Урок русского языка в 1 классе "Космическое путешествие на планету Грамматики". Обобщение и закрепление знаний по пройденному материалу
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок предназначен для закрепления минимума понятий о гласных звуках и буквах, развития умения анализировать звуковой состав слова и его написание, выполнения звукобуквенного анализа, а также совершенствования орфографической зоркости и орфографической памяти школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_1_g_klasse.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 Г классе
Тема урока: «Космическое путешествие на планету Грамматики». Обобщение и закрепление знаний по пройденному материалу.
Цели урока:
1.Образовательные:
-закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развить умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
- помочь приобрести некоторый опыт обращения к источникам информации (энциклопедии, научно-познавательные журналы, Интернет);
- активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников.
2.Развивающие:
-развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать умения пользоваться знаниями, приобретёнными ранее.
3.Воспитательные:
- воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважение к мнению других;
- продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование: собачки Белка и Стрелка, корзина, карточки с загадками, презентация (музыкальная пауза), звёздочки.
Ход урока.
- Организационный момент.
Сядьте ровно, улыбнитесь
И друг к другу повернитесь.
Каждый даст свою ладошку
И пожмет ее немножко.
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
Слово учителя:
-Ребята, сегодня у нас в гостях ваши мамы, папы, бабушки. Скажите, зачем они пришли? Да, посмотреть, чему вы научились в 1-м классе, как вы отвечаете и взаимодействуете друг с другом. Все вы, думаю, любите путешествовать. Сегодня у нас необычный урок, а космическое путешествие на планету Грамматики.
В путешествие отправятся 5 экипажей: «Восток», «Восход», Союз», «Салют», «Мир». В каждом из них есть капитан: Куликов Саша, Деберин Максим, Потапов Рома, Кузнецова Лиза, Баканова Саша.
Их задача оценивать работу каждого члена экипажа и вносить результаты в бортовой журнал. Помогать капитанам будут их смелые помощники. В бортовых журналах рядом с каждым заданием нарисована звездочка, капитан экипажа оценивает задание не оценкой, а количеством звездочек.
Прежде, чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Путешествие - дело довольно трудное, тут нужна подготовка.
- Ой, ребята, посмотрите, вы узнали, кто это? (Собаки Белка и Стрелка из мультфильма).
- Чем они знамениты? Они решили собрать корзину звезд, чтобы подарить их маме на день рождения. Но эти звезды живут на разных планетах и нам необходимо отправиться туда с нашими друзьями в космическое путешествие и справиться со всеми трудностями на каждой планете для завоевания звезды. Поможем Белке и Стрелке?
2. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
Работа в тетрадях. Чистописание.
Мы приближаемся к планете Сатурн. Злой волшебник рассыпал буквы. Выберите среди них все буквы, в которых есть элемент длинная или короткая петелька, и запишите их по две вместе.
№ 1. а с ф е л т в р у н я м о д В ы т з и ц н щ Н о ё ж ч А
ее вв уу дд ВВ зз цц щщ НН ёё АА
- Какие из этих букв гласные? Докажите.
-Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6). А букв? (10).
Что вы знаете о буквах е,ё,ю,я? Приведите примеры слов.
-Молодцы! Справились с заданием, получаете звездочку.
-А пока мы летим к следующей планете Уран, я расскажу вам о собаках-космонавтах.
(Рассказ учителя или читают дети с карточек).
Для полетов в космос использовали беспородных и бездомных собак. У дворняжек были отмечены крепкое здоровье, смекалка, неприхотливость в еде, хорошее отношение к человеку.
Собак отбирали по особым размерам. Это было связано с особенностями исследовательского оборудования и размерами пассажирских кабин ракет. Требовались животные не тяжелее 6 кг и ростом не выше 35 см. Для правильного расположения датчиков более всего подходили короткошёрстные собаки. Их отправляли в полет попарно. Исследования полетов собак в космос были тщательно засекречены. Конструкторы, ученые и иногда даже собаки были под вымышленными именами. Поэтому у некоторых собак могло быть несколько разных кличек.
Главный конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королев очень любил собак, каждый день лично справлялся об их здоровье и самочувствии.
Дезик и Цыган стали первыми живыми существами, которые совершили полет на баллистической ракете в верхние слои атмосферы до условной границы с космосом.
Полет состоялся 22 июля 1951 года и продолжался 20 минут. Полет прошел успешно. Цыган при приземлении оцарапал кожу на животе, больше он в полетах не участвовал.
Словарная работа.
-Отгадайте загадки. Запишите отгадки, разделите их на слоги, поставьте ударение.
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
( Космонавт)
Чудо-птица-алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
( Ракета)
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает,
Та одежда припасет
И тепло, и кислород.
( Скафандр)
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они...(Планеты)
Планете с нее не свернуть.
Как тот называется путь?
Ответ: Орбита
№ 2. Комета, космос, космонавт, ракета, скафандр, планета, орбита.
- Как определить, сколько в слове слогов?
-Прочитайте по транскрипции слова:
№ 3. [з’ и м л’ а], [с т а н ц ы й’ а], [к а р а б л’]
- Какое из этих слов лишнее? Почему? ( земля, оно состоит из 2-х слогов, остальные из 3-х, это слово не словарное, его можно проверить: земля – земли).
Восемь планет нашей Солнечной системы названы в честь римских и греческих богов. Слово же «Земля» происходит от древнеславянского корня «зем», что переводится как «низ», «пол», и никак не связан с мифами Древней Греции. В других языках слово «Земля» обозначает «почва», хотя 72% площади Земли занимает вода. Это 3/4 поверхности планеты.
- Отлично! Вы справились с заданием и получаете звезду.
- Ребята, а что мы сейчас делали? (повторяли, то, что изучили) А зачем? (Чтобы лучше запомнить, показать знания).
Повторенье – мать ученья.
Следующая планета Меркурий – очень музыкальная.
Предлагаю тихо встать и немножечко сплясать.
Физмин (Музыкальная пауза «Трава у дома» Тодес).
Летим дальше. Впереди планета Марс.
№ 4. Мишка, Чижик, Рыжик, Дамка, Кнопка, Пушок, Кусачка, Ветерок, Уголек, Жемчужина.
На какие две группы можно разделить слова? По какому признаку?
– Почему все слова написаны с большой буквы?
(1. жи-ши. 2. Заканчиваются на гласный и согласный. 3. Все твердые согл. и с мягк.согл.).
Подчеркните «опасные места», какие из них можно проверить? – Какие надо запомнить?
Молодцы! Еще одна звезда у вас в корзине.
За время нашего путешествия мы успели проголодаться, поэтому нам необходимо подкрепиться. Давайте сварим щи.
Физминутка.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
Посолили, поперчили
И в кастрюлю положили.
Впереди планета Венера.
Составьте из отдельных звезд созвездие. Из слов – предложение.
№ 5. Юрий, Земли, был, Алексеевич, первым, Гагарин, космонавтом.
- Почему с большой буквы написаны слова?
- Как правильно записать предложение? Что такое предложение?
- Найдите слово-действие. А кто выполнял это действие?
Юрий Алексеевич Гагарин был первым космонавтом Земли.
Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин.
- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Юрий, Алексеевич)
- Составьте схему предложения.
Рассказ о Гагарине. (Читает учащийся или рассказывает учитель).
- Составьте схему слова Юрий, дайте характеристику звукам.
- Отлично справились с заданиями! Вот вам еще звезда!
Наши космические корабли приближаются к планете Юпитер.
№ 6. - Распределите все слова по столбикам в таблице.
Предмет | Признак предмета | Действие предмета | Предлог | Союз |
Кто? Что? | Какие? | Что делают? | ||
Космонавты – мужественные люди. Они наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, проводят научные опыты.
- Молодцы! Вот вам звезда!
Рассказ про Леонова и Терешкову.
- Ребята! Вы большие молодцы! Собрали все звезды. Белка и Стрелка очень вам благодарны за помощь. Теперь мы должны проводить своих гостей на планету Нептун, где живет мама Белки и Стрелки.
- А нам пора возвращаться на свою планету. Как она называется?
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение про щенка.
Как называется разговор двух и более лиц?
№ 7. На площадке во дворе
Вместе с малышами
Бегал ма-а-а-ленький щенок
С длинными ушами.
Веселил щенок ребят,
Сколько было смеха!
А потом узнали мы:
Он в Москву уехал!
Было так, друзья мои:
Тёплой ночью в мае
На Луну смотрел щенок,
Беспокойно лая.
Шёл учёный человек:
-Пёсик, что с тобою?
Ты желаешь поиграть
С Луною золотою?
В ракете хочешь полететь?
-А вы меня возьмёте?
-Ты капитаном можешь стать
У нас на звездолёте!
Назвали Марсиком щенка.
Он тренируется, растёт,
Вот-вот отправится в полёт.
Марсик нарядный в костюме зелёном.
Отнёс его лично в кабину учёный:
Он будет в ракете у нас командиром,
Быстрее несите сюда пассажиров!
Свинка морская, заяц и ёж.
(Зверушек таких
На Луне не найдёшь!)
Рабочие с крысами
Клетку несут!
Готово!
И грохот потряс тишину,
И чудо-ракета летит на Луну!
С.Баранов
- Сколько слов с буквой ё встретилось в стихотворении? (18 слов)
- В каком слове буква ё обозначает два звука?
- В последнем предложении подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
Вот и закончилось наше путешествие.
- Какие знания помогли нам справиться с заданиями?
- Что вы нового узнали и запомнили?
Если вам понравилось наше путешествие, нарисуйте на звездочке улыбочку. Если вам было немного трудно и не все получалось, нарисуйте нейтральный смайлик на звездочке. Надеюсь, что грустных звездочек у вас не будет. Все экипажи хорошо работали. Главное вместе и дружно, поэтому у вас все получилось. Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета Знаний"
Урок русского языка во 2 классе . Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК "Планета Знаний"...
Урок русского языка в 1 классе УМК "Планета знаний". Буквы Щ,щ.
Урок русского языка "Буквы Щ,щ. Урок-рыбалка....
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.Задачи:обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательны...
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о склонении существительных и распознавании падежей» УМК «Школа России»
Цели урока:1. Формировать умение склонять имена существительные в единственном числе.2....
Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.
Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...
Урок русского языка в 4 классе. Программа «Планета знаний» Тема урока: Разноспрягаемые глаголы.
Разноспрягаемые глаголы - одна из сложных тем в 4 классе. В данной разработке дан фрагмент урока - повторение пройденного материала и знакомство с новой темой....
Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Повторение, закрепление, обобщение»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Повторение, закрепление, обобщение» имеет краеведческую направленность, междисциплинарный характер. На уроке обучающиеся узнают...