Конспект урока по русскому языку "Корень слова" Школа XXI века
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Масленникова Ольга Владимировна

Технологическая карта с использованием системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0000825a-c1f21ffa.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Автор учебника:

УМК

«КОРЕНЬ СЛОВА»

С.В. Иванов, А. О Евдокимова

«Школа 2100»

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

 2 класс

 

 

сформировать умение  находить корень в словах;  распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.

                                                        

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах,
распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный
запас детей.

Развивающие:      развивать      наблюдательность,       память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.

 Воспитательные:  воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Цели урока:

Задачи  урока:  

Основные понятия:

Корень,однокоренные слова

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы: - основные –

дополнительные

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/26/data_24.10_r.docx

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/19/otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_2_klassa.docx

http://savrucha.ucoz.ru/konspekt/tekhnologicheskaja_karta_k_uroku_russkogo_jazyka_v.pdf

ХОД УРОКА

тап урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД,  формирующиеся на данном этапе

1.Мотивация учебной деятельности

 

 Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег...

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом...

(Александр Блок. Ветхая избушка)

  Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?

Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем прекрасное настроение радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 

 У вас на столе лежат снежинки: синие- настроение отличное, белые- грустное  . Отложите ту снежинку, которая, соответствует вашему настроению, свою работу на уроке тоже можно оценить  с помощью снежинок.

  

Какое время года упоминается стихотворении  ?

Хорошее, весёлое

 

 Откладывают снежинки

Личностные:  действие самоопределения.

 

Коммуникативные:   планирование учебного

сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

   

 А какое время года упоминается стихотворении?

 

  1. Минутка чистописания

 На доске слова  ЗИМА,  СНЕГ,  ДЕКАБРЬ. Записать слова в алфавитном порядке, разобрать на слоги.

 

 2.Работа у доски

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово:  Зимний, снега.

Приходим к выводу , что слово –ДЕКАБРЬ- словарное.

 

3Проверка работы:

- Как мы называем  слова в которых нужно запомнить написание букв?

 

      На слайде слова : зимний, снежный, декабрьский, зима ,снежок, снег, декабрь, о декабре, зимовье, зимушка,

-  На какие три группы можно разделить эти слова??

По какому признаку вы разбили слова?

 

 

 

 Зима

 

Предположения детей

- Надо повторить всё , что будет необходимо для открытия нового знания.

 

Повторяют правила проверки безударных гласных и парных согласных. Выполняютдифференцированные тренировочные задания.

 

Пары выполняют работу по карточкам.

 

 СЛОВАРНЫЕ слова

 

 

 

 

 Выполняют проверку выполненной работы.

Выявляют проблему

 

 

 1 ГР-. Зимний, зимовье, зима,2 ГР-. Снежный, снежок,

 снег, 3 ГР декабрь, о декабре, декабрьский

 

Высказывают предположения.

Каждая группа включает  в себя слова, которые имеют одинаковую часть

Высказывают предположения

. корень слова

 

 

 

 

 

.

 

Познавательные:

Логические: анализ объектов с целью выделения

 в них существенных признаков.

 

 . 

  

 

.

 

 

 

 

 

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить

речевое высказывание.

4.Построение проекта выхода из затруднения

(постановка учебной задачи)

- Определим,  тему нашего урока

- Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда 9).

 -  Что вырастает из корня слова?

- Новые слова.

- Как они называются?

 - Однокоренными.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 10)

- Будем говорить о корне  слова.

 Ребята, скажите, что обозначает слово- корень? (Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7)

- Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. 

- Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. (Слайд 8)

-  Что общего в значении этого слова?

- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

5. Физминутка. (слайд 11)

1 – топнуть правой ногой,

2 – топнуть левой ногой,

3 – коснуться правой рукой правой ноги,

4 – коснуться левой рукой левой ноги,

5 – дотронуться правой рукой до правого плеча,

6 – дотронуться левой рукой до левого плеча,

7 – хлопнуть в ладоши за спиной,

8 – хлопнуть в ладоши над головой.

  

Определяют тему урока

 

 

Корень слова

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель урока

 

Составляют план урока

Регулятивные:

Целеполагание как постановка

учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:   планирование учебного

сотрудничества с учителем и со сверстниками

5.Реализация построенного проекта

  1. Работа по учебнику стр. 139

 

Карточки со словами.

1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.

2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.

3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.

4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.

5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.  

(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)

  Назовите  общую часть в ваших словах  

и её признаки

Отложите ту снежинку, которая, соответствует вашему настроению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют правило о словах названиях пр

 Работают в парах, обсуждают проблему

 

Лес, вод,гриб, вишн, лимон.

 

Не изменяется

Главный смысл слова

 Делают самостоятельные выводы

 Проверяют самостоятельные выводы по тексту учебника

 

Познавательные:  использование различных

способов поиска, сбора, обработки, анализа,

 передачи и интерпретации информации

в соответствии с коммуникативными  и

познавательными задачами

.

6. Первичное закрепление во внешней речи

 Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова

Работа с текстом учебника

стр. 140

Запись слов в тетрадь с комментированием:

 

 

ФИЗМИНУТКА

Для глаз

 

Подбирают однокоренные слова к слову МОРОЗ

Делают самостоятельные выводы

Чтобы выделить , корень слова, нужно подобрать однокоренные слова

Обозначение корня.

Познавательные:

Общеучебные:  умение структурировать  знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

7. Включение в систему знаний и повторение

гра «Третий лишний» (слайд 13)(слайд 12)

  - Найди в каждой группе слов  лишнее слово. Объясни.  

Лес, лесник, леска, лесной

   Парк, парковый, паркет

Водичка, вода, водитель, водяной 

 

Работа в парах. Взаимопроверка по шаблону.

Отложите ту снежинку, которая, соответствует вашему настроению

    Подбирают слова, комментируют,объясняют своё утверждение

 

 

 Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком  (дугой).   Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные – умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения , допускать

 существование различных точек зрения,

 принимать  позицию партнера ( оппонента)

9. Рефлексия учебной деятельности

- Какая проблема у нас возникла в начале урока?

- Как теперь вы её решите?

- Какие знания открыли?

 

  Снежинкой   определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности

  Д, З.стр. 140,правило, упр. 1

 

 

Рефлексия учебной деятельности

 

 

 

 

 

 учащиеся показывают учителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Личностные : осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...