Конспект внеурочного занятия "Гимнастика для ума"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Башкатова Галина Ивановна

Практическое занятие по созданию анаграмм. Занятие 15.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов"

Внеурочная деятельность  "Гимнастика для ума"

Занятие 15

Гимнастика для ума. Практическое занятие по созданию анаграмм.

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Башкатова  Г.И.

2016г.

Содержание работы:  упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов,  шарад, омонимов, ребусов, анаграмм, упражнения в создании анаграмм.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию,  навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:  ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, строить монологические высказывания,  владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Технологии, применяемые на занятии: технология парной и групповой деятельности, игровая технология, ИКТ и элементы технологии проектной деятельности.

Ход занятия

I Оргмомент. Дети стоят полукругом.

- Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- А теперь подарим улыбку нашим гостям.

- Я рада приветствовать Вас на внеурочном занятии «Гимнастика для ума».

С хорошим настроением возьмёмся за работу. Вы можете садиться.  

В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь,
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.

- Как строки этого стихотворения связаны с нашим занятием?  (Развиваем способности в игровой познавательной деятельности.)

II. Целеполагание.

Работая в паре, сформулируйте четко цель нашего занятия, выбрав одну из трех предложенных. (Развитие языковой интуиции и ориентирование в пространстве языка и речи.)

- Чтобы правильно разговаривать на родном русском языке, нужно...( изучать русский язык не только на уроках, но и в игровой познавательной деятельности).

А помогут нам в этом лингвистические сочинялки: разлибуки, логогрифы, шарады, омонимы, ребусы и анаграммы.

Чем же мы будем заниматься? (Упражняться в разгадывании лингвистических сочинялок).

III. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним значение этих замысловатых слов?

Работа в группах. Каждая группа объясняет значение двух слов.

1 группа: логогрифы и шарады;

2 группа: омонимы и разлибуки;

3 группа: ребусы и анаграммы. (Находят карточки с названием, соответствующим определением, приводят примеры, наклеивают на листы).

Логогрифы – это слова, которые получаются, если впереди или сзади у другого слова прибавляется или отнимается одна буква.

Шарады – это слова, в которых каждый слог – самостоятельное словечко. Сложив их вместе, получим что-нибудь новенькое.

Омонимы – это слова, которые пишутся и слышатся одинаково, а означают совсем разные вещи.

Разлибуки -  это слова, которые отличаются друг от друга одной буквой - однобуквые отличники.

Ребусы – это загадки в рисунках.

Анаграммы – это слова, составленные из букв другого слова.

Физминутка

IV. Закрепление изученного.

Стр. 49-51 разгадывание логогрифов, шарад, омонимов, разлибук, ребуса.

Шпиль (нидерл. spijl) — вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль увенчивается флагом, резным изображением,  эмблемой или скульптурой.

V.Работа с анаграммами. Слайды 4-13

1.Разгадывание анаграмм.

2. Творческое задание. Создание анаграмм. Работа в группах.

кабан –банка                руда – удар

сосна- насос                маяк – ямка

крона – норка                сила – лиса

рифма – фирма                соль – лось

сокол – колос                шпала  - лапша        

VI. Рефлексия 

Вот и подошло к концу наше увлекательное занятие.

- Вспомните цель, поставленную в начале занятия.

Ребята, как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

 Дайте оценку своей работе и работе всего класса.

Мне было....

Я узнал...

У меня получилось... и т.д.

 - Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНАГРАММЫ

Слайд 2

Предлагаю увлекательную «гимнастику для ума» – анаграммы. Что такое анаграмма? Удачи! Начать (К каждой анаграмме есть подсказка на первое слово, но постарайся обойтись без неё.)

Слайд 3

слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы. Другое название анаграммы (по-русски) - « перебуквица ». АНАГРАММА -

Слайд 4

Я - время года тёплое, Бежим мы в лес, на реку. Но буквы только переставь – Я корпус человека. Подсказка Ответ ЛЕТО - ТЕЛО

Слайд 5

В поле зреет, колосится - И у ржи, и у пшеницы. А потом взмывает в небо: Любит дичь он больше хлеба. Подсказка Ответ КОЛОС - СОКОЛ

Слайд 6

Я прежде обувью служил, Крестьянин мною дорожил. Но если буквы переставишь, Меня одеждой быть заставишь. Подсказка Ответ ЛАПОТЬ - ПАЛЬТО

Слайд 7

Это - карта мира, Есть у вас в портфеле. Это - угощенье, В его составе зелень. Подсказка Ответ АТЛАС - САЛАТ

Слайд 8

Полевой цветок сорвали, По нему с тобой гадали. Налетел вдруг мошек рой, Убежали мы домой. Подсказка Ответ РОМАШКА - МОШКАРА

Слайд 9

Подсказка Ответ РАМКА - МАРКА Во мне картину на стене Повесят, чтоб ловила свет. Но буквы переставь во мне – Меня наклеишь на конверт.

Слайд 10

Этот человек - опасен, Пусть не встретится он вам. А второе слово - яма, Её ты вырыть можешь сам. Подсказка Ответ ВОР - РОВ

Слайд 11

Приголубит мама дочку – Вот вам слово первое. Если буквы переставить, То - гора, наверное. Подсказка Ответ ЛАСКА - СКАЛА

Слайд 12

По мне движется к сердцу кровь, Меня ищут на сгибах руки. Если ж, буквы смешав, Мы расставим их вновь, То получим названье реки. Подсказка Ответ ВЕНА - НЕВА

Слайд 13

В океанах он живёт, И мала ему река. Буквы ставь наоборот – Будет дёргаться щека. Подсказка Ответ КИТ - ТИК

Слайд 14

Замечательно!



Предварительный просмотр:

ДЕСЯТЬ АНАГРАММ

http://animalsfoto.com/photo/e3/e30b368eddf7694e9eb92260b76849f8.jpg

Преврати эти десять слов - анаграмм в десять  других слов

  1. Кабан - _____________________                          6. Руда - ________________________
  2. Сосна - _____________________                           7. Маяк - _______________________
  3. Крона - _____________________                          8. Сила  - _______________________
  4. Рифма - _____________________                         9. Соль - ________________________
  5. Сокол - _____________________                         10. Шпала - _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика...

Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...