Главные вкладки

    Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. УМК "Перспектива"
    рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

    Арикайнен Татьяна Анатольевна

    Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. Автор Л.Ф. Климанова 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote_chtenie.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по обучению грамоте

    (обучение чтению)

    1 класс

    Программа  «Перспектива»

                                                                                        Автор учебника: Л.Ф. Климанова


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

    1. Климанова, Л.Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1 – 4 класс / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.
    2. Климанова, Л.Ф. Азбука. 1 класс :  учеб. Для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. /    Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2011.
    3. Климанова, Л.Ф. Читалочка : дидактический материал для 1 класса начальной школы / Л.Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2010

    В первом классе на обучение грамоте (чтение) отводится 92 часа (4 часа в неделю), из них 6 часов включены в фазу совместного проектирования и планирования учебного года, 86 часов – в фазу постановки и решения системы учебных задач.

    Обучение грамоте (чтение) является начальным этапом изучения русского языка, а следовательно цели, реализуемые посредством предметного курса «Русский язык», соотносятся с целями, преследуемыми на уроках по обучению грамоте (чтению), а именно:

    • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и совершенствование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления (познавательный аспект);
    • выработка коммуникативной компетенции учащихся (социокультурный аспект).

    Задачами курса являются:

    • создание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
    • совершенствование диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений;
    • воспитание нравственных и эстетических чувств;
    • создание условий для творческой деятельности.


    Содержание учебного предмета

    Структура курса

    Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.

    I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап) (20 ч).

    Мир общения.

    Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.

    Слово в общении.

    Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

    Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

    Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

    Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.

    «Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.

    Рисунки и предметы в общении.

    Предыстория письменной речи.

    Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи.

    Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.

    Сообщения, записанные знаками-символами.

    Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

    Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.

    Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.

    Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении

    с людьми, средства общения.

    Слово как главное средство общения.

    Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.

    Звуковая структура слова.

    Звуки в природе.

    Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.

    Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).

    Звучание и значение слова.

    Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).

    Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).

    Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.

    Слова и слоги. Ударение в слове.

    Слог - минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово - номинативная (назывная) единица, слог - единица произношения. Слогообразующая функция гласных.

    Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.

    Смыслоразличительная роль ударения (замок - замок, кружки – кружки).

    Слово и предложение.

    Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.

    Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца

    Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и до этических текстов.

    Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.

    II. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (55 ч).

    Гласные звуки и буквы.

    Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.

    Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).

    Звучание и значение слова.

    Согласные звуки и буквы.

    Согласные звуки, обозначение их буквами.

    Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.

    Смыслоразличительная функция звуков.

    Мягкие и твердые согласные.

    Обозначение на письме мягкости согласных.

    Звонкие и глухие согласные.

    Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.

    Открытый и закрытый слоги.

    Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.

    Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.).

    Буквы е, ё, ю, я.

    Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука [й'] и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).

    Буквы ь и ъ.

    Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.

    Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

    Употребление ь и ъ как разделительных знаков.

    Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.

    Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.

    Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).

    Повторение - мать учения! Старинные азбуки и буквари.

    Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).

    Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.

    III. Про все на свете (послебукварный этап) (11 ч).

    Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику.

    Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).

    Звуко-слоговой состав слов.

    Слово и предложение.

    Знаки препинания в конце предложения.

    Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.

    Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.

    Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.

    Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.

    После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

        Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательность звуков в слове, фиксирование их звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

         Различие гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких  фонем, знаково-символическое их обозначение. Различие согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

        Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

    Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение  позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ, ь как разделительных знаков.

        Знакомство с русским алфавитом как последовательности букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

      Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

    Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе  к чтению целыми словами). Орфоэпические чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

    Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

         Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

    Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

    • Раздельное написание слов;
    • Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
    • Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
    • Употребление ъ и ь как разделительных знаков;
    • Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
    • Перенос слов по слогам без стечения согласных;
    • Знаки препинания в конце предложения.

    Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

         Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

        Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии  сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

        Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты:

    1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
    3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
    4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
    5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

    Метапредметные результаты:

    1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    2.    Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
    3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
    4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
    6.   Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
    7. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
    8. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
    9. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
    10. Определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
    11. Готовность конструктивно разрешать конфликты, с учетом интересов сторон и сотрудничества.

    Предметные результаты:

    1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
    2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
    3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
    4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
    5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
    6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
    7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    1. Дополнительная литература.
    1. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н.Б.Вершинина. – Волгоград : Учитель, 2011.
    2. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А.Б. Воронцов        [и др.] ; под. ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
    3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли : система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
    1. Интернет-ресурсы.
    1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.  – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
    2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
    3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1 september.ru
    4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education
    5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
    6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx?ob_no=12371
    1. Информационно-коммуникативные средства.
    1. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обучение грамоте. 1 класс» (CD).
    2. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой. 1 класс (1 CD).

    1. Наглядные пособия.
    1. Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте» (веера).
    2. Комплект наглядных пособий «Набор букв русского алфавита» (256 карточек).
    3. Комплект наглядных пособий «Русский алфавит» (4 табл. + 224 карточки).
    4. Комплект наглядных пособий. «Русский язык. Звуки и буквы русского алфавита» (2 табл. + 128 карточек)
    5. Комплект наглядных пособий «Русский язык. 1 класс. Обучение грамоте» (16 табл.)
    1. Технические средства обучения. 

    1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

    2. Телевизор.

    3. Компьютер.

    4. Мультимедийная доска.

    1. Учебно-практическое оборудование.

    1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

    2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

    1. Специализированная учебная мебель.

    Компьютерный стол.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

    Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

    Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

    Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

    Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

    Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

    В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...

    Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

    Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

    Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

    Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

    Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Программа "Гармония"

    Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Программа "Гармония"...