Главные вкладки

    урок русского языка во 2 классе. Тема урок. "Интонация. Знаки препинания в конце предложения."
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Букина Лариса Юрьевна

     урок русского языка во 2 классе. Тема урок. "Интонация. Знаки препинания в конце предложения."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_0.docx52.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

    Цели урока:  

    • Формировать умение выделять предложения в тексте без знаков препинания;
    • Развивать умение выделять в предложении главные члены как его смысловую и грамматическую основу;
    • Формировать навык выразительного произношения, фонематический слух; развивать каллиграфические навыки.

                                                                  Ход  урока

      Ι.Орг. момент.

     - Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка.

                       Ежедневно по утрам

                       Заниматься надо нам.

                       Мы с доски не сводим глаз,

                       А учитель учит нас.

    -Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного мягкого. А теперь – с согласного твёрдого.

        Молодцы! Никто без места не остался. Итак, наш урок начинается. Какой девиз мы выбрали для наших уроков? / «Хотим всё знать!»/

    ΙΙ.Чистописание.

    Цель: Учимся писать правильно и красиво.

    На доске записаны буквы: м, ы, П

    - Назовите буквы, написанные на доске./ М – прописная, письменная; буква ы – строчная, письменная;……., буква П. – заглавная, печатная;…./

    - Какая буква лишняя? Почему?

    Буква П обводится в кружок.

    - На какие две группы можно разделить все оставшиеся буквы? / на гласные и согласные; по написанию – строчные и прописные./

     - Молодцы! А в минутке чистописания мы напишем букву П.

    - Расскажите про букву П. /Буква П обозначает согласный звук [п], который может быть твёрдый и мягкий, глухой, парный./

    • Правила посадки.(Я тетрадочку открою…)
    • Покажите ладошки. Разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками. А теперь выполним  упражнение «Замок».

    /Дети имитируют  открытие замка/

                                                  На двери висит замок .

                                                  Кто его открыть бы смог?

                                                  Потянули. Покрутили.

                                                  Постучали. И открыли!

    - Пропишите строчку буквы П.

    На доске записана цепочка из букв.

    Определите порядок написания букв в цепочке. Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Пишем красиво и аккуратно.

    Итог: В чём потренировались на минутке чистописания? Для чего это необходимо?

    ΙΙΙ. Целеполагание и мотивация деятельности.

    - Ребята, а по какой стране мы путешествуем на уроках русского языка?/по стране «Грамматика»/

    А на чём мы путешествуем?/на поезде/

    Давайте составим наш поезд!

    • - • - • - • - •

     - А в каком по счёту вагончике мы путешествуем? /Во втором – «Предложение»/

    Вчера, когда мы подводили итоги урока и оценивали свою работу на уроке, полученные  знания, то на нашем дереве Знаний было ещё много жёлтых листочков.

    Что же мы с вами тогда решили? /Ещё раз поговорить о предложении, о знаках препинания в конце предложения и учиться определять границы предложения./

    -Так значит, какая будет тема сегодняшнего урока? О чём будем говорить?

    Постановка темы и цели урока.(Тема записана на доске)

    - Ребята, а для чего нам необходимо это знать? Где нам  эти знания могут пригодится в жизни?

    IV. Словарная работа.

    Сегодня на уроке нам будут помогать герои одной сказки. Рассмотрите рисунок.

    На доске иллюстрация  сказки « Лиса и заяц»

    - Кто отгадал, как называется сказка?

    - Назовите главных героев сказки. / Лиса и заяц/

    На доске вывешиваются картинки с изображением персонажей сказки.

    -Что случилось с зайчиком?

    - А вот кто пытался помочь зайчику вспомним по загадкам:

    • Зверь забавный сшит из плюша,                                     Лежит под крылечком.

                 Есть лапы, есть и уши.                                                                Хвост колечком./собака/

                 Мёду зверю дай немного.

                 И устрой ему берлогу.   / медведь/

    • Хвост с узорами.

    Сапоги со шпорами./петух/

    - Давайте напишем названия этих героев.

    Один ученик у доски.

       - Проверим, правильно ли вы написали?

    Перевернуть картинки, на обратной стороне написаны слова.

    - Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

    - Назовите слово, где букв больше пишется, чем слышится звуков? /медведь/

    - Почему?

    - Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков? /заяц/

    - Почему?

    - А какое слово здесь лишнее? Почему вы так думаете? Докажите.

     -А какого слова в нашем словаре ещё нет? Давайте запишем.

    - Подберите родственные слова к слову медведь.

    - Составьте предложения с этим словом.

    V. Актуализация опорных знаний.

    - Что такое предложение? /Предложение – это законченная мысль./

    - Изобразите это правило жестами.

    - Что означает законченная мысль?/Это значит, что нам понятно, о ком или о чём говорится в предложении./

    - Как предложения отделяются друг от друга в устной и письменной речи?/ В устной-паузой(интонацией), в письменной-знаками препинания./

    Давайте вспомним эти знаки.

    Подготовленные заранее дети рассказывают стихотворения про знаки препинания.

    • Предложенье он кончает.      ?  На странице я стою.    ! На странице вверх-

    Там он кругленький лежит.       Всем вопросы задаю.    Тормашками торчу.

    Своё место точно знает.             Согнут я всегда в дугу     Восхищаюсь, возмущаюсь

    Что за знак это скажи?               Разогнуться не могу.       И кричу!

    - Для чего в письменной речи нужны эти знаки?

    VI. Определение границ предложений.

     -А сейчас мы потренируемся в определении границ предложений. Будем работать в парах.

    У вас на партах лежат карточки с текстом- белые и жёлтые. Возьмите карточку белого цвета и прочитайте текст, а потом возьмите карандаш и определите границы предложений, поставив соответствующие знаки препинания.

    Выгнала лиса зайца сидит зайка плачет бежит мимо собака

    - Сколько предложений в тексте? Прочитайте. Какие знаки поставили в конце?

    -Почему?

    - А теперь возьмите жёлтые карточки и сравните с тем, что у вас получилось.

    -Если у вас правильно, пожмите друг другу руки.

    - Что нужно помнить при записи предложения?/начинается с большой буквы/

    Запись предложений в тетрадь с проговариванием по слогам каждого слова.

    Физкультминутка

    VII. Наблюдение за связью слов в предложении.

    - А сейчас мы вернёмся к нашим героям  и вспомним чем сказка закончилась.

    - А поможет нам в этом наш учебник. Откройте его на 15 стр. и рассмотрите рисунок.

    Прочитайте  хором слова внизу под рисунком. Скажите, о ком можно составить предложение из данных слов?/ о петухе/

    - Составьте предложение. Что для этого нужно сделать?/ изменить слова/

     - Проговорим предложение вместе ещё раз.

    - Давайте запишем его в тетрадь. ( Один ученик пишет на доске)

    -Что поставили в конце предложения? Почему?

    - О ком говорится в этом предложении?/ о петухе/

    -Поставьте вопрос. /Кто? петух/ Подчеркните одной чертой.

    -А что говорится о петухе? /Он прогнал/

    -Поставьте вопрос. /Что сделал? Прогнал/Подчеркните двумя чертами.

    - То, что мы подчеркнули как называется? /Главные члены предложения/

    Ребята, а что было дальше или это конец сказки? Придумайте концовку.

    Чему  эта история научила Зайку?/ не быть доверчивым/

    -А вам эта черта характера где может пригодиться?/незнакомые люди/

    VIII.Итог урока.

    -Подошла к концу сказка. Подошёл к концу и наш урок.

    -Что же полезного он для нас дал? Что мы делали? Чему учились?

    -Легко ли вам работалось на уроке? Всё было понятно или были затруднения?

    А давайте подумаем, можем ли мы пересесть в другой вагончик в нашем поезде или нам придется задержаться ещё на один урок в  вагоне «Предложение»?

    Если на уроке вы чувствовали себя комфортно, то поднимите  , а если вы испытывали трудности, то o.

    -Так какой вывод мы сделаем? А что посоветуем тем ребятам, которые подняли О?

    За отличную работу сказка всех благодарит

    И в подарок всему классу книжку подарить велит.

    Вы эту книжку читайте,

    О добре, уме, дружбе, смекалке, честности

    Никогда не забывайте.

    Ребята, мне сегодня было очень приятно работать с вами. Молодцы! Урок окончен.

    Конспект урока русского языка

    (по УМК «Школа России»)

    во 2 классе

    МОУ «СОШ с. Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области»

    Учитель Букина Л.Ю.

    Эффективность урока во многом зависит от умения анализировать свою деятельность, деятельность учащихся.
    В сборник вошли различные схемы анализа и самоанализа урока. Пособие адресовано педагогическим коллективам учебных заведений, методистам.

    Принципы современного анализа урока


    1. Принципы гуманизма.


    2. Учитель вправе самостоятельно выбирать технологию своего труда.


    3.Требования предъявлять только к результату (максимальные).


    1. Системность (для этого нужна схема)


    • анализ цели
    • содержание
    • методики
    • организация урока
    • анализ условий протекания урока
    • вывод об уроке по результативности.


    2. Критерии результативности урока:


    • мировоззренческая эффективность (четкое выделение идей)
    • вклад урока в приобщение учащихся к нравственным ценностям
    • активность детей на уроке
    • качество знаний


    3. Предложения учителю:


    • по закреплению всего позитивного
    • рекомендации по совершенствованию технологии урока
    • предложения по эффективности урока

    Анализ урока


    1. Анализ целей урока и их достижения
    • оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся. Их направленность на высокий конечный учебно-воспитательный результат урока;
    • учёт при определении целей урока его места в системе уроков;
    • целенаправленность деятельности учителя и учащихся на уроке;
    • достижение целей, учебно-воспитательная результативность урока как основной критерий оценки урока и его слагаемых.


    2. Анализ содержания урока
    • реализация воспитательного потенциала содержания урока;
    • дифференциация и интеграция знаний;
    • чёткое выделение учителем основного содержания темы как объекта прочного усвоения на уроке;
    • использование на уроке различных источников знаний;
    • включение в содержание темы сведений о новейших достижениях науки, техники, культуры;
    • реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, показ их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений, включение в ход урока профориентационного и краеведческого материала;
    • включение в содержание урока деятельности по развитию учебных умений и навыков;
    • содержание ответов учащихся и комментария учителя.


    3. Методика проведения урока
    • соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения;
    • интенсивность учебной деятельности школьников на уроке;
    • организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока;
    • использование нетрадиционных педагогических технологий (изучение материала крупными блоками, использование опор, приёма, опережения и т.д.);
    • методика развития общих учебных умений и навыков;
    • методы проверки знаний. Сочетание текущей проверки с тематической, обоснованность оценки знаний;
    • эффективность использования на уроке наглядности, технических средств;
    • оптимальность выбора учителем сочетания форм обучения – индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной;
    • организация домашней работы.


    4. Организация урока
    • тип и структура урока, их соответствие цели, содержанию и методам, перестройка структуры в целях повышения эффективности урока;
    • подготовка учащихся к уроку (наличие на партах тетрадей, учебников, ручек и т.д.);
    • постановка учебных задач, определение плана предстоящей работы;
    • организационная чёткость, рациональное распределение и использование учебного времени;
    • поведение учащихся на уроке, их прилежание;
    • подведение итогов урока.
    5. Условия проведения урока
    • обстановка в классе: чистота, освещённость, проветрено ли помещение, размещение учащихся. Физкультпаузы.
    • учёт учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Формирование мотива и умения;
    • микроклимат на уроке. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся, реализация идей педагогики сотрудничества. Собранность и самообладание учителя, его оптимизм.
    6. Выводы
    • общая оценка урока по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности, содействие общему развитию учащихся, степени усвоения основного содержания новой темы непосредственно на уроке;
    • краткая характеристика основных достоинств и упущений;
    • учёт ранее высказанных замечаний и рекомендаций.
    7. Предложения
    • рекомендации по закреплению и развитию положительных качеств урока;
    • предложения (предписания) по повышению результативности урока;
    • советы по совершенствованию технологии урока;
    • рекомендации по изучению соответствующей литературы, посещению уроков других учителей.
    Анализ урока


    4. Подготовка учителя к уроку

    Определение целей.


    5. Оснащение урока дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО


    6. Приёмы и характер опроса:
    репродуктивный;
    элементы поиска;
    творческая направленность;
    углубление и обобщение;
    отработка основных понятий.


    4. Организация работы по усвоению новых знаний:
    подготовка учащихся к восприятию нового материала;
    научное содержание;
    идейная направленность;
    аргументация фактами из жизни;
    самостоятельная работа учащихся творческого характера;
    осознанность усвоения нового материала.


    5. Воспитание в процессе обучения:
    формирование мировоззренческих убеждений;
    воспитание высоких нравственных качеств личности;
    воспитание сознательной дисциплины;
    воспитание трудолюбия и культуры труда.


    6. Методы обучения:
    объяснительно – иллюстративный;
    репродуктивный;
    проблемный;
    частично – поисковый (эвристический);
    исследовательский.


    7. Обучение навыкам учебного труда:
    сравнивать, обобщать, делать выводы;
    заучивать рациональным способом;
    самоконтроль, взаиморецензирование;
    аргументированное доказательство;
    самостоятельная работа с книгой.


    8. Индивидуальная работа:
    с учащимися с низкой мотивацией обучаемости;
    с учащимися, имеющими пробелы в знаниях;
    с учащимися, имеющими отклонения от норм поведения;
    с хорошо успевающими учащимися.


    9. Домашнее задание:
    объём;
    характер;
    инструктаж;
    дифференциация;
    своевременность.


    10. Развитие мыслительной активности учащихся:
    высокий уровень активности;
    средний;
    низкий.


    11. Общие выводы по уроку:
    урок отличный;
    цели достигнуты;
    урок хороший;
    урок удовлетворительный;
    урок плохой (допущены ошибки теоретического и 
    методического характера, цели не достигнуты).

    Cхема анализа урока


    1. Целенаправленность урока


    • Какие практические задачи решались на уроке?
    • Как осуществлялось знакомство учащихся с задачами урока?
    • Каким образом обеспечивалось поступательное развитие деятельности учащихся на уроке, её кульминация?
    • Как прошло завершение урока?
    • Каков итог урока с точки зрения выполнения (решения) задач и как их решение способствовало расширению образовательного, развивающего и воспитательного потенциала урока?


    2. Содержательность урока


    • Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений; соответствовал ли он возрастным интересам учащихся, какова его образовательная и воспитательная ценность?
    • Соответствовали ли приёмы, используемые на уроке, задачам урока и психо-логическим особенностям учащихся?
    • В какой мере соблюдалось соотношение между тренировочными и творческими упражнениями?


    3. Активность учащихся на уроке


    • В каком соотношении была активность учителя и учащихся?
    • Как стимулировалась мыслительная активность, имела ли место поисковая деятельность учащихся и как она была организована?
    • Каким образом стимулировалась речевая активность учащихся на уроке?
    • Какие использовались организационные формы на уроке, где, в каких «точках» урока применялись коллективные формы организации деятельности школьников, для решения каких задач?


    • Все ли возможности были использованы для стимулирования активности учащихся.


    4. Мотивационная обеспеченность урока


    • Каким образом учитель обеспечивал учащимся возможность ощущать успешность учения, как гарантировалась мотивация успешности учения? Создавались ли на уроке условия для интеллектуальной напряжённости и одновременно обеспечивал ли учитель учащихся средствами её снятия?
    • Как использовалась оценка деятельности учащихся на уроке, включая взаимо- и самооценку?
    • Достаточно ли было личностно ориентировано содержание материала на уроке, в чём это проявлялось?
    • В какой мере используемые приёмы затрагивали интеллектуальную и эмоциональную сферы учеников?
    • Каким образом окончание урока показало учащимся достигнутое на уроке и мотивировало их дальнейшую работу по предмету.


    5. Многообразие используемых стимулов на уроке


    • Какие вербальные и невербальные стимулы использовались на уроке?
    • В какой мере используемые стимулы помогали решению задач урока?
    • Все ли возможности стимулов были должным образом реализованы?


    6. Результативность урока


    • Чему научились? Какие навыки формировались, развивались и совершенствовались? Какие умения развивались?

    Анализ урока


    1. Общие сведения об уроке


    • цели посещения;
    • тема урока, его место в системе уроков в данном разделе программы;
    • цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая);
    Сообщение учащимся целей и задач урока.


    2. Тип и структура урока


    • урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков;
    • урок закрепления знаний, умений и навыков;
    • урок повторения материала и развития умений и навыков;
    • урок обобщения изученного и совершенствования навыков;
    • урок развития связной речи;
    • урок проверки знаний, умений и навыков;
    • урок – зачёт;
    • урок – семинар;
    • контрольный урок;
    • урок анализа работ;
    • комбинированный урок.
    Целесообразность выбора типа урока с точки зрения темы и дидактических целей. Логическая взаимосвязь и последовательность структурных частей урока.


    3. Анализ содержания урока


    • соответствие содержания теоретического материала программе;
    • доступность, художественность, идейность материала, используемого на уроке;
    • чёткое выделение основного содержания опорных знаний и умений как объекта прочного усвоения на уроке;
    • материал для повторения и его связь с объяснением нового.


    4. Анализ методов и организация обучения


    • формы опроса и учёта знаний, умений и навыков;
    • организация объяснения нового материала: его мотивация, первичное ознакомление, работа с учебником, со справочной литературой;
    • формы закрепления нового материала:
    – виды упражнений, используемых для работы по формированию опорных, специальных, общеучебных умений и навыков, мотивация всех видов деятельности учащихся на уроке;
    – виды работы по развитию речи: обогащение словарного запаса, развитие устной речи, работа по повышению уровня речевой культуры;
    – использование наглядности, ТСО в качестве источника новых знаний, средства повышения познавательной активности учащихся, эмоциональность восприятия, развитие их интереса;
    – взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности учащихся; пути повышения их творческой активности, формирование у школьников навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
    – способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся;
    – организация проверки знаний, умений и навыков учащихся, полученных на уроке;
    – приём подготовки учащихся к выполнению домашних заданий;
    – подведение итогов урока, обоснованность поставленных на уроке оценок;
    – распределение и рациональное использование времени на уроке.


    5. Общий итог урока


    • реализация целей, задач урока, программных требований;
    • эффективность путей достижения поставленных на уроке целей;
    • обеспечение на уроке единства усвоения знаний с выработкой умений;
    • качество знаний, умений и навыков учащихся (прочность, систематичность, действенность);
    • воспитательная направленность урока.


    6. Предложения и рекомендации


    • рекомендации по закреплению и развитию задач, особенно успешно решаемых учителем на уроке;
    • предложения по преодолению выявленных недостатков,
    • рекомендации по изучению соответствующей литературы, посещение уроков у других учителей.

    Педагогический аспект анализа урока


    1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.


    2. Организация урока:


    • тип урока
    • структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели
    • подготовленность класса к уроку
    • организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы
    • плотность урока; рациональное использование времени.


    3. Содержание урока:


    • научность материала;
    • правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
    • соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
    • воспитательная направленность урока;
    • связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
    • связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения;
    • межпредметные связи;
    • речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
    • качество знаний учащихся, их умений и навыков;


    • речь учащихся.


    4. Методика проведения урока:


    • оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
    • соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов;
    • постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов:
    • работа с отстающими и слабоуспевающими;
    • владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке;
    • система оценки знаний, ее педагогическая ценность.


    5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.


    6.Работа и поведение учащихся на уроке:


    • активность класса и отдельных учащихся;
    • заинтересованность учащихся материалом урока, отношение к уроку;
    • отношение к учителю;
    • дисциплинированность и организованность;
    • речь учащихся, их вопросы.


    7. Общие выводы по уроку.


    8. Как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе.

    Схема общедидактического анализа урока


    1. Оценка реализации основных принципов обучения (соотношение научности и доступности, наглядности и абстрактности и т.п.).
    2. Оценка планирования задач урока (чёткость формулирования образовательных, воспитательных задач урока, задач развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов, постановка задач исследовательской деятельности, задач развития образовательного процесса, а также задач развития личности самого учителя).
    3. Оценка конктретизации задач на основе выводов психологического или педологического консилиума.
    4. Умение поставить задачи урока перед учащимися.
    5. Полноценность содержания урока на различных этапах, оценка оптимальности выбора содержания, выделение главного, существенного.
    6. Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам знаний (оценивается обоснованность выбора).
    7. Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе урока.
    8. Использование различных приёмов учебной работы, их целесообразность.
    9. Воспитание интереса к предмету.
    10. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся. Формы контроля. Оценка содержания вопросов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний учащихся с учётом педагогического характера.
    11. Оценка культуры труда учителя и учеников (рациональность, удобство, эстетика).
    12. Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объёма и степени сложности в пределах программы или стандартов, степень помощи, оказываемой детям с разным уровнем подготовки по предмету и отношением к предмету.
    13. Оценка владения учащимися навыками рациональной организации учебного труда, надпредметными учебными умениями.
    14. Характер, объём и дифференцированность домашнего задания. Оценка измерительных затрат времени на его выполнению Учёт в расписании других предметов.
    15. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах.
    16. Оценка взаимоотношений учителя и учащихся.
    17. Использование возможностей учебного кабинета.
    18. Соблюдение школьных гигиенических требований на уроке.

    Сопоставительный анализ урока


    1. Краткая общая характеристика урока: цель, задачи, этапы урока, средства, методические приемы и формы обучения на уроке.


    2. Целесообразность сопоставления данного урока с другими уроками цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса уроков в учебном году.


    3. Связь данного урока с уроками других предметов.


    4. Связьданного урока с внеурочной, воспитательной и развивающей деятельностью школы. Связь данного урока с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения школьников.


    5. Взаимосвязь целей данного урока и целей других уроков. Целевая прогрессия.


    6. Прогрессия в характере и способе подачи материала.


    7. Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном уроке и на других уроках. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.


    8. Распределение внимания учителя на различных учеников в цикле уроков. Динамика контроля.

    Анализ урока математики в начальной школе


    1. Организация урока:


    • организация, наличие различных форм работы на уроке;
    • оборудование, рациональнная организация рабочего места учителя и ученика;
    • время, отведенное на устную и письменную работу на уроке.


    2. Цель посещения.


    3. Содержание урока:


    • в какой мере материал урока отражает основные задачи развития и обучения младших школьников математике;
    • как формируются у учащихся сознательные, прочные вычислительные навыки;
    • насколько упражнения, предлагаемые для устного счета, способствуют выработке прочных вычислительных навыков;
    • как знание теоретического материала помогает учащимся прочно формировать навык счета;
    • на каждом ли уроке выделяется 5 – 7 минут для специальных устных упражнений;
    • насколько глубоко ведется работа по усвоению арифметических действий, взаимосвязи компонентов и результатов действий;
    • рационально ли используются упражнения учебника при знакомстве с новым материалом, при закреплении и повторении его, выясняется ли математическая сущность этих упражнений;
    • работа на уроке в связи с решением задачи: как ведется обучение умению решать задачи, умеют ли учащиеся анализировать задачи, сколько задач решается на уроке, проводится ли творческая работа в связи с решением задачи.


    4. Эффективность методических приемов:


    • имеют ли место на уроке элементы сравнения, сопоставления, противопоставления;
    • какова результативность используемых на уроке наглядных пособий ТСО;
    • применяются ли на уроке занимательные моменты, имеющие познавательный смысл, способствующие развитию ребенка, а не развлекательный;
    • каков характер и объем домашних задач, насколько учащиеся подготовлены к самостоятельному их выполнению.


    5. Итог урока:


    как содержание и методика ведения урока способствуют осознанному и глубокому усвоению материала, способствуют развитию учащихся.
    Анализ урока чтения в начальной школе


    1. Организация урока:
    время на работу с текстом (3–5 мин);
    целостность урока и взаимодействие отдельных частей урока;
    какие наглядные пособия и ТСО использует учитель и как они воздействуют на восприятие материала.


    2. Закрепление и углубление навыков чтения и умений работы с текстом:


    правильность, осознанность, выразительность, беглость чтения, полный или краткий пересказ.


    3. Эффективность методов, способов и приемов, используемых при обеспечении нового и при закреплении:


    организация многочтения (целесообразность, целенаправленность вопросов при перечитывании текста)
    дифференцированность заданий при работе с текстом.


    4. Методика организации домашнего задания.


    5. Выводы о знаниях, умениях учащихся по чтению, техника чтения.

    Анализ урока русского языка в начальной школе

    1. Организация урока:
    настройка учащихся на работу;
    наличие различных форм работы на уроке;
    тип и виды работы;
    оборудование урока;
    организация рабочего места учителя и ученика;
    время, отведенное на устную и письменную работу на уроке, что преобладает.
    2. Цель посещения урока:
    как в процессе обучения русского языка органически сочетается обучение и воспитание с развитием познавательных интересов учащихся.
    3. Содержание урока:
    в какой мере материал урока отражает задачи изучения русского языка младшими школьниками
    как ведется на уроке работа по всем четырем разделам программы (звуки и буквы, слово, предложение, связная речь)
    как ведется работа над языковыми явлениями:
    звуко – буквенный анализ слов;
    произношение и упражнение в правописании;
    слово и его значение;
    предложение.
    4. Какие виды самостоятельной работы преобладают на уроке:
    использование упражнений учебника;
    работа с деформированным текстом;
    списывание с анализом;
    составление предложений (изложение, сочинение);
    прочие.
    5. Лексическая работа:
    многозначность слова;
    подбор синонимов, антонимов;
    логические упражнения.
    6. Слуховое письмо:
    выработка орфографической зоркости;
    выдерживается ли объем письма;
    навыки каллиграфического письма учащихся..
    7. Каков характер и объем домашнего задания
    8. Итог урока:
    как содержание и методика урока способствуют развитию личности учащихся;
    резерв познаний и резерв познавательных интересов учащихся.

    Анализ урока, построенного на основе использования в процессе обучения инновационных технологий


    1. Тема урока. Характеристика модели урока. Класс; особенности класса.


    2. Тип урока (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений, комбинированный урок или иной тип занятия) и его место в системе уроков по данной теме.


    3. Цели урока: обучающая, развивающая, воспитывающая.


    4. Задачи урока: общие задачи, задачи разных этапов урока, задачи по осуществлению ранжирования и структурирования урока и др.


    5. Этапы урока: организационный, подготовка к восприятию, усвоение материала, его систематизация, корректировки, информация и др.


    6. Условия проведения и обеспечение урока: материально-техническая база кабинета; рабочее место учителя, учащихся; обеспеченность реактивами, оборудованием, таблицами, схемами; научно-методическое обеспечение кадрами (лаборант).


    7. Содержание урока: логичность структуры урока; отражение через содержание учебного материала основных идей курса; выделение опорных, новых знаний, способов деятельности; соответствие содержания целям, задачам, уровню подготовки учащихся.


    8. Деятельность учителя на уроке:
    – позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющей групповым взаимодействием учащихся;
    – методы педагогической деятельности: опора на экспериментально – исследовательские формы работы; мотивация при постановке целей, задач и их реализации;
    учёт уровня подготовки и психологических особенностей учащихся, культура речи и самоориентация педагога.


    9. Деятельность на уроке:
    – тип деятельности (познавательная, учебная, игровая);
    – формы организации деятельности;
    – принципы формирования учебных групп;
    – формы взаимодействия учащихся, самоуправление познавательной, учебной, игровой деятельностью.


    10. Формы контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса:
    – типы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный, групповой; устный, письменный; практическая работа, практикум; графические, тестовые задания);
    – дифференциация, индивидуализация контроля;
    – создание психологических условий при контроле;
    – рациональность форм контроля;
    – диагностика результатов;
    – формы самоконтроля, самоанализа и самооценки.


    11. Домашнее задание:
    – характеристика домашнего задания;
    – объём домашнего задания;
    – обеспечение связи домашнего задания с содержанием настоящего, будущего урока, с уровнем подготовки, интересами учащихся.


    12. Результаты учебно – воспитательного процесса: достигнуты ли цели урока; выделены ли ведущие идеи, законы, закономерности, понятия; осуществлены ли межпредметные связи; реалистичны ли требования к уровню знаний, умений учащихся; проведена ли диагностика результатов.
    1. Какие цели учебные, воспитательные и развивающие задачи были поставлены мною в поурочном плане и перед учащимися.
    2. Что главное в содержании программного материала отобрано мною на данный урок в соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами (основные законы, понятия, факты, межпредметные связи и т.д.).
    2. Какие методы, приёмы, организационные формы применены мною на уроке для достижения цели? Как учтены возможности школы и кабинета (наличие наглядного и раздаточного материала, ТСО, телепередач, кинофильмов, диафильмов и т.д.).
    3. Насколько оптимально были учтены особенности класса и индивидуальные особенности учащихся при планировании урока и индивидуальной работы.
    4. Как предвидел ход урока, его результат? Осуществлены ли мои намерения?
    5. Какие затруднения возникли у класса и отдельных учащихся и почему?
    6. Смог ли я их преодолеть?
    7. Какие возможности урока не были использованы? Что и как я планирую использовать на следующих уроках по данной теме?
    Самоанализ урока


    1. Воспроизведите этапы урока, дайте оценку элементам урока, их последовательности и насыщенности. Удалось ли осуществить намеченный план урока? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли учащиеся материал?


    2. Какие проблемы были поставлены перед школьниками, привлекала ли сама постановка проблемы внимание ребят? Как была организована моя деятельность на уроке и деятельность учащихся?


    3. Какие элементы урока были самыми удачными? Удалось ли увлечь учащихся, заинтересовать их? Чем и как? Что нового, неожиданного в материале, в способе его подачи было для учащихся? Какие открытия были на уроке?


    4. Кто работал интенсивнее – я или ученики? Были ли активны ученики в ходе урока? Проявили ли инициативу? Что можно было бы улучшить в организации урока, в содержании и методах работы?


    5. Оцените комфортность работы учеников на базе урока. Трудно ли было им усваивать новый материал? Как вели себя учащиеся на уроке?


    6. Каков был в целом климат на уроке? Что не удалось реализовать? Что необходимо исправить и как?

    Самоанализ урока

    Класс
    Тема урока
    Тип урока и его структура
    1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
    2. Краткая психолого – педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся).
    3. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
    4. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
    5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результаты обучения на уроке.
    6. Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
    7. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
    8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
    9. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
    10. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
    11. Наметить перспективы своей деятельности.


    Анализ урока


    1. Достижение целей урока и реализация его познавательной, развивающей и воспитывающей функции.


    2. Чёткость доведения до учащихся темы и задач урока и установление связи данного урока и предыдущего.


    3. Целесообразность структуры и последовательности отдельных её частей.


    4. Содержание урока соответствует ли его цели.


    5. Соответствие приёмов и методов обучения содержанию, цели урока и возрастным особенностям учащихся.


    6. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока. Эффективность приёмов, методов и форм работы.


    7. Особенности контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.


    8. Психологическая характеристика деятельности учащихся на уроке: интерес, активность, понимание материала и его значимости.


    9. Характеристика отношений участника педагогического процесса: наличие доброжелательности, жизнерадостности, взаимного расположения, сопереживания, поддержки, взаимного уважения и справедливости.


    10. Общая оценка урока. Выводы и рекомендации учителю.

    Схема самоанализа урока


    1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
    2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?
    3. Какие задачи я решаю или решила на уроке:
    – общеобразовательные;

    – воспитательные;
    – развивающие?

    – Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
    4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Существовала ли логическая связь между различными этапами урока.
    5. На что делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного ясно и чётко выделить главное, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного?
    6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.


    7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или всё в совокупности?
    8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
    9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
    10. За счёт чего поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
    11. За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведёт себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
    12. Как и за счёт чего обеспечивались на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
    13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
    14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?

    Представление школьника
    Ф.И.________________________________________________ Класс_______ возраст_______
    1. Признаки нервозности (повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки________________________________________________).
    2. Патологические влечения: курит (не курит, курит эпизодически, систематически); употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически): употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически).
    Состоит на диспансерном учете, по поводу чего__________________________________________
    3. Особенности учебной деятельности: Успеваемость учащегося_______________________ Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.
    4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:
    4.4. Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый (изолированный)
    4.5. С кем из класса наиболее близок; характер взаимного влияния.___________________
    4.6. Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.
    5. Манера, стиль общения с окружающими: доминантный стиль: уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить а нелегко признает свою неправоту); недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко при знает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре); экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим); интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
    6. Отношение к общественному мнению: активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять и т. п.); пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет); безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения); негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
    7. Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.________________________________________________________
    8. Уровень самооценки личности: адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения); завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения); заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
    9. Особенности поведения:
    9.1 Положительные поступки учащегося (как часто совершаются)________________.
    Возможные мотивы их совершения____________________________________________.
    9.2 Отрицательные поступки (проступки): их появление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках).____________________________________________.
    9.3 Правонарушения учащегося (воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, попытки к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство) и т. п.).
    9.4 Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.
    9.5 Как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.
    10. Состоит на учете внутри школы__________________________________________________
    в ПДН______________________________, в КДН(другое)_____________________________

    Добавлено (07.06.2010, 18:30)
    ---------------------------------------------
    или вот так:
    -----------------------------

    Ориентировочная схема составления педагогической характеристики школьника.

    Характеристика.
    ученик__ _______________________________ , 19__ г.р., _______ класса.

    1. Условия семейного воспитания:
    - культурно-бытовые условия; особенности взаимоотношений в семье;
    - забота родителей (родственников) о воспитании и обучении школьника.

    2. Отношение школьника к коллективу:
    - потребность быть членом коллектива;
    - считаться с его мнением, авторитет школьника в коллективе;
    - общительность и понимание других детей;
    - подверженность массовым социально-психологическим явлениям (соревнования, традиции, подражание, внушение, подверженность моде и пр.).
    - Отношение к отрицательным явлениям в коллективе (списывание, подсказывание, зависть, круговая порука и пр.).
    - Черты характера, проявляющиеся в отношениях к сверстникам, взрослым, родственникам (доброта, отзывчивость, заботливость, взаимопомощь, эгоизм, черствость, злобность и пр.).
    - Отношение к вещам: аккуратность, бережливость, неряшливость, небрежность и пр.

    3. Уровень притязаний и самооценки.
    - Характеристика уровня притязаний: заниженный, завышенный, адекватный.
    - Соотношение самооценки и уровня притязаний. Характерная для школьника оценка своих возможностей.
    - Требовательность к себе. Отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей.
    - Отношение к самовоспитанию, к самоусовершенствованию.

    4. Отношение к различным видам деятельности.
    - Отношение школьника к учению: выполняет работу добросовестно или нет, учится с интересом или без (к каким предметам проявляет особенный интерес), не желает учиться.
    - Отношение к трудовой деятельности. Бытовой труд школьника. Отношение к общественно-полезному труду,
    - Выполнение общественных поручений.
    - Профессиональная ориентация.

    5. Познавательная деятельность.
    - Восприятие, наблюдательность.
    - Особенности памяти (тип памяти, точность, быстрота, длительность удержания).
    - Внимание: устойчивость, переключаемость, объем, распределяемость, рассеянность и др.
    - Воображение: преобладание творческого или воссоздающего.
    - Мышление: степень развития образного и отвлеченного мышления, систематичность и критичность мышления, уровень развития логического мышления.
    - Степень самостоятельности в суждениях и выводах.
    - Степень развития устной и письменной речи: словарь, умение выражать свои мысли устно и письменно.

    6. Особенности эмоционально-волевой сферы.
    - Характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия.
    - Преобладание настроения.
    - Степень эмоциональной возбудимости.
    - Быстрота протекания и смена эмоций.
    - Внешняя выраженность эмоциональных переживаний.
    - Эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудачах.
    - Умение сдерживать переживания.
    - Волевые способности: целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание и пр.

    7. Увлечения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе на тему:"Знаки препинания в конце предложения..."

    презентация к уроку русского языка в 3 классена тему:"Знаки препинания в конце предложения"...

    Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

    Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

    Задачи урока: 1. Закрепить навыки учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда прямая речь стоит после слов автора; познакомить учащихся со случаями постановки знаков препинания, ког...

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложном предложении"

    Личностно- ориентированный урок русского языка с использованием технологии деятельностного метода обучения....

    Презентация к уроку русского языка 4 класс" Развитие умения ставить знаки препинания в простом, в сложном и предложениях с прямой речью"

    Тема: " Развитие  умения  ставить знаки препинания в простом предложении,  в сложном и  в предложениях с  прямой  речью"Презентация к уроку....

    Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

    Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....

    План-конспект урока в 1 классе по русскому языку на тему «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»

    План-конспект урока в 1 классе по русскому языку на тему «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения» с самоанализом этого же урока....