3класс. русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет

Русский язык

Учебно-методический комплекс

«Начальная школа 21 века»

Класс

3

Тема урока

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»

Цели урока

Способствовать формированию навыков правописания мягкого знака после шипящих у имен существительных

Тип урока

Повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Применяют орфографические правила; находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи; контролируют свои действия, проверяют написанное.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:формулируют познавательную цель; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; делают выводы.

Регулятивные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; проговаривают последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: строят понятное для слушателя высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы.

Личностные результаты

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения

Основные: учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть; авторы:С.В.Иванов, А.О.Евдокимова.

                    Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 3 класс №1; автор: М.И.Кузнецова

Дополнительные: иллюстративный материал; карточки с заданием;


Сценарий   урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

- Проверим готовность к уроку

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо

Работа в тетрадях для чистописания

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Словарная работа

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, упражнение

- Отгадайте загадку.

Круглый, зрелый, загорелый.

Он попался на зубок,

Расколоться все не мог.

Но попал под молоток.

Хрустнул раз и треснул бок.

- Запишите отгадку (орех), определите род и число(ед.ч, м.р.)

- индивидуальные карточки.

1.Определи  род и число   имён  существительных.

Врач - _____      осень - _________

ночь - _____     лето - _________

окно - ______    снег - ________

ветер - ______     дождь - ______

день - ________    луна - ________

весна - _______     солнце - _______

2. Выпиши существительные в три столбика. и определи число.

Гора, капель, облако, волчонок, грязь, цветок, озеро, дерево, запеканка, запах, автобус, дно, кольцо, обруч, карусель.

муж.род.

жен.род

ср.род

Слушают и отгадывают загадку; определяют род и число имени существительного «орех»

самостоятельно работают

Эмоционально воспринимают стихотворные строки; учатся работать по предложенному учителем плану; осуществляют анализ

Упражнение

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, практический.

Чтение, письмо, задание

Сообщение учителя, беседа

Знакомит с темой, предлагает сформулировать учебную задачу.

Задание «Запишите одним словом»

  • Часть суток с вечера до утра? (ночь)
  • Приспособление, с помощью которого открывают замок. (ключ)
  • Сооружение из кирпича для отопления дома? (печь)
  • Человек, лечащий больных (врач)
  • Суп со свеклой и другими овощами. (борщ)
  • Бывает и устная, и письменная (речь)

- К какой части речи относятся записанные вами слова? (имена существительные)

- Вспоминаем правило. Что такое имя существительное?

- А какое правило необходимо было вспомнить для правильной записи слов?(правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных)

- Выстраиваем алгоритм правильного написание мягкого знака после шипящих у имен существительных.

Имя сущ.

ч  ж    ш   щ

ж.р.                                 м.р.

ь                                       ь

.

Слушают и отгадывают загадки; записывают отгадки в тетрадь

Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Упраж-нение

Беседа по вопросам

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Упражнение в применении правила

Фронтальная. Практический. Чтение, письмо, задание

Организует работу со словами.

Слова-загадки.

(один ученик работает у доски, записывает, проговаривает правило)

  • Место, где купаются и загорают. (пляж – м.р.)
  • Чёрная птица – вестник весны. (грач – м.р.)
  • Маленький серый грызун. (мышь – ж.р.)

Применяют правило «Мягкий знак после шипящих у имен существительных», записываю слова в тетрадь, определяют род, подчёркивают орфограмму

Проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

Упражне-ние

2. Работа с учебником

ИндивидуальнаяПрактический. Упражнение

Организует работу по заданию:

- Выполните упражнение 2, запишите пословицы, замените звуковую запись слов на буквенную.

Умную речь (ж.р.) приятно и слушать.

Бой красен мужеством, а товарищ(м.р.) дружеством.

Всякая вещь (ж.р.)  хороша на своём месте.

Мал ёрш (м.р.), да колюч.

Заменяют звуковую запись слов на буквенную, определяю род существительного

Учатся работать по предложенному учителем плану; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

VΙ. Физкульт-минутка

Фронтальная

Повторяют упражнения

Снятие усталости, напряжения

Наблюдение

VΙΙ. Закрепление знаний и способов действий.

3. Работа в печатной тетради № 1.

Индивидуальная Практический. Игра, упражнение

Выполните упражнение 1 в рабочей тетради. Запишите в таблицу свои примеры слов, оканчивающихся на шипящий.

Записывают слова по столбикам

Осуществляют классификацию объектов

Упражнение

4. Работа в парах

Фронтальная. Работа в паре. Задание

Организует работу по заданию:

-Давайте поработаем в паре. У вас на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и выполните его.

Задание:Найдите слова, в которых на конце после шипящих нужно написать Ь.

- Допишите . Не забывай пользоваться алгоритмом.

мелоч

чиж

вещ

марш

брош

циркач

лож

калач

ноч

Проверка.

Работают в паре; находят слова, дописывают мягкий знак на конце существительного после шипящих, закрашивают соответствующую ячейку, проводят проверку

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Упражнение

VΙΙΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Организация подведения итогов урока. Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

- Наш урок подходит к концу. Молодцы, вы все сегодня хорошо и активно работали.

- Что нового узнали о правописании имён существительных?

- В каких случаях у имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук, пишется ь знак?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Как чувствовали себя на уроке?

- Чья работа на уроке вам понравилась?

- А мне понравилась сегодня работа…..  А мало активны были….

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проговаривают цель. Проводят самооценку, рефлексию.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуля-ция

ΙX. Домашнее задание

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Организует объяснение домашнего задания с.173, упр.3 Выпиши слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»

-Потрудились вы не зря, вас спасибо от меня!

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебную задачу. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.

Упражнение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"

Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

урок - викторина по русскому языку 3класс

урок викторина по теме "Сложные слова" УМК "Школа России",используется на этапе закрепления, фотографии можно вставить своих детей....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3класса

внеклассное мероприятие по русскому языку...

Интегрированный урок окружающий мир и русский язык в 3классе

Интегрированный урок окружающий мир и русский  ...

Тематическое планирование уроков русского языка, 3класс ,УМК "Школа России" (Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е).

Планирование уроков русского языка по программе Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. составлено по учебному плану 5часов /нед. Включены необходимое количество контрольных  и словарных диктантов, работ п...

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3класса"Ты наш друг, русский язык"

Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели....

Интегрированный рок Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония») Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония»)

Интегрированный рокЛитературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония»)Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония») Цели:  познакомить с жизнью ...