методическая разработка по русскому языку 4 класс "Правописание не с глаголами"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Лилия Минсагировна Зайдулина
Открытие нового знания Цель урока: образовательная способствовать развитию умения правописания НЕ с глаголами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_28.11.2014.docx37.55 КБ
Office presentation icon 580728.ppt240.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание не с глаголами».

Класс: 4

Предмет: Русский язык

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: образовательная способствовать развитию умения правописания НЕ с глаголами.

Задачи урока:

Обучающие:

- расширить знания детей о служебных частях речи;

- формировать навык правописания НЕ с глаголами;

- познакомить с глаголами-исключениями;

- уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;

- обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Воспитательные:

- воспитание культуры учебного труда;

- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

Развивающие:

- развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;

- развивать навыки точного употребления глаголов в речи;

- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;

- развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;

- развивать внимание и память учащихся;

- развивать умение слушать товарищей;

- развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.

Предметные умения: Научиться  писать частицу НЕ с глаголами, слитное и раздельное написание. Применять это умение при письме.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.

Сценарий урока.

I. Организационный момент.

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда –
И та награда в нём самом.
                                       
Сабир Абдулла

II. Актуализация знаний.
1. Запись на слайде: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”.
(А.Югов)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Что значит “огнепышущая, живая часть речи?” (глагол обозначает действия, движения, без него невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое)

- Почему с этих слов я начала наш урок?

- Проверим ваши знания о глаголе с помощью системы голосования «Живой опрос»

- Ребята, оценивать свою работу вы будете самостоятельно  на отдельных  листах по 3 бальной системе, ФИКСИРУЯ свои ошибки в отдельную колонку.

Лист самооценки урока "Правописание частицы НЕ с глаголами"

ученика(цы)______________________________________________________

(1 балл - с 2 ошибками, 2 балла – с 1 ошибкой, 3 балла - без ошибок)

ИТОГО____балл       ОЦЕНКА_________

№п/п

Вид деятельности

Ошибка

баллы

1

Тест «Глагол»

2

Чистописание

3

Работа в парах по учебнику

4

Работа в парах по карточке

5

Работа в группе

6

Игра «+ или –»

СамоОЦЕНКА в листах.

  1. План реализации учебной задачи.

1.Чистописание.

- Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии.

- Давайте подготовим кисти рук к письму. Массаж кистей рук.

- Запишите число. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на парте.

Запись на доске:  в, о, об, и, не, из, но, с, а

-На какие группы можно разделить данные слова? (предлоги, союзы).

- Назовите предлоги (в, о, об, из, с). Назовите союзы (и, но, а).    (не).

-Запишите данные слова по группам.

ПРОВЕРКА по слайду. ОЦЕНИТЕ в листах

- Какую роль выполняют предлоги? … союзы? (Предлоги служат для связи слов в предложении; союзы служат для соединения однородных членов предложения  и  для  связи  простых предложений в составе сложного предложения.)

2. Стадия вызова.

 - Какое слово вы не записали? Почему?

- А у вас есть предположения, к какой части речи относится данное слово?

- Где мы точно можем это выяснить? (Можно прочитать правило в учебнике).

- Предлагаю обратиться за помощью к учебнику. (Правило  У. с. 89)

- Какая информация для вас оказалась новой? (НЕ – это служебная часть речи, которая называется частицей).

- Обратите внимание на слова, которые вы записали. Можем ли мы эти слова отнести к служебным частям речи? Докажите. (Да, т.к. предлоги и союзы не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, не бывают членами предложений, к ним нельзя поставить вопрос).

- НЕ относится к служебной части речи и называется частицей.

3. Формулирование темы и целей урока.

На слайде написаны пословицы:

  •  В чужом доме (не) указывают.
  •  (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
  •  Попусту (не) годовать – здоровья (не)видать .

- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

- Запишите тему в тетрадь. «Правописание НЕ с глаголами». (на слайде).

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на слайде.

1) расширить и углубить знания…;

2) учиться находить и правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .

Цель урока: 

  • расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами;
  • учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами;
  • уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

- Как будем добиваться поставленных целей?

IV. Работа по теме урока.

1.  - Предлагаю исследовать смысловое значение глаголов с частицей не и без неё.

- Объединитесь в пары и письменно выполните упражнение 123. (одна пара работает у доски). Выполните работу только с первыми четырьмя предложениями.

ПРОВЕРКА

– В чём особенность выделенных глаголов? (все глаголя записаны с частицей не)

– Какой смысл глаголам придаёт частицей не? (отрицание или утверждение)

- Как пишется частица не с глаголами? (раздельно)

- Сформулируйте вывод. (Глаголы с частицей не выражают отрицание или утверждение.  Глаголы с частицей не пишутся раздельно)

- ОЦЕНИТЕ работу в парах. (Устно по алгоритму пара, которая работала у доски)

ФИЗМИНУТКА

2. - А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?                             

                             (не указывают, не хвали, негодовать, не видать.)

- Проведите ещё одно исследование. Выполните работу в группах. Распределите эти глаголы на 2 группы. Подумайте по каким признакам будете делить слова.

                                        НЕ указывают                НЕгодовать

                                       НЕ хвали

                                      НЕ видать

- Что заметили? (глагол негодовать без частицы НЕ не употребляется).

- Вывод: есть такие глаголы, которые без частицы НЕ не употребляются.

- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

- Такие глаголы составляют исключения. Правописание этих слов нужно запоминать.  

3. – Продолжите работу со словами исключениями. Выполните её в парах. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные слова, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.

Упражнение

Сомневаться, удивляться - (НЕ)доумевать                              

Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие -(НЕ)истовствовать

Испытывать чувство сильной вражды, ненависти - (НЕ)навидеть    

Проявлять безудержную ярость, буйство - (НЕ)годовать                    

Болеть, плохо себя чувствовать - (НЕ)домогать

ПРОВЕРКА (дети зачитывают лексическое значение и слово)

- Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему?           ОЦЕНИТЕ работу в листах

- Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.

- Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение, раскрыли Лексическое Значение каждого глагола.

4. - Продолжите работу в группах. Попробуйте выстроить алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

http://doc4web.ru/uploads/files/3/2337/hello_html_ma2bf1ec.png

- Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно. 

- Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.

ОТВЕТ групп.

- Обобщите ваши рассуждения и сформулируйте правило о правописании НЕ с глаголами. 

Если слово в русском языке употребляется без частицы НЕ, пишем раздельно.

Если слово в русском языке не употребляется без частицы НЕ, пишем слитно.

ОЦЕНИТЕ работу в группах.

V. Закрепление.

- А сейчас закрепим полученные знания.

ИГРА «+ ИЛИ –»   Если слово пишется раздельно ставите «+», если слитно «–». Пользуйтесь алгоритмом.

(Не) стану мешать,

(не)доумевать по поводу ответа,

(не) хочу ссориться,

(не)годовать из-за опоздания,

(не) могу говорить,

ураган (не)истовствует.

Взаимопроверка по слайду.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ЛИСТАХ

VI. Рефлексия учебной деятельности. Анализ своих ошибок, подсчёт баллов.

- Вспомним цели нашего урока и закончим предложения данные на слайде.

Устная работа «Закончи предложение»

1. Сегодня мы узнали о …               3. Я научился…

2. Теперь я могу…                            4. Мне было трудно…

5. Своей работой я …

- Как вы считаете, есть ли необходимость вернуться к этой теме на следующем  уроке? Почему? 

- Попробуйте оценить работу класса в целом. Что получилось в нашей общей работе сегодня, а чего нам не хватало?

- Посчитайте общее количество баллов в карточке рефлексии.

Д/З: У. с. 92, упр. 126 или У. с. 90 упр. 124

- Вы хорошо потрудились на уроке. - Наш урок подошёл к концу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда – И та награда в нём самом. Сабир Абдулла

Слайд 2

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. А. Югов

Слайд 3

в о об из с и но а

Слайд 4

В чужом доме (не)указывают. (Не)хвали сам себя, есть лучше тебя. Попусту (не)годовать – здоровья (не)видать.

Слайд 5

Тема : Правописание не с глаголами. Цели: Расширить и углубить знания… Учиться находить и правильно писать … Уметь с помощью алгоритма применять правило … правописании НЕ с глаголами. НЕ с глаголами. правописания НЕ с глаголами. о.

Слайд 6

В чужом доме (не)указывают. (Не)хвали сам себя, есть лучше тебя. Попусту (не)годовать – здоровья (не)видать. Не указывают Негодовать не хвали не видать

Слайд 7

раздельно слитно не Нет Да Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно

Слайд 8

ИГРА «Плюс – минус» (Не) стану мешать. (Не)доумевать по поводу ответа. (Не) хочу ссориться. (Не)годовать из-за опоздания. (Не) могу говорить. Ураган (не)истовствует. + + + - - -

Слайд 9

Цели: Расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами. Учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами. 3. Уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

Слайд 10

Рефлексия Сегодня мы узнали о … Теперь я могу… Я научился… Мне было трудно… Своей работой я …

Слайд 11

Домашнее задание Упр. 124 на стр.90 в учебнике или Упр. 126 на стр.92 в учебнике Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Данная методическая разработка позволяет•         :   создать условия для открытия способа решения орфографической задачи -правописание безударных лич...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам»...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....

методическая разработка урока русского языка для 4 класса Глагол как часть речи

Урок русского языка позволяет систематизировать и обобщить знания о глаголе как части речи и его морфологических признаках.Минутка чистописания воспитывает каллиграфические навыки и даёт характеристик...