Строчная и заглавная буквы Б, б.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Татаринова Ольга Сергеевна

Конспект урока обучения грамоте (русский язык) в 1 классе. Знакомство с буквой Б, б; написание; обозначение звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strochnaya_i_zaglavnaya_bukvy_bb.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок обучения грамоте (русский язык) в 1 классе.

Образовательная программа «Школа России».

Учитель: Татаринова Ольга Сергеевна

2017-2018 уч. год

Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б.

Цель: Познакомить с начертаниями строчной и заглавной букв Б, б; основными типами их соединений и обозначающими звуками.

Формируемые УУД:

- анализировать образец изучаемой буквы,

- выделять элементы в строчных и прописных буквах Б, б;

- называть правильно элементы букв Б, б;

- писать буквы Б, б в соответствии с образцом;

- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;

- соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;

писать слоги, слова с буквами Б, б, используя приём комментирования;

- выполнять слого-звуковой анализ слов с буквой б;

- принимать учебную задачу урока;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- подчёркивать карандашом наиболее удавшиеся буквы Б, б;

- оценивать свою работу.

Ход урока:

(на уроке используется презентация)

  1. Орг.момент

- Прозвенел звонок, начинается урок.

- Доброе утро, ребята! Мы начинаем урок письма. Проверьте свою готовность – на парте: пропись, пенал, лист со схемой. Прошу занять свои места.

  1. Актуализация знаний

- Ребята, чем мы с вами занимаемся уже в течении многих уроков письма? (изучаем буквы, звуки, учимся писать строчные и заглавные буквы, …)

- А зачем нужно знать буквы? (Буквы надо знать, чтобы научиться читать и правильно писать).

запись на доске:

а о у ы е и               в р н м л з           п т с к         

- Посмотрите на доску. Давайте вспомним буквы, которые мы уже знаем. (Дети хором называют буквы).

- Как вы думаете, почему я разделила буквы на 3 группы?  (- Они обозначают разные звуки).

- Давайте дадим характеристику звуков для букв каждой группы.  (Дети подходят к доске,  объясняют и прикрепляют соответствующего звуковичка-схему к каждой группе).

  1. Постановка цели и определение темы урока

(На экране изображено пустое окошко и три схемы-звуковичка рядом) Слайд 2.

  • Посмотрите, на экране 3 звуковичка и почему-то пустое окошко. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Познакомимся с новой буквой и её звуками, определим, какая схема-звуковичок характеризует эти звуки, будем учиться писать эту букву, читать слоги и слова).
  • Вы правы! Мы действительно сегодня познакомимся с новой буквой. А что это за буква, вы узнаете чуть позже.

4.  Изучение нового материала

- А теперь ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно, я загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян.

Я звонкий круглый …. (барабан) Слайд 3.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. …(бабочка)

  • С каких звуков начинаются слова барабан и бабочка? (Звук [б]. )


- Какой он — этот звук? (Согласный, твёрдый, звонкий — объясняют ответ: Наши губки сжимаются и выталкивают воздух. Возникает препятствие).

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? ……(белка) Слайд 4.

  • Какой звук мы слышим в начале слова белка? (Звук [б']).
  • Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий).

- Два согласных звонких звука [б] и [б'] обозначает на письме одна и та же буква б (бэ)

(записываем в окошко печатную букву Б, выбираем схему-звуковичка, обозначающего её звуки) Слайд 5.

  • В каком домике поселилась буква б на ленте букв? (В сине-зелёном домике на 2 этаже, т.к. обозначает звонкие согласные звуки – твёрдый или мягкий).
  • На что похожа эта буква?

                  Буква Б с большим брюшком,

       В кепке с длинным козырьком.

       - Давайте найдём письменные буквы Б, б на таблице. (Они стоят на втором  месте в   алфавите).

- Из каких элементов состоят эти буквы? (Б – линия с петлёй внизу, полуовал, горизонтальная линия с закруглением слева; б – овал, наклонная линия, короткая горизонтальная линия). Слайд 6.

  1. Работа по теме урока (закрепление).

Работа в прописи № 3:

(Проверка посадки за партой, правильное положение тетради).

- Откройте пропись на с.12. Рассмотрите букву б. Стрелочки-помощницы подсказывают направление написания букв.

- Возьмите простой карандаш в руки. Напишите в воздухе букву б. (Ребята вслед за анимированным показом букв на экране пишут букву в воздухе – используется отдельная презентация).

- Пропишите эту букву в прописи. Подчеркните красным карандашом самую красивую.

У отца был мальчик странный,

Необычный деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?.....                  (Буратино) Слайд 7.

- Какую букву мы будем использовать для записи отгадки? (Б).

- Вспомните, какие ещё слова нужно писать с заглавной буквы. (Имена, фамилии, названия городов, рек, …)

- Попробуйте написать на ладошке букву Б по образцу. Пропишите букву Б в прописи на с.13. Проведите конкурс.

Физ.минутка «Ладошка» (пальчиковая гимнастика)

  • Посмотрите, на доске напечатаны слоги-слияния с буквой Б. Как вы думаете, почему они в двух столбиках? (в ба, бо, бу, бы – твердый звук [б], а в слогах би, бе – мягкий.)
  • Давайте их прочитаем.

БА                  БИ

БО                  БЕ

БУ

БЫ

(Комментированная работа в прописи по написанию слогов и слов с буквой б. Слого-звуковой анализ отдельных слов.)

- Теперь поиграем в игру «Хлопок». Я назову слова, а вы хлопаете, когда услышите звук [б’].  (барабан, белка, банан, бинт, бант, буфет, бабочка, голуби, баркас, бизон, библиотека, зубр, буква, билет, берёза, будильник, брат).

Физкультминутка (проводит ученик)

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик отыскать-

Надо на носочки встать.

6. Итог урока

- У каждого из вас на парте есть изображение схемы-человечка. Напишите на ней букву, с которой мы сегодня познакомились. Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква, раскрасьте башмачки и нарисуйте, если потребуется, головной убор. (Выполняют задание).

- Поднимите вверх своих звуковичков.

7. Рефлексия.  ( Плакат с началом фраз на доске.)

- Продолжи фразу:

Я узнал ……

Я научился ……

Мне понравилось ……

Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....

Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....

«Москва-столица России. Звуки[ м ’ ] и [м ]. Буквы М и м. Письмо строчной и заглавной букв М и м.

Конспект урока (тех.-карта) с использованием ЭОР.Обучение грамоте."Школа России"...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».

УМК  «Школа  России»           Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». Презентация

УМК  «Школа  России»   Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».Цели: повторить с учащим...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...