Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushch.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных».

Цель: формировать умения распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных, развивать умения узнавать и писать собственные имена существительные.

Планируемые образовательные результаты:

Познавательные: осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
(По С. Михалкову)

На уроке мы будем писать, думать на нашем родном языке и сделаем в области русского языка открытие.

2. Минутка чистописания.

На доске записаны слова:

Маша, морковь, Москва, мороз, молоко.

- Ребята, что вы видите общего в этих словах? (Они все начинаются на букву м).

- Чем отличаются все слова? (Значением и написанием первой буквы).

-Как вы думаете, какую букву и буквосочетание будем сегодня писать? (М, м)

- Верно, посмотрите на доску и пропишите до конца строки в данной закономерности:

М, м, Мо, мо, Ми, ми

3. Актуализация знаний.

Посмотрите ещё раз на наши слова. Как вы думаете, какое слово является лишним? (Маша)

- Почему? (Оно не словарное).

- Запишите себе в тетрадь словарные слова, подчеркните буквы, которые нужно запомнить, поставьте ударение.

- Какой частью речи являются данные слова? (Именами существительными).

- Давайте вспомним, что мы знаем об именах существительных? (Называют предмет, отвечают на вопросы кто? и что?,  бывают одушевленные и неодушевленные, в единственном и во множественном числе).

- Какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным?

4. Постановка учебной задачи.

 Ребята, откройте учебник на стр. 15 и прочитайте упр. 22.

- Что вы заметили? (одни имена существительные пишутся с большой буквы, а другие с маленькой).

 - Почему? (Одни слова, которые написаны с маленькой буквы, называют общие предметы, а слова, которые написаны с большой буквы, называют какой-то определенный предмет - имя, улицу, село, город страну, фамилию).

Подумайте и скажите, над какой темой мы сегодня будем работать? (Заглавная и строчная буквы в словах).

- Что мы должны узнать на уроке? (Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы).

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Как вы думаете, какие из этих слов собственные, а какие нарицательные?

- Почему имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственные?

-  Проверка по правилу с. 15

- Давайте сделаем вывод. Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы?  (Имена собственные).

- Как пишутся имена собственные? (Они пишутся с большой буквы).

Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с заглавной буквы, другие – строчной. Давайте поработаем в тетрадях. Рассмотрим упражнение 23 на странице 16. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?

( Распределить слова на две группы. В одну группу записать имена собственные, во вторую – нарицательные).

Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.

V. Физкультминутка.

 Встали ровно! Немножко отдохнем.  Я называю слова, а вы, если услышите имена собственные будете хлопать,  а нарицательные –  приседать. 

Море, Лена, трава, астра, Енисейская, улица, Индия, кошка, ноутбук, Мурка, москвич, Красноярск, тучи, Орел, Аленушка, теленок,  Зорька. 

6. Закрепление знаний и способов действий.

Распределите собственные имена существительные по группам.

Имена, фамилии, отчества

Имена сказочных героев

Географические названия

Корней Иванович Чуковский, Иванов Андрей, Наталья Петровна, Буратино, Незнайка

 Золушка, Мойдодыр, Волга, Санкт-Петербург, Франция.

Запиши собственные имена существительные:

(В,в)енгрия, (И,и)ндюк, (З,з)везда, (О,о)ксана, (Л,л)андыш, (Г,г)ород, (Ж,ж)улька, (А,а)настасия, (О,о)сина, (Д,д)иректор, (В,в)енера, (К,к)арась.

Найдите ошибки. Запишите слова, исправляя ошибки:

курочка Ряба, яхта «Победа», ученик артём, Попугай Кеша, прилетел Воробей, космонавт Гагарин, улица цветочная.

7. Итог урока. Рефлексия.

Какими понятиями мы сегодня овладели на уроке? Оцените свою работу на уроке:

- Кому всё понятно, и вы были уверены, то покажите зеленый смайлик, если вам было трудно, то покажите жёлтый смайлик, кому на уроке было очень трудно, покажите красный смайлик.

8. Домашнее задание: упр.25 с. 16, правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"

Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по русскому языку 2 класс.«Заглавная буква в именах собственных».

Данный урок нестандартный потому что, на уроке применена технология проблемного обучения.Проблема:  В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы...