Имена собственные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Устимова Алла Александровна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sobstvennye_urok.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 1 КЛАССЕ

ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНИЯ»

Авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Тема: «Собственные имена»

Выполнила студентка 4 курса

социально-педагогического факультета

Ткаченко (Гусева) Алла Александровна

ст. Ленинградская

2011

Тип урока: урок изучения нового материала.

             Цели: -познакомить учащихся с правилом написания слов, обозначающих клички животных, названия городов, рек, морей и др.;

        учить различать название животного и его кличку;

        формировать умение отличать имена собственные и нарицательные, умение правильно писать собственные имена;

        -развивать умение употреблять заглавную букву в ФИО;

        развивать речь, внимание, мышление, наблюдательность, логическое мышление; умение сравнивать, группировать, делать выводы; способствовать обогащению словарного запаса;

        -воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, расширять кругозор учащихся; прививать любовь и бережное отношение к животным, к родной станице и к стране.

               Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

             I. Организационный момент.

        Слайд 1.

            Прозвенел и смолк звонок,

           Повнимательней, дружок,

            Начинается урок!

        Слайд 2.

          Проверьте, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

           II. Чистописание.

             Чтобы красиво писать,

           Надо ручки нам размять. («Солнышко»)

        Слайд 3.

           Утро настало, солнышко встало,

           Эй, братец Федя,

             Вставай и разбуди соседей.

             Вставай, большак!

             Вставай, указка!

             Вставай, середка!

             Вставай, сиротка!

            И крошка Митрошка!

                Привет, ладошка!

            Все потянулись и проснулись!

        ______

        Откройте тетради, запишите число, «в классе».

        Слайд 4.

             Написания каких букв мы сегодня будем повторять? (заглавная и строчная буквы Вв).

        _____

                  Соединения каких букв будем писать? (Вв, Во, Вм).

                 Напишите до конца строчки красиво, стараясь.

               III. Словарная работа.

Сегодня мы познакомимся с написанием двух новых слов. Посмотрите на доску и скажите, что это за слова.

        Слайд 5.

        ВОРОБЕЙ

Поставьте ударение (на 3-ий слог); а 1-ый и 2-ой – безударные, их нужно запомнить, пишутся с буквами О.

На следующей строчке с маленькой буквы всю строчку запишите это слово, подчеркните безударные гласные.

        Слайд 6.

Второе слово ВОРОНА (разбор аналогичный). Запись на следующей строке.

             IV. Повторение изученного ранее.

        Слайд 7.

Какие слова называются одушевленные? (отвечают на вопрос «кто?»), а неодушевленные (что?). Посмотрите на слайд и назовите одушевленные…, неодушевленные.

Скажите, для чего нужны заглавные буквы?

Сейчас я буду называть слова, если они пишутся с заглавной буквы – хлопните в ладоши. (дом, Даша, машина, рука, Иванов, зима, Елизавета, дерево, Сергеевич, ромашка, роза-Роза).

Почему вы хлопнули (не хлопнули), услышав слово «роза».

             V. Сообщение темы урока.

        Посмотрите на слайд (тот же самый) и скажите, как одним словом можно назвать все эти слова (н а р и ц а т е л ь н ы е).

Ребята, придумайте имя мальчику и девочке.

Мальчиков в классе много, а Дима – один, и Аня одна.

Так вот, сегодня мы познакомимся с новой группой слов, которая называется

        Слайд 8.

И м е н а   с о б с т в е н н ы е. Мы будем учиться отличать имена собственные от нарицательных; узнаем, какие слова называются собственными и как они пишутся.

        Слайд 9.

        ФИЗМИНУТКА

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на стульчик сесть опять.

            VI. Изучение нового материала.

        Слайд 10.

Посмотрите на доску. Кого вы там видите? (котят). Их много и они все – котята, поэтому слово «котенок» - нарицательное. У каждого котенка есть своя кличка – с о б с т в е н н о е. И девочка – нарицательное, а имя девочки – собственное.

        Слайд 11.

Прочтите стихотворение.

Жили-были дед, да баба

С маленькою внучкою.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкою,

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была у них

Курица Буренка.

А еще у них была

Собачка Мурка.

А еще коровка –

Сивка да Бурка.

Назовите животных, которые жили у деда с бабой ( кошка, жеребенок, курица, собачка, коровка). На следующей строке в столбик запишите названия животных. Как писать животных? (с маленькой буквы, т.к. это нарицательные).

кошка        Мурка

жеребенок         Сивка или Бурка

курица        Хохлатка

собачка        Жучка

коровка         Буренка

правильно ли даны клички животным? (нет). А как правильно? Во второй столбик запишите правильные клички. Как нужно писать? (с большой буквы, т.к. это собственные имена).

        Слайд 12.

Вывод (хором): кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

        Слайд 13.

Вывод (хором): клички животных – это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

        Слайд 14.

Посмотрите на доску. Какую бы вы дали кличку вороне? Сороке? Воробью?

К а р к у ш а          Б е л о б о к а           Ч и р и к

Как написать клички животных? (с большой буквы).

        Слайд 15.

Распределите слова в 2 столбика.

собственные                         нарицательные

Анна         женщина

Иванов        лодка

Мурка        река

Сергеевич        ласточка

Москва        мальчик

С какой буквы пишутся собственные? Нарицательные?

        Слайд 16-21.

        ФИЗМИНУТКА (упражнения для глаз)

        Слайд 22.

        Проблемный вопрос.

Читая книгу я увидела, что слово «лев» написано с маленькой буквы, а затем встретила это же слово, но уже с большой буквы. Могло ли так быть?

Существует много таких слов, которые можно написать как с большой, так и с маленькой буквы, а чтобы не сделать ошибку, необходимо знать значение этого слова.

        Слайд 23-26.

С какой буквы написаны слова? Почему? (Орел-орел, Рыжик-рыжик, Роза-роза, Лев-лев).

Какие буквы необходимо вставить? ( В саду Роза поливала розу).

(Шарик-шарик, Тигр-тигр).

воздушный шарик - охраняет дом Шарик

река Тигр – хищный зверь тигр

        Слайд 27-36.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия)

Назовите столицу России (Москва)

Назовите станицу, в которой мы живем (Кущевская)

Назовите свой адрес.

А сейчас мы с вами отправимся в город Волгоград. Это большой город на реке Волге.

Прочитайте названия и добавьте нужные слова

Индийский        океан

Черное        море

Ока        река

Байкал        озеро

Какие из этих слов имена собственные?

        Слайд 37.

Вывод (хором): названия стран, городов, деревень, улиц, рек, озер, морей, океанов – это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

             VII. Закрепление изученного.

        Слайд 38.

        Картинный диктант.

Посмотрите на доску. Что вы видите? Вам необходимо вместо точек и картинок подставить подходящие слова. (запишите)

        Летом Катя и Иван жили в деревне Сосновка. По утрам Катя кормила кошку Мурку, а Иван - собаку Рекса. Во дворе у дедушки Гриши жили корова Буренка, коза Милка и петух Крикун.

        Слайд 39.

А теперь прверьте.

            VIII. Итог урока.

           Что нового вы узнали?

        Слайд 40, 41.

                Как пишутся имена собственные?

              IX. Домашнее задание.

Ребята, дома вы должны будете выучить правила в учебнике на странице 19 и 21.

        Слайд 42.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак!

        На этом урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Урок русского языка по программе Л.В. Занкова по теме: "Имена собственные"

Урок разработан с учёто методических требований системы Л.В.Занкова согласно возрасных особенностей детей...

Имена собственные.

Используя иллюстрацию, придумать фамилии....

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"

Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....

Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."

Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова.  Тема «Имена  собственные.  Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...

Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.

Открытый урок.Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных....