Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Слова с удвоенными согласными»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Слова с удвоенными согласными»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Железногорск Курской области

Конспект урока русского языка

во 2 классе  по теме:

«Слова с удвоенными согласными»

УМК «Школа России»

Авторы учебника – В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

Подготовила учитель

 начальных классов

Скокова Ольга Петровна

Тема: «Слова с удвоенными согласными»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: Школа России

Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

    Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

 личностные:

• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• понимает причины успеха в учебной деятельности;

 Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушает и понимает речь других;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Оборудование:

  • презентация к уроку
  • ноутбук
  • телевизор
  • карточки для оценивания учебной деятельности.

                                                                                 

                                                           

                                                     Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

Прочитайте девиз урока.

«Грамоте учиться, всегда пригодится» (Слайд 2)

– Как вы его понимаете?

– Грамота это знания.

Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

– Трудиться, работать самому.

– Зачем нужны знания?

– Чтобы быть умным, образованным.

(Умный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам, к жизни.)

- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Минутка чистописания.

Урок русского языка начнём с минутки чистописания. ( слайд 3)

На экране: лл   жж  кк бб мм  нн сс  пп  

- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)

- Как они записаны? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а  руки повторяют в воздухе.

-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

- Проверьте с образцом.

бб  жж  кк лл  мм  нн   пп   СС  (слайд 4)

- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)

- Встаньте, кто выполнил как в образце?

- Молодцы!

- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

4. Актуализация знаний.

 На доске буквы ОФРМГАРМАО
- Ребята составьте слово из этих букв.
-
Орфограмма (слайд 5)
- Что такое орфограмма? 
- Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.

- Какие виды орфограмм вы знаете?

-Какая орфограмма называются проверяемой?

- Какая орфограмма называются непроверяемой?
- Как вы думаете, с  чем мы сегодня будем знакомиться на уроке русского языка?
 
- Познакомимся с новой орфограммой

5.  Самоопределение к деятельности

- Но орфограмм много, какая, же именно нас интересует?

- Чтобы ответить на этот вопрос поиграем в игру «Доскажи словечко»
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный ….- класс (слайд 5)


Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип,
У меня наверно … (грипп) (слайд 5) 

 Вдоль дороги по бокам
Липы, клен тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. ллея) (слайд 5)
- Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное? 

- В них есть удвоенные буквы согласных.
-
Так какая орфограмма нас интересует?
- Удвоенные согласные.
- Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке.
- Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

- Кто может сформулировать тему урока?

«Слова с удвоенной согласной» (Слайд 6)
- Где мы можем проверить?

- Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

 - Откройте учебник на стр. 117.

6. Постановка цели и задач урока. (слайд 7)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова (слайд 6)

  • Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
  • Научиться…правильно, писать эти слова
  • Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше   слов.

7. Физминутка для глаз (слайд 8 -11)

8. Изучение новой темы.

- В русском языке много слов с удвоенной согласной. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

- Упр. 188

- Прочитайте слова.

- Что такое лексическое значение?

- Встретились в упражнении слова значение, которых вы не знаете?

- Назовите их.

- Что делать, если значение, каких, то слов мы не знаем?

- Посмотреть в толком словаре.

- Хотите узнать, что обозначают эти слова?

- По лексическому значению определите, какое это слово и запишите его.

- Сели правильно, покажите, как держите ручку.

- На следующей строке  запишите упражнение 188.

Аппетит – желание есть. (слайд 12)

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья. (слайд 13)

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью. (слайд 14)

Доллар – денежная единица США. (слайд 15)

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат. (слайд 16)

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм. (слайд 17)

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции. (слайд 18)

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. (слайд 19)

Ссора – состояние взаимной вражды. (слайд 20)

Тонна – единица массы равна 1000 кг (слайд 21)

- Какое слово из упражнения мы еще не записали?

- В нашем учебнике есть толковый словарь, давайте обратимся туда.

- Откройте стр. 140. Найдите  это слово, прочитайте, как оно трактуется.

- Запишите его.

- Посмотрите если в толковом словаре другие слова с удвоенной согласной.   (экспресс, теннис) (слайд 22)

- Как записали слова? (в алфавитном порядке)

- Попробуем выяснить, когда в словах пишется удвоенная согласная?

- Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышится на месте удвоенной согласной? (он долгий, тянется)

- Закройте одну букву, произнесите слово.

- Как теперь произносится звук?

- Сделаем вывод.

- Так, когда в слове пишется две согласных?

 Вывод:

 На месте удвоенных согласных звук долгий тянется, поэтому в слове пишется две согласных.

9. Подвижная физминутка

10. Работа со словарем

 - А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

- Прочитайте правило на стр. 117.

-Итак, как поступать со словами?

- Значит, это орфограмма, какая?

- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- Класс, Россия, русский, суббота.

- С каким из этих слов мы не знакомы?

- Суббота. ( Слайд 24)

- Выпишите это слово.

- Кто знает лексическое значение слова?

- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.

- Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Почему?

- Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог.

- Позовите домой слово суббота. Поставьте ударение. Какой слог ударный?

- Составим транскрипцию слова

                          _

Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

- Потому что звук  [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

- Молодцы. Вы были очень внимательны.

- Иногда бывает так, что слово на строчку не вмещается, и мы должны правильно разделить его для переноса.

- Какие правила переноса вы знаете?

- Кто забыл, можете повторить на стр. 71 упр. 107

- Молодцы.

- Как же мы можем перенести слово суббота?

- суб-бота   суббо-та (слайд 24)

- Запишите, разделяя слово горизонтальной чертой.

- Так сколько способом переноса в этом слове?

- Давайте обратимся к упр. 188

- Найдите слова, которые нельзя перенести. Почему?

- Как перенесете слово перрон, вожжи, касса.

- Найдите слова, которые можно перенести по-разному.

- Аппетит, килограмм, профессия

-Давайте поупражняемся

- Что сначала мы должны сделать? (разделить слово на слоги)

-Сколько слогов в слове аппетит. (3)

- Как можно перенести его

Ап-петит   аппе-тит

Ки-лограмм    кило-грамм

Про-фессия   профес-сия

- Молодцы.

- Так как перенести слова с удвоенной согласной.

Вывод:

При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляем на строке, а другую перенося.

12. Домашнее задание.

- Дома вы потренируетесь в переносе слов с удвоенной согласной и постараетесь запомнить новые слова с этой орфограммой.

13. Итог.

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

- Как перенести такие слова?

14. Рефлексия учебной деятельности. ( слайд 25)

-Оцените свою работу на уроке.

    - Красный кружок – я выполнял работу быстро и правильно.

    - Зеленый кружок – у меня были ошибки.

     - Синий кружок – у меня много ошибок, задания трудные.

- Молодцы, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок. ( слайд 26)

Список использованной литературы:

1. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 2 кл.: учебник, - М.: Просвещение, 2012.

2. Т. П. Ситникова, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку 2 кл. – М.: ВАКО, 2012.

3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Цель урока-          актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;-...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Слова с удвоенными согласными» УМК "Школа России" ФГОС

Урок русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными», содержит презентацию, конспект, также приложения необходимые для проведения урока...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова».

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»....