Главные вкладки

    План-конспект урока в 1 классе по русскому языку на тему «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    План-конспект урока в 1 классе по русскому языку на тему «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения» с самоанализом этого же урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока в 1 классе по русскому языку на тему «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»

    Тип урока: Урок открытия нового знания

    Дидактическая цель: Дать первичное представление о разных по цели высказывания и интонации предложениях

    Задачи: учить ставить знаки препинания в конце предложений и читать  в зависимости от интонации, делить текст на предложения;

    -развивать умения ставить цели к уроку и к отдельным упражнениям;

    -воспитывать любовь к родной природе.

    Планируемые результаты: Предметные:

    -Выбирать знак препинания в конце предложения;

    -Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;

    -Списывать с печатного текста;

    -Делить текст на предложения

    Личностные:

    -Проявлять интерес к процессу письма

    - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; (Регулятивные УУД).

    - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

    - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

    Основные понятия: «предложение», « знаки препинания»

    Ресурсы:

    - основные: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык. 1 класс-М.: Просвещение, 2011.-144с.

    -дополнительные: электронные физкультминутки: «Дискотека для зверят»

    -Набор знаков препинания для каждого ученика;

    -Индивидуальные карточки с текстом, с пропущенными знаками препинания.

    Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

    Структура урока:

    I. Мотивация к учебной деятельности (стих, притча)

    II. Актуализация  знаний (звук, буква, слог, слово, написание числа)

    III. Самоопределение к цели (чистописание у  д а ч и,; сравнение 2 групп слов, тема урока, стих про дождик)

    IV. Работа по теме урока. (составление и запись предложения, чтение с разной интонацией, вывод)

    V. Физминутка «Дискотека зверят»

    VI. Первичное закрепление темы.  Работа по учебнику (упр.3, 4)

    VII. Закрепление. Работа в парах (деление текста на предложения, составление схем предложений)

    VIII. Подведение итогов урока (рефлексия, итоги урока)

    Ход урока

    I. Мотивация к учебной деятельности

    Цели:

    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    1. Проговаривание стихотворения: (слайд 2)

    Громко прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Наши ушки – на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    - Для чего нам нужно выполнять эти правила? (Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке,  следовать им (Коммуникативные УУД)

    Видео про общение. После просмотра:

    -И все это они делали через общение. Мы, люди не способны жить, работать, удовлетворять свои потребности без общения с окружающими. Уже просыпаясь,  мы начинаем общаться: Желаем своим родителям, братьям и сестрам доброго утра. Общаемся с окружающими нас людьми всегда и на разные темы. А что же это такое-общение?

    Общение – это  форма взаимодействия людей, с помощью которой они обмениваются мыслями и чувствами, действиями и мотивами. При помощи чего это происходит? ( при помощи знаковых, языковых средств и единиц языка).

    II. Актуализация  знаний (Оформлять свои мысли в устной форме,  слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (Познавательные УУД)

    Цели:

    - организовать актуализацию знаний различать звуки, буквы.

    - организовать постановку цели урока.

    -Давайте-ка вспомним,  какие единицы языка мы уже знаем?  

    Эй, скажите мне друзья,

    Что увидеть нам нельзя?

    Стук калитки, шум дождя

    Разве видите, друзья?

    Кто увидел пенье птиц,

    Шелестение страниц,

    Звон трамвая, бой часов,

    Как шуршат под полом мыши-

    Это всё мы только слышим.

    Если мы в ладоши хлопнем,

    Или мы ногою топнем,

    Догадайся, милый друг,

    Значит, мы

    услышим…(звук).           На экране появляется слово «Звуки». (3 слайд)

    -А что мы знаем о звуках?      (Бывают гласные – воздух проходит свободно, и согласные - воздух встречает преграду, согласные парные и непарные, глухие и звонкие, гласные ударные и безударные, Гласные ЕЁЮЯ дают два звука в начале слова, после гласного, после Ъ и Ь, всегда твердые согласные Ж Ш Ц, всегда мягкие Й Щ Ч.) 

    -Ь и Ъ не дают звука и разделяют согласный с гласным. Ь смягчает согласный.

    А теперь еще загадка:

    Сели на странички

    Тридцать три сестрички.

    Сели рядом – не молчат,

    Нам загадки говорят?    (Буквы).

    На экране появляется 2 слово «Буквы». (3 слайд)

    -А что мы знаем о буквах? ( их 33 в алфавите, они бывают гласные и согласные, гласные на письме обозначают гласный звук, согласные-согласный, буквы на письме обозначают звуки).

    -А что получится, если буквы встанут рядом – согласная с гласной:

    Дружат гласная с согласной, составляя вместе…(слог).        На экране 3 слово  «Слоги».

     (3 слайд)

    Если слоги станут рядом-

    Получаются…(слова).                  

    На экране 4 слово  «Слова». (3 слайд)

    А какие бывают слова по обозначению?  (слова-предметы, действия, признаки).

    III. Самоопределение к цели (Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение (Регулятивные УУД)

    -Прочитайте слова и назовите обозначения этих слов.  (4 слайд)

    1 группа: улица (1 буква) – что? предмет

     идет (2 буква), - что делает? действие

    февраль (5 буква) – что? предмет

    частый (1 буква) – какой? признак

    дождик (5 буква) – что? предмет

    -Все ли слова вам тут знакомы?

    -Что напоминает вам слово февраль? (сейчас идет месяц февраль) Давайте напишем сегодняшнее число. (10 февраля) (5 слайд)

    -Ребята, давайте прочитаем данные слова и выберем некоторые буквы из этих слов и напишем чисто и аккуратно в тетрадях. Что получилось (удачи). (5 слайд) Напишите выбранные  буквы  целую строчку. Удачи вам на сегодняшнем уроке.

    2 группа: Сегодня хорошая погода. (5 слайд)

    -Прочитаем 2 группу слов. Чем похожи и чем отличаются эти группы слов? (1 группа простые слова, 2 группа слов связана по смыслу, имеет точку в конце)

    -Как называется эта группа слов? Назовите тему сегодняшнего урока. Прочитайте тему в учебнике, проверьте свои предположения.

    -В теме сегодняшнего урока  говорится о знаках препинания в конце предложений, о каких знаках идет речь, для чего нужно изучать эту тему? Давайте прочитаем стих.

    Была тишина, тишина, тишина… (6 слайд)

    Вдруг грохотом грома сменилась она!

    И вот уже дождик тихонько -ты слышишь?

    Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

    -О чем это стихотворение?

    -Радуется ли автор, что пошел дождь  или огорчается? Он ждал грозу или она пришла неожиданно? Если прочитать стихотворение, не ориентируясь на знаки препинания, будет ли оно звучать так же красиво?

    Вывод: без знаков препинания трудно понять, какие же чувства хочет передать нам автор.

    -Нужно ли бояться грозы? (Нет. Просто нужно соблюдать меры безопасности во время грозы)

    IV.Работа по теме урока. (Проявлять интерес к процессу письма (Личностные)

    Выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации при чтении предложений (Познавательные УУД).

    На экране:  по, дождик, закрапал, крыше (7 слайд)

    -Это предложение? Почему нет?

    -Что нужно сделать, чтобы эти слова стали предложением? (Поставить слова по смыслу).

     По крыше закрапал дождик. Напишите  это предложение в тетради.

    -А как ещё можно составить? Дождик закрапал по крыше.

    -Давайте попробуем прочитать это предложение  с вопросом. В конце такого предложения какой знак препинания поставим? (?)

    -Прочитаем  с радостью или с удивлением. Какой знак нам нужен? (!)

    -На письме  в конце предложения мы ставим знаки препинания, а  как мы показываем конец предложения в устной речи, когда читаем? ( Пауза).

    -Какой вывод сделаем по этому упражнению?

    ВЫВОД: 

    -Что такое предложение? Что еще сейчас мы сказали о предложении? (Слова,  связанные по смыслу;  законченная мысль;  начало с большой буквы;  в  конце точка, знак вопроса или восклицательный в зависимости от интонации.  В устной  речи в конце предложения - пауза).

    -А теперь  сверим наши полученные знания с правилом в учебнике на странице 5,6.

    V. Физминутка «Дискотека зверят»: проводится в обучающей структуре МИКС-ФРИЗ-ГРУП. Дети двигаются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос.  Вопросы для деления: Сколько слов в предложении «Прозвенел звонок на урок»,  в предложении», «Звери веселятся»,  «Физминутка была интересная».

    VI.  Первичное закрепление темы.  Работа по учебнику

    Упр. 3 (резервное)

    -Прочитайте задание. Как вы понимаете задание? Какую задачу будем выполнять?

    (Какое предложение произносится с чувством радости?

    - Какое предложение содержит вопрос?

    -Как показано в тексте, что предложения надо произносить по-разному?) (Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Упр.4 (резервное)

    -Прочитайте, задание. Какую задачу  поставите к упражнению? (определить, какие знаки препинания пропущены в стихотворении, записать  выделенные предложения, поставить нужные знаки препинания.) ( Выбирать знак препинания в конце предложения;

    Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;

    Списывать с печатного текста; (Познавательные УУД).

    – Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания.

    -Выполнили ли поставленную задачу?

    VII.Закрепление.

    Работа в парах в карточке. Задание: прочитать текст, исправить ошибки, в конце  каждого предложения поставить знак препинания, подходящий  по интонации, составить схему предложения (1 пара – 1 предложение, 2 пара-2 и т.д.. )

     (Учиться работать в паре. Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Делить текст на предложения; моделирование: составление схем предложений  (Познавательные  УУД)

    Однажды Коля увидел на дороге воробья

    откуда он здесь взялся

    воробей дрожал от холода

    Коля принес его домой и отогрел

    какой добрый поступок

     Проверка по образцу (8 слайд)

    Однажды Коля увидел на дороге воробья.  Откуда он здесь взялся? Воробей дрожал от холода.  Коля принес его домой и отогрел. Какой добрый поступок!

    -Чему научило вас это задание?

    VII. Подведение итогов урока

    Рефлексия.

    -Предлагаю оценить вашу работу на уроке знаками препинания.

    -Как вы думаете, какой знак какой оценке подходит? (!)-у меня все отлично, (.) я все хорошо понял, (?)-остались еще вопросы.) (9 слайд)

    -Поднимите подходящие для оценки вашей работы  знаки.

    -Молодцы! Все были активны. Я довольна вашей работой.

    -Предлагаю, досмотреть видео. Хорошо. Какими единицами языка мы больше всего пользуемся при общении?  (Предложениями)

    -Что нового узнали о предложениях? (Регулятивные УУД Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

    Самоанализ урока русского языка, проведенного в 1 классе МБОУ «Старотимошкинская СОШ»

    Учитель: Бульбова Татьяна Ивановна.

    Класс: 1. Количество присутствовавших-8, по списку-8. Класс среднего уровня по знаниям и активности: есть и сильные  учащиеся и слабые, слабых-3 ученика.

    Тема урока: «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»

    Тип урока: Урок открытия нового знания

    Дидактическая цель: Дать первичное представление о разных по цели высказывания и интонации предложениях.

    Задачи: учить ставить знаки препинания в конце предложений и читать  в зависимости от интонации, делить текст на предложения;

    -развивать умения ставить цели к уроку и к отдельным упражнениям;

    -воспитывать любовь к родной природе.

    Все цели и задачи были взаимосвязаны, т.к через предложения о родной природе, дети получали знания об интонации в предложениях, о знаках препинания в конце предложений

    Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, презентация, раздаточный материал «знаки препинания», индивидуальные карточки с текстом- все соответствовало теме урока.

    Тип и  структура урока, формы и методы работы соответствуют заявленным дидактическим целям урока. Время было использовано рационально, переход с одного этапа в другой был плавный, все этапы взаимосвязаны между собой.

    Данный урок является первым уроком в теме «Предложения» и первым уроком предмета «Русский язык».  Поэтому на уроке планировалось повторить ключевые моменты «Обучения грамоте» и на основе знаний, полученных на уроках «Обучения грамоте» подвести к знакомству с предложениями.

       Выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач.  Урок начали с приветствия и знакомства со всеми, знакомились с помощью мяча. Мяч был выбран специально.  Это способствовало развитию раскованности детей в новой обстановке, так же развивало мелкую мускулатуру рук для письменных работ. Во время мотивации к учебным предметам учащимися был проговорен девиз урока, повторены правила поведения на уроке. Все это способствовало развитию речи детей.  На этапе «Актуализации знаний» основной аспект был сделан на видео, которое показало, как, где, зачем и с помощью чего мы общаемся.  Фронтальная беседа позволила актуализировать и систематизировать опорные знания учащихся по темам: «Звук, буква, слоги, слова, предложения» и подвести к изучению темы «Предложение. Знаки препинания в конце предложений».

       На III этапе урока «Самоопределение к цели» учащиеся показали насколько развито у них целеполагание: сами определили тему и цель урока, сверили свои предположения о теме и цели с темой в учебнике. Для этого этапа слова были подобраны по задачам урока. Они развивали мышление, речь, а так же имели и воспитательную направленность. Из этих же слов «плавно всплыло»  и сегодняшнее число. Внутри  этапа целеполагания была  проведена минутка чистописания. Дети по различным грамматическим заданиям   выбирали буквы из слов, подобранных для самоопределения к цели и у них получилась не только постановка цели к уроку, но и пожелание к работе. Так же выделили необходимость знаков препинания.  Материал  для этого был выбран  удачно. Это был стих, в котором содержались все необходимые для этого урока знаки препинания. Стих прочитали без знаков препинания и со знаками. Это позволило определить важность знаков препинания в нашей устной и письменной речи, а  так же воспитывало любовь к родной природе, способствовало соблюдению мер безопасности во время грозы.

    Цель VI этапа –  Выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации при чтении предложений.   На этом этапе урока учащиеся показали полученные на этом уроке умения  по выбору разной интонации и подбору знаков препинания в зависимости от интонации, сделали вывод по теме.

       Далее следовала минута отдыха,  была проведена электронная физминутка, в ходе которой была проведена обучающая структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП. Дети двигались под музыку, замирали, когда музыка прекращается, и объединялись в группы, количество участников в которых зависело от ответа на вопрос. Вопросы то же соответствовали теме урока. Учащиеся определяли количество слов в предложениях, это помогло в составлении схем предложений в парной работе

    (Резервное. Первичное закрепление темы проводилось по учебнику. Учащиеся выполняли упражнения 3 и 4  с.5-6. После прочтения упражнения учащиеся ставили задачу к нему, выполняли задание и делали вывод, выполнили ли поставленную  задачу.)

    Далее следовала работа с текстом. Учащиеся работали в парах по карточке. Ставили подходящие знаки препинания в конце предложений. Рассказывали про свою работу, после чего проверяли по образцу. Выбор текста удачен, поскольку заявленная в нем проблема имеет ярко выраженную практическую направленность и актуальна для учащихся 1 класса. Главная проблема текста: как помочь птицам в морозные дни. Задания по тексту были подобраны в соответствии с темой урока.

       С целью закрепления полученных знаний рефлексия работы детей связана со знаками препинания и  поставлены «оценки»- (!)-у меня все отлично, (.) я все хорошо понял, (?)-остались еще вопросы, 1 ученик поставил себе сразу 2 оценки- точку и ?, оценил себя где-то между этими знаками; прокомментирована работа учащихся на уроке, было акцентировано внимание на ключевые моменты темы. Итоги подведены с помощью просмотренного далее видео. Сделали вывод: в общении мы пользуемся предложениями.

       Поставленные цели в основном достигнуты. Учащиеся показали достаточные знания теоретического материала по теме урока и сопутствующим темам. Все учащиеся работали активно. Этому способствовали различные формы работы: комментарий, объяснение, работа по восстановлению предложений, чтению предложений в зависимости от интонации, работа с текстом. Все представленные на уроке формы работы способствовали обогащению знаний и речи учащихся и развитию их языковой компетенции.

    Т.к. учащиеся не все одного уровня знаний самостоятельная работа проводилась в парах, где  предполагалась дифференциация по возможностям и способностям. Дети выполняли задания по распознаванию предложений, по выбору знаков препинания, помогали в этом друг другу.

    Дети на уроке сами старались ставить познавательные задачи к отдельным упражнениям, активно участвовали в творческих заданиях, работая коллективно, индивидуально, в парах.

    Языковой материал,  используемый на уроке, вызывает интерес к предмету русского языка, воспитывает любовь к русскому языку,  развивает познавательные мотивы.

    Перспективы: продолжить работу изучения темы «Предложение», работать над интонацией чтения детей, совершенствовать умение ставить познавательные задачи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе на тему:"Знаки препинания в конце предложения..."

    презентация к уроку русского языка в 3 классена тему:"Знаки препинания в конце предложения"...

    Урок русского языка в 1 классе по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения"

    Урок русского языка по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения" проводился в 1 классе. Цель урока: закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...

    Урок русского языка в 1 классе (Программа "Школа России") Тема: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

    Урок русского языка в 1 классе. Урок №6.Программа "Школа России"Тема "Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения"Цели:Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках пре...

    Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс Тема «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»

    Методическая разработка урока по ФГОС на тему "Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения" с презентацией. Данный урок является первым уроком в теме «Предложения» и первым уроком п...

    Урок русского языка во 2 классе по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении. Знаки препинания в конце предложения»

    Предмет: Русский языкКатегория: 2 класс.Тема: «Знаки препинания в конце предложения»Оборудование: АРМ учителя, интернет, презентация, смайлы для поощрения детей, учебник автор «Климанова Л.Ф. Русский ...

    Урок русского языка.Тема урока: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

    Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать уме...

    урок русского языка во 2 классе. Тема урок. "Интонация. Знаки препинания в конце предложения."

    урок русского языка во 2 классе. Тема урок. "Интонация. Знаки препинания в конце предложения."...