Правописание имен собственных. Класс:2.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Людмила Васильевна Шестиловская

УМК "Школа России". Технология дифференцированного обучения. Тип урока:комбинированный.Мечта каждого педагога научить всех детей- и умных, и талантливых, и не очень способных.Как это сделать. Техноогия уровневой дифференциации подходит для решения данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_imen_sobstvennyh.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание имен собственных. Класс:2. УМК: «Школа России».

Технология дифференцированного обучения

Тип урока: Комбинированный  урок.

Цели: формирование навыка грамотного письма в  правописании имен собственных

Задачи:

1. Образовательные:

  • улучшать умение различать название животного и его кличку;
  • совершенствовать навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных;
  • закреплять навык грамотного письма слов с изученными орфограммами;

2. Развивающие:

  • развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в группе;
  •  развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление;
  •  развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;
  •  развитие словарного запаса учащихся;

3. Здоровьесберегающие.

  • закреплять навык правильной посадки при письме;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • профилактика утомления учащихся

      4. Воспитательные:

  • воспитание аккуратности, усидчивости учащихся;
  • формировать интерес к изучению русского языка;
  • воспитание коммуникативных навыков;
  • воспитание любви к животным

Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД- организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные УУД– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных.

Используемые формы организации познавательной деятельности: Дифференцированная самостоятельная работа; фронтальная, работа в парах;

Методы  обучения: словесные, практические;

Оборудование и материалы:

Компьютер, словарь Ожегова учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г.  М: Просвещение, 2012 год, 1 часть;  разноуровневые карточки с заданиями; презентация по теме урока;

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

1.Организационный момент

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку 

читает наизусть стихотворение:

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем

И друг другу помогаем.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке –

Ручка, книжка и тетрадка?

- Раз всё в порядке продолжаем урок.

Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы с вами должны совершить путешествие, в ходе которого мы узнаем, какие слова пишутся с заглавной буквы.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

 выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникатив

ные:

 формирование  умения слушать и слышать.

Пальчиковая гимнастика.

Размять пальцы для красивого письма

   Чтоб красиво нам писать,

Надо пальчики размять.

Вот по парте ровной, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Ручку правильно держите

И красиво все пишите,

И тогда отметку пять

Все мы будем получать.

Ну что ж пришла пора узнать, куда мы направляемся.

За горами, за лесами
За широкими морями,
Не на небе на земле
Есть одна страна
В великом русском языке.

Прочитайте, пожалуйста, её название.

(БОЛЬШЕБУКОВКА)

 - Попробуйте назвать тему нашего урока

   Сегодня на уроке предстоит …

 уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

 закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных

Разминают пальчики

Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».

формулировка задач учащимися

Регулятивные:

нацеливание на красивое, правильное письмо

Чистописание.

Повторить правильность написания некоторых букв, слогов

Совершая путешествие, мы с вами постараемся узнать, почему эту страну назвали Большебуковка. Мы будем выполнять различные задания, и получать слова подсказки.

Да, дорога предстоит трудная. Нам необходимо будет пройти через густой лес, в котором живёт страшный “Буквоед”, перебраться через речку “Буковку”, пройти по улицам города “Буквинска” и заглянуть в замок королевы “Буквины”, которая поможет нам вернуться назад. В ходе нашего путешествия, мы будем вести дневник, в котором будем записывать всё самое интересное. А дневником будет служить ваша тетрадь.

Итак, сделаем первую запись.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку я, вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь

- Откройте тетради, запишите число.

Сегодня …..

Классная работа.

- Подчеркните точки, большую букву, опасные места.

- Сегодня в чистописании пишем букву К к ка ко ку кл

Выполняют запись  в тетрадях

Умение слушать и слышать

Регулятивные:

 учитывать правило при выполнении учебного задания;

Правильное написание букв, слогов

2.Проверка домашнего задания

Выявление затруднений

В течение всего нашего путешествия нам будет помогать наш друг “Пишичитай”. Но для того, чтобы он появился необходимо правильно прочитать буквы русского алфавита.

Словарная работа.

Установить правильность написания словарных слов

Запишите слово алфавит в тетради – это словарное слово и его написание нужно запомнить.(граф. обозн. орфограмм)

Что такое алфавит?

Работа с толковым словарём.

Работа в парах, самопроверка

Внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка

Регулятивные:

 Выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату

Коммуникатив

ные : адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок

Систематизировать безошибочное написание словарных слов

3.Актуализация знаний

Определить тему, цель и задачи урока

А впереди завал. Недавно по стране “Большебуковка” пронёсся ураган, и тропинку завалило камнями. Чтобы пройти дальше нужно его разобрать.

Нам необходимо расшифровать слово, и выполнить задание.

- Посмотрите на символы и составьте зашифрованное слово.

  • III группа

2

1

3

М

И

Я

  • II группа

5

3

4

1

6

2

К

И

Ч

К

А

Л

  • I группа

3

2

1

6

7

5

4

М

А

Ф

И

Я

Л

И

. Получились слова: имя, кличка, фамилия.

- Что обозначает слово кличка?

- С какой буквы пишутся клички?

Работают в группах: учащиеся от каждой группы выходят к доске и ставят карточки в правильном порядке

Формулируют тему и цели урока

Отвечают на вопросы

Умение слушать и слышать

Навыки сотрудничества, умение находить выход из спорных ситуаций

Повышение интереса к учебной деятельности

Регулятивные:

 учитывать правило при выполнении учебного задания;

Коммуникатив

ные: формулировать коррективные высказывания в рамках учебного диалога;

Коммуникатив

ные :;

- формулировать высказывания

Правописание имен собственных

4.Первичное усвоение новых знаний

Итак, наш путь лежит через густой лес, в котором живёт страшный “Буквоед” и чтобы мы спокойно прошли, нам нужно правильно выполнить его задания, и не угодить в ловушки, которые он расставил.

  • III группа

- Как тебя зовут? Дайте полный ответ на вопрос, записав свою фамилию, имя, отчество.

  • II группа

- Образуйте отчество и фамилию от имени Иван

  • I группа

Образуйте отчество и фамилию от имени Иван. Составьте и запишите предложение.

1-2 группа работает самостоятельно, 3 группа с помощью учителя

Умение слушать и слышать других. Высказывать свое мнение

Коммуникатив

ные : адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок

Систематизировать правило написание имен собственных

5.Первичная проверка понимания

Выявление умения соотносить кличку животного его внешним особенностям и  повадкам.

- Мы миновали в лесу ловушки “Буквоеда” и благополучно добрались до реки.

И теперь нам предстоит переправиться на другой берег. Мы с вами будем строить плот.

Для этого нам необходимо собрать брёвна.

На одних половинках написаны животные, нам нужно отыскать вторые половинки брёвен. Для этого прочитаем стихотворение.

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали коровенку.
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка.

Что заставило вас улыбаться? Что в стихотворении не так? Давайте наведем порядок и построим плот.

 

- Исправьте ошибку.

Дети исправляют:

собака Жучка

кошка Муренка

корова Буренка

Вывод: Кличка животного должна соответствовать внешним особенностям и повадкам животного.

Запишите название животного с маленькой буквы, а его кличку с большой.

  • III группа записывает название первого животного и его кличку.  
  • II группа записывает название третьего животного и его кличку, подчеркивает большие буквы и опасные места.  
  • I группа составит предложение со словами «собака Жучка».  

Проверка задания.

Отвечают на вопросы, исправляют ошибки, делают выводы, работают в группах

Навыки сотрудничества, умение находить выход из спорных ситуаций

Познавательные:

определять взаимосвязь между внешними особенностями, повадками животных и их кличками

Регулятивные:

 учитывать правило при выполнении учебного задания;

Коммуникатив

ные: формулировать высказывания в рамках учебного диалога;

Систематизировать правило написание имен собственных.

Правописание кличек животных.

Ну а нам пора возвращаться домой. И королева “Буквина” любезно предоставила нам транспорт. Отгадайте какой:

Чудо птица

Алый хвост

Полетела в стаю звёзд

(ракета)

Физкультурная минутка.

Переключить внимание учащихся, снять усталость

Музыкальная физкультминутка

Встали, надели скафандры, шлемы, пристегнули ремни, полетели (дети повторяют движения за учителем)

Выполняют ритмичные движения

Личностные: установка на здоровый образ жизни

6.Первичное закрепление

научить соотносить имя собственное и нарицательное

- Ребята, как вы думаете, что мы увидели из космической ракеты? 

- А как называется планета, на которой мы живём? 

- Предположите, как напишем слово Земля? 

- Подумайте, а всегда ли слово Земля мы будем писать с заглавной буквы?

- А у планеты Земля есть друзья и подружки – другие планеты?

  Работа по учебнику стр. 86   упр. 131

-Прочитайте.

- Какое задание вы будете выполнять?

- Выполните задание в парах.

- Проверьте и оцените себя

- Сделайте вывод, как же будем писать название планет?

- А какая планета уже не считается планетой?

Дифференциация работы по степени самостоятельности.

Все дети выполняют одинаковое упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Навыки сотрудничества в предложенной ситуации

Познавательные:

использовать приобретенные знания в практической деятельности Регулятивные:

-выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:  адекватно использовать речь для представления

Умения отличать имена собственные от нарицательных

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности

Но, чтобы благополучно вернуться домой, нужно выполнить последнее задание.

Объяснение домашнего задания (по выбору)

«3» - Учебник с.87 упр. 132.(1-2 строка)

 «4» - Учебник с.87 упр. 132.

«5»- Учебник с.87 упр. 132.+ 10 имен собственных из любых газет, книг, журналов и т.д.

Понимание выполнения домашнего задания

Познавательные: умение добывать информацию при работе с разными  источниками

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Закрепить умения правильно подбирать животному кличку

- Чему учились на уроке?

- Какие же слова мы будем писать с заглавной буквы?

Как называются слова, которые мы пишем с заглавной буквы?

- Как вы оцените себя на сегодняшнем уроке?

Чему научились на уроке?  

- Я научился…

- Я умею…

- Мне понравилось...

-Где могут пригодиться полученные знания?

Отвечают на поставленные вопросы

Умение необходимо для грамотного письма, для подписывания тетрадей, открыток, написание письма и т.п.

Навыки сотрудничества в предложенной ситуации

Познавательные:

использовать приобретенные знания в практической деятельности Регулятивные:

-выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Контроль, коррекция, оценка деятельности. 

III группа                                                                                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2

1

3

М

И

Я

5

3

4

1

6

2

К

И

Ч

К

А

Л

                                                                                                      II группа

I группа

3

2

1

6

7

5

4

М

А

Ф

И

Я

Л

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме "Правописание имен собственных" 4 класс

Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы "Слово" . На сл...

Урок русского языка в 1 классе. Правописание имен собственных . Путешествие в музей Имён.

Урок-пупешествие русского языка по теме :"Правописание имён собственных"...

1 класс Русский язык Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных

Предметная область: Русский языкКласс: 1Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных Тип урока: ОНЗ...

Урок русского языка во 2 классе "Правописание имен собственных"

Урок отнесен к разделу "Преподавание в начальной школе". Разработка урока русского языка "Правописание имен собственных" для 2 класса по программе "Школа 2100", с использованием информационных техноло...

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание имен собственных"

Данный материал составлен на основе УМК "Перспектива" 2 класс.Отвечает всем требованиям ФГОС....

Конспект и презентация к уроку «Имя собственное. Правописание имен собственных"», русский язык, 1 класс, «Перспектива»

Конспект и презентация урока «Имя собственное. Правописание имен собственных», русский язык, 1 класс, «Перспектива». Цель: научить видеть имена собственные и писать их с большой буквы.Планируемые...