Главные вкладки

    Урок русского языка в 1 классе "Космическое путешествие на планету Грамматики". Обобщение и закрепление знаний по пройденному материалу
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Урок предназначен для закрепления минимума понятий о гласных звуках и буквах, развития умения анализировать звуковой состав слова и его написание, выполнения звукобуквенного анализа, а также совершенствования орфографической зоркости и орфографической памяти школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_g_klasse.docx30.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 1 Г классе

    Тема урока: «Космическое путешествие на планету Грамматики». Обобщение и закрепление знаний по пройденному  материалу.

    Цели урока: 

    1.Образовательные:

    -закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развить умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;

    - помочь приобрести некоторый опыт обращения к источникам информации (энциклопедии, научно-познавательные журналы, Интернет);

    - активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников.

    2.Развивающие:

    -развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;

    - продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;

    - развивать умения пользоваться знаниями, приобретёнными ранее.

    3.Воспитательные:

    - воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважение к мнению других;

    - продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

    Оборудование: собачки Белка и Стрелка, корзина, карточки с загадками, презентация (музыкальная пауза), звёздочки.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Сядьте ровно, улыбнитесь

    И друг к другу повернитесь.

    Каждый даст свою ладошку

    И пожмет ее немножко.

    Мы друг друга уважаем,

    Никого не обижаем.

    Слово учителя:

    -Ребята, сегодня у нас в гостях ваши мамы, папы, бабушки. Скажите, зачем они пришли? Да, посмотреть, чему вы научились в 1-м классе, как вы отвечаете и взаимодействуете друг с другом. Все вы, думаю, любите путешествовать. Сегодня у нас необычный урок, а космическое путешествие на планету Грамматики.

    В путешествие отправятся 5 экипажей: «Восток», «Восход», Союз», «Салют», «Мир». В каждом из них есть капитан: Куликов Саша, Деберин Максим, Потапов Рома, Кузнецова Лиза, Баканова Саша.                                                                                                            

    Их задача оценивать работу каждого члена экипажа и вносить результаты в бортовой журнал. Помогать капитанам будут их смелые помощники. В бортовых журналах рядом с каждым заданием нарисована звездочка, капитан экипажа оценивает задание не оценкой, а количеством звездочек.

    Прежде, чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число, классная работа.

    Путешествие - дело довольно трудное, тут нужна подготовка.

    - Ой, ребята, посмотрите, вы узнали, кто это? (Собаки Белка и Стрелка из мультфильма).

    - Чем они знамениты? Они решили собрать корзину звезд, чтобы подарить их маме на день рождения. Но эти звезды живут на разных планетах и нам необходимо отправиться туда с нашими друзьями в космическое путешествие и справиться со всеми трудностями на каждой планете для завоевания звезды. Поможем Белке и Стрелке?

    2. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

    Работа в тетрадях. Чистописание.

    Мы приближаемся к планете Сатурн. Злой волшебник рассыпал буквы. Выберите среди них все буквы, в которых есть элемент длинная или короткая петелька, и запишите их по две вместе.

    № 1.  а с ф е л т в р у н я м о д В ы т з и ц н щ Н о ё ж ч А

    ее вв уу дд ВВ зз цц щщ НН ёё АА

    - Какие из этих букв гласные? Докажите.

    -Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6). А букв? (10).

    Что вы знаете о буквах е,ё,ю,я? Приведите примеры слов.

    -Молодцы! Справились с заданием, получаете звездочку.

    -А пока мы летим к следующей планете Уран, я расскажу вам о собаках-космонавтах.

    (Рассказ учителя или читают дети с карточек).

    Для полетов в космос использовали беспородных и бездомных собак. У дворняжек были отмечены крепкое здоровье, смекалка, неприхотливость в еде, хорошее отношение к человеку.

    Собак отбирали по особым размерам. Это было связано с особенностями исследовательского оборудования и размерами пассажирских кабин ракет. Требовались животные не тяжелее 6 кг и ростом не выше 35 см. Для правильного расположения датчиков более всего подходили короткошёрстные собаки. Их отправляли в полет попарно. Исследования полетов собак в космос были тщательно засекречены. Конструкторы, ученые и иногда даже собаки были под вымышленными именами. Поэтому у некоторых собак могло быть несколько разных кличек.

    Главный конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королев очень любил собак, каждый день лично справлялся об их здоровье и самочувствии.

    Дезик и Цыган стали первыми живыми существами, которые совершили полет на баллистической ракете в верхние слои атмосферы до условной границы с космосом.

    Полет состоялся 22 июля 1951 года и продолжался 20 минут. Полет прошел успешно. Цыган при приземлении оцарапал кожу на животе, больше он в полетах не участвовал.

    Словарная работа.

    -Отгадайте загадки. Запишите отгадки, разделите их на слоги, поставьте ударение.

    Сверкая огромным хвостом в темноте,

    Несется среди ярких звезд в пустоте,

    Она не звезда, не планета,

    Загадка Вселенной…

    (Комета)

    Океан бездонный, океан бескрайний,

    Безвоздушный, темный и необычайный,

    В нем живут вселенные, звезды и кометы,

    Есть и обитаемые, может быть, планеты.

    (Космос)

    Человек сидит в ракете.

    Смело в небо он летит,

    И на нас в своем скафандре

    Он из космоса глядит.

    ( Космонавт)

    Чудо-птица-алый хвост

    Прилетела в стаю звезд.

    ( Ракета)

    Космонавт, проверив трос,

    Что-то надевает,

    Та одежда припасет

    И тепло, и кислород.

    ( Скафандр)

    Бегают вкруг огонечка
    Шесть сыночков и две дочки,
    Промелькнут года и дни,
    Но не встретятся они...(Планеты)

    Планете с нее не свернуть.
    Как тот называется путь?

    Ответ: Орбита

    № 2. Комета, космос, космонавт, ракета, скафандр, планета, орбита.

    - Как определить, сколько в слове слогов?

    -Прочитайте по транскрипции слова:

    № 3. [з’ и м л’ а], [с т а н ц ы й’ а], [к а р а б л’]

    - Какое из этих слов лишнее? Почему? ( земля, оно состоит из 2-х слогов, остальные из 3-х, это слово не словарное, его можно проверить: земля – земли).

    Восемь планет нашей Солнечной системы названы в честь римских и греческих богов. Слово же «Земля» происходит от древнеславянского корня «зем», что переводится как «низ», «пол», и никак не связан с мифами Древней Греции. В других языках слово «Земля» обозначает «почва», хотя 72% площади Земли занимает вода. Это 3/4 поверхности планеты.

    - Отлично! Вы справились с заданием и получаете звезду.

    - Ребята, а что мы сейчас делали? (повторяли, то, что изучили) А зачем? (Чтобы лучше запомнить, показать знания).

    Повторенье – мать ученья.

    Следующая планета Меркурий – очень музыкальная.

    Предлагаю тихо встать и немножечко сплясать.

    Физмин (Музыкальная пауза «Трава у дома» Тодес).

    Летим дальше. Впереди планета Марс.

    № 4. Мишка, Чижик, Рыжик, Дамка, Кнопка, Пушок, Кусачка, Ветерок, Уголек, Жемчужина.

    На какие две группы можно разделить слова? По какому признаку?

    – Почему все слова написаны с большой буквы?

    (1. жи-ши. 2. Заканчиваются на гласный и согласный. 3. Все твердые согл. и с мягк.согл.).

    Подчеркните «опасные места», какие из них можно проверить? – Какие надо запомнить?

    Молодцы! Еще одна звезда у вас в корзине.

    За время нашего путешествия мы успели проголодаться, поэтому нам необходимо подкрепиться. Давайте сварим щи.

    Физминутка.

    Мы капусту рубим-рубим,

    Мы морковку трём-трём,

    Мы капусту жмём-жмём.

    Посолили, поперчили

    И в кастрюлю положили.

    Впереди планета Венера.

    Составьте из отдельных звезд созвездие. Из слов – предложение.

    № 5. Юрий, Земли, был, Алексеевич, первым, Гагарин, космонавтом.

    - Почему с большой буквы написаны слова?

    - Как правильно записать предложение? Что такое предложение?

    - Найдите слово-действие. А кто выполнял это действие?

    Юрий Алексеевич Гагарин был первым космонавтом Земли.

    Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин.

    - Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Юрий, Алексеевич)

    - Составьте схему предложения.

    Рассказ о Гагарине. (Читает учащийся или рассказывает учитель).

    - Составьте схему слова Юрий, дайте характеристику звукам.

    - Отлично справились с заданиями! Вот вам еще звезда!

    Наши космические корабли приближаются к планете Юпитер.

    № 6. - Распределите все слова по столбикам в таблице.

    Предмет

    Признак предмета

    Действие предмета

    Предлог

    Союз

    Кто? Что?

    Какие?

    Что делают?

    Космонавты – мужественные люди. Они наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, проводят научные опыты.

    - Молодцы! Вот вам звезда!

    Рассказ про Леонова и Терешкову.

    - Ребята! Вы большие молодцы! Собрали все звезды. Белка и Стрелка очень вам благодарны за помощь. Теперь мы должны проводить своих гостей на планету Нептун, где живет мама Белки и Стрелки.

    - А нам пора возвращаться на свою планету. Как она называется?

    - Давайте выразительно прочитаем стихотворение про щенка.

    Как называется разговор двух и более лиц?

    № 7. На площадке во дворе

    Вместе с малышами

    Бегал ма-а-а-ленький щенок

    С длинными ушами.

    Веселил щенок ребят,

    Сколько было смеха!

    А потом узнали мы:

    Он в Москву уехал!

    Было так, друзья мои:

    Тёплой ночью в мае

    На Луну смотрел щенок,

    Беспокойно лая.

    Шёл учёный человек:

    -Пёсик, что с тобою?

    Ты желаешь поиграть

    С Луною золотою?

    В ракете хочешь полететь?

    -А вы меня возьмёте?

    -Ты капитаном можешь стать

    У нас на звездолёте!

    Назвали Марсиком щенка.

    Он тренируется, растёт,

    Вот-вот отправится в полёт.

    Марсик нарядный в костюме зелёном.

    Отнёс его лично в кабину учёный:

    Он будет в ракете у нас командиром,

    Быстрее несите сюда пассажиров!

    Свинка морская, заяц и ёж.

    (Зверушек таких

    На Луне не найдёшь!)

    Рабочие с крысами

    Клетку несут!

    Готово!

    И грохот потряс тишину,

    И чудо-ракета летит на Луну!

    С.Баранов

    - Сколько слов с буквой ё встретилось в стихотворении? (18 слов)

    - В каком слове буква ё обозначает два звука?

    - В последнем предложении подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

    Вот и закончилось наше путешествие.

    - Какие знания помогли нам справиться с заданиями?

    - Что вы нового узнали и запомнили?

    Если вам понравилось наше путешествие, нарисуйте на звездочке улыбочку. Если вам было немного трудно и не все получалось, нарисуйте нейтральный смайлик на звездочке. Надеюсь, что грустных звездочек у вас не будет. Все экипажи хорошо работали. Главное вместе и дружно, поэтому у вас все получилось. Молодцы! Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном"

    Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.Задачи:обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательны...

    Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о склонении существительных и распознавании падежей» УМК «Школа России»

    Цели урока:1.                Формировать  умение склонять имена существительные в единственном числе.2....

    Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

    Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

    Программа к курсу по русскому языку 2 класс Путешествие в страну "Грамматика".

    Современная модель выпускника общеобразовательной школы предусматривает творческую личность с хорошей базой предметных знаний, с достаточным уровнем развития общеурочных умений и навыков. Основ...

    Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.

    Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...

    Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме «Обобщение знаний о правописании имен прилагательных»

    Цель: закрепить знания об имени прилагательном; развивать умение определять род, число имен прилагательных.Задачи: - учить правильному написанию имен прилагательных;- развивать умения распознавать име...