Урок русского языка в 1 классе "Космическое путешествие на планету Грамматики". Обобщение и закрепление знаний по пройденному материалу
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок предназначен для закрепления минимума понятий о гласных звуках и буквах, развития умения анализировать звуковой состав слова и его написание, выполнения звукобуквенного анализа, а также совершенствования орфографической зоркости и орфографической памяти школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_g_klasse.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 Г классе

Тема урока: «Космическое путешествие на планету Грамматики». Обобщение и закрепление знаний по пройденному  материалу.

Цели урока: 

1.Образовательные:

-закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развить умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;

- помочь приобрести некоторый опыт обращения к источникам информации (энциклопедии, научно-познавательные журналы, Интернет);

- активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников.

2.Развивающие:

-развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;

- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;

- развивать умения пользоваться знаниями, приобретёнными ранее.

3.Воспитательные:

- воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважение к мнению других;

- продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: собачки Белка и Стрелка, корзина, карточки с загадками, презентация (музыкальная пауза), звёздочки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сядьте ровно, улыбнитесь

И друг к другу повернитесь.

Каждый даст свою ладошку

И пожмет ее немножко.

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

Слово учителя:

-Ребята, сегодня у нас в гостях ваши мамы, папы, бабушки. Скажите, зачем они пришли? Да, посмотреть, чему вы научились в 1-м классе, как вы отвечаете и взаимодействуете друг с другом. Все вы, думаю, любите путешествовать. Сегодня у нас необычный урок, а космическое путешествие на планету Грамматики.

В путешествие отправятся 5 экипажей: «Восток», «Восход», Союз», «Салют», «Мир». В каждом из них есть капитан: Куликов Саша, Деберин Максим, Потапов Рома, Кузнецова Лиза, Баканова Саша.                                                                                                            

Их задача оценивать работу каждого члена экипажа и вносить результаты в бортовой журнал. Помогать капитанам будут их смелые помощники. В бортовых журналах рядом с каждым заданием нарисована звездочка, капитан экипажа оценивает задание не оценкой, а количеством звездочек.

Прежде, чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Путешествие - дело довольно трудное, тут нужна подготовка.

- Ой, ребята, посмотрите, вы узнали, кто это? (Собаки Белка и Стрелка из мультфильма).

- Чем они знамениты? Они решили собрать корзину звезд, чтобы подарить их маме на день рождения. Но эти звезды живут на разных планетах и нам необходимо отправиться туда с нашими друзьями в космическое путешествие и справиться со всеми трудностями на каждой планете для завоевания звезды. Поможем Белке и Стрелке?

2. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Работа в тетрадях. Чистописание.

Мы приближаемся к планете Сатурн. Злой волшебник рассыпал буквы. Выберите среди них все буквы, в которых есть элемент длинная или короткая петелька, и запишите их по две вместе.

№ 1.  а с ф е л т в р у н я м о д В ы т з и ц н щ Н о ё ж ч А

ее вв уу дд ВВ зз цц щщ НН ёё АА

- Какие из этих букв гласные? Докажите.

-Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6). А букв? (10).

Что вы знаете о буквах е,ё,ю,я? Приведите примеры слов.

-Молодцы! Справились с заданием, получаете звездочку.

-А пока мы летим к следующей планете Уран, я расскажу вам о собаках-космонавтах.

(Рассказ учителя или читают дети с карточек).

Для полетов в космос использовали беспородных и бездомных собак. У дворняжек были отмечены крепкое здоровье, смекалка, неприхотливость в еде, хорошее отношение к человеку.

Собак отбирали по особым размерам. Это было связано с особенностями исследовательского оборудования и размерами пассажирских кабин ракет. Требовались животные не тяжелее 6 кг и ростом не выше 35 см. Для правильного расположения датчиков более всего подходили короткошёрстные собаки. Их отправляли в полет попарно. Исследования полетов собак в космос были тщательно засекречены. Конструкторы, ученые и иногда даже собаки были под вымышленными именами. Поэтому у некоторых собак могло быть несколько разных кличек.

Главный конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королев очень любил собак, каждый день лично справлялся об их здоровье и самочувствии.

Дезик и Цыган стали первыми живыми существами, которые совершили полет на баллистической ракете в верхние слои атмосферы до условной границы с космосом.

Полет состоялся 22 июля 1951 года и продолжался 20 минут. Полет прошел успешно. Цыган при приземлении оцарапал кожу на животе, больше он в полетах не участвовал.

Словарная работа.

-Отгадайте загадки. Запишите отгадки, разделите их на слоги, поставьте ударение.

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной…

(Комета)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

(Космос)

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

( Космонавт)

Чудо-птица-алый хвост

Прилетела в стаю звезд.

( Ракета)

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает,

Та одежда припасет

И тепло, и кислород.

( Скафандр)

Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они...(Планеты)

Планете с нее не свернуть.
Как тот называется путь?

Ответ: Орбита

№ 2. Комета, космос, космонавт, ракета, скафандр, планета, орбита.

- Как определить, сколько в слове слогов?

-Прочитайте по транскрипции слова:

№ 3. [з’ и м л’ а], [с т а н ц ы й’ а], [к а р а б л’]

- Какое из этих слов лишнее? Почему? ( земля, оно состоит из 2-х слогов, остальные из 3-х, это слово не словарное, его можно проверить: земля – земли).

Восемь планет нашей Солнечной системы названы в честь римских и греческих богов. Слово же «Земля» происходит от древнеславянского корня «зем», что переводится как «низ», «пол», и никак не связан с мифами Древней Греции. В других языках слово «Земля» обозначает «почва», хотя 72% площади Земли занимает вода. Это 3/4 поверхности планеты.

- Отлично! Вы справились с заданием и получаете звезду.

- Ребята, а что мы сейчас делали? (повторяли, то, что изучили) А зачем? (Чтобы лучше запомнить, показать знания).

Повторенье – мать ученья.

Следующая планета Меркурий – очень музыкальная.

Предлагаю тихо встать и немножечко сплясать.

Физмин (Музыкальная пауза «Трава у дома» Тодес).

Летим дальше. Впереди планета Марс.

№ 4. Мишка, Чижик, Рыжик, Дамка, Кнопка, Пушок, Кусачка, Ветерок, Уголек, Жемчужина.

На какие две группы можно разделить слова? По какому признаку?

– Почему все слова написаны с большой буквы?

(1. жи-ши. 2. Заканчиваются на гласный и согласный. 3. Все твердые согл. и с мягк.согл.).

Подчеркните «опасные места», какие из них можно проверить? – Какие надо запомнить?

Молодцы! Еще одна звезда у вас в корзине.

За время нашего путешествия мы успели проголодаться, поэтому нам необходимо подкрепиться. Давайте сварим щи.

Физминутка.

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

Посолили, поперчили

И в кастрюлю положили.

Впереди планета Венера.

Составьте из отдельных звезд созвездие. Из слов – предложение.

№ 5. Юрий, Земли, был, Алексеевич, первым, Гагарин, космонавтом.

- Почему с большой буквы написаны слова?

- Как правильно записать предложение? Что такое предложение?

- Найдите слово-действие. А кто выполнял это действие?

Юрий Алексеевич Гагарин был первым космонавтом Земли.

Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин.

- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Юрий, Алексеевич)

- Составьте схему предложения.

Рассказ о Гагарине. (Читает учащийся или рассказывает учитель).

- Составьте схему слова Юрий, дайте характеристику звукам.

- Отлично справились с заданиями! Вот вам еще звезда!

Наши космические корабли приближаются к планете Юпитер.

№ 6. - Распределите все слова по столбикам в таблице.

Предмет

Признак предмета

Действие предмета

Предлог

Союз

Кто? Что?

Какие?

Что делают?

Космонавты – мужественные люди. Они наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, проводят научные опыты.

- Молодцы! Вот вам звезда!

Рассказ про Леонова и Терешкову.

- Ребята! Вы большие молодцы! Собрали все звезды. Белка и Стрелка очень вам благодарны за помощь. Теперь мы должны проводить своих гостей на планету Нептун, где живет мама Белки и Стрелки.

- А нам пора возвращаться на свою планету. Как она называется?

- Давайте выразительно прочитаем стихотворение про щенка.

Как называется разговор двух и более лиц?

№ 7. На площадке во дворе

Вместе с малышами

Бегал ма-а-а-ленький щенок

С длинными ушами.

Веселил щенок ребят,

Сколько было смеха!

А потом узнали мы:

Он в Москву уехал!

Было так, друзья мои:

Тёплой ночью в мае

На Луну смотрел щенок,

Беспокойно лая.

Шёл учёный человек:

-Пёсик, что с тобою?

Ты желаешь поиграть

С Луною золотою?

В ракете хочешь полететь?

-А вы меня возьмёте?

-Ты капитаном можешь стать

У нас на звездолёте!

Назвали Марсиком щенка.

Он тренируется, растёт,

Вот-вот отправится в полёт.

Марсик нарядный в костюме зелёном.

Отнёс его лично в кабину учёный:

Он будет в ракете у нас командиром,

Быстрее несите сюда пассажиров!

Свинка морская, заяц и ёж.

(Зверушек таких

На Луне не найдёшь!)

Рабочие с крысами

Клетку несут!

Готово!

И грохот потряс тишину,

И чудо-ракета летит на Луну!

С.Баранов

- Сколько слов с буквой ё встретилось в стихотворении? (18 слов)

- В каком слове буква ё обозначает два звука?

- В последнем предложении подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Вот и закончилось наше путешествие.

- Какие знания помогли нам справиться с заданиями?

- Что вы нового узнали и запомнили?

Если вам понравилось наше путешествие, нарисуйте на звездочке улыбочку. Если вам было немного трудно и не все получалось, нарисуйте нейтральный смайлик на звездочке. Надеюсь, что грустных звездочек у вас не будет. Все экипажи хорошо работали. Главное вместе и дружно, поэтому у вас все получилось. Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета Знаний"

Урок русского языка во 2 классе . Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"  УМК "Планета Знаний"...

Урок русского языка в 1 классе УМК "Планета знаний". Буквы Щ,щ.

Урок русского языка "Буквы Щ,щ. Урок-рыбалка....

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.Задачи:обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательны...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о склонении существительных и распознавании падежей» УМК «Школа России»

Цели урока:1.                Формировать  умение склонять имена существительные в единственном числе.2....

Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.

Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...

Урок русского языка в 4 классе. Программа «Планета знаний» Тема урока: Разноспрягаемые глаголы.

Разноспрягаемые глаголы - одна из сложных тем в 4 классе. В данной разработке дан фрагмент урока - повторение пройденного материала и знакомство с новой темой....

Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Повторение, закрепление, обобщение»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Повторение, закрепление, обобщение» имеет краеведческую направленность, междисциплинарный характер. На уроке обучающиеся узнают...