  аргументировать свою точку зрения , допускать

     существование различных точек зрения,

     принимать  позицию партнера ( оппонента)

    9. Рефлексия учебной деятельности

    - Какая проблема у нас возникла в начале урока?

    - Как теперь вы её решите?

    - Какие знания открыли?

     

      Снежинкой   определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности

      Д, З.стр. 140,правило, упр. 1

     

     

    Рефлексия учебной деятельности

     

     

     

     

     

     учащиеся показывают учителю.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      

    Личностные : осознание своих возможности

    в учении, способность адекватно судить

    о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

     связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

    Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

    Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

    Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

    Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века". Разделительный мягкий знак.

    Предлагаю вашему вниманию урок русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак». Урок содержит  элементы исследовательской работы, разработан по технологии развития критического мы...

    Конспект урока по русскому языку программа "Школа XXI" века Относительные прилагательные 3 класс

    Программа "Школа XXI" века  Относительные прилагательные 3 класс...