Урок русского языка по теме Мяггкий знак в конце сущ. после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Елена Алексеевна Шишова

Урок руского языка в 3 класссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya_konkurs.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) при изучении темы « мягкий знак в конце имени существительного после шипящих».

Задачи:

  1.  Формировать учебно- познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; а также способность к самооценке на основе критериев успешности.(личностный результат)
  2. Формировать умения :принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия; проводить классификацию по заданным критериям; устанавливать  причинно-следственные связи; владеть диалогической формой речи(метапредметный результат.)

Русский яз. Формировать умения определять вид орфограммы по опознавательным признакам и применять правило правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

Ход урок

1. Самоопределение к деятельности.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Для нашей работы мне понадобятся ваше внимание, знания и стремление познакомится с новым.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Работа в парах.

Наш урок начнём со словарной работы, откройте тетради, с красной строки записываем слова ,которые вы увидите на иллюстрациях.

тетрадь, пальто, коньки, картофель, воробьи, Ванька, корабль.

Проверьте себя по эталону на слайде. Прочитайте данные слова. Чем схожи эти слова? (Во всех словах пишется ь, все слова относ к им сущ.)

 Что такое имя существительное?  Что ещё может иметь имя существительное? (Имеет род.) Какой? Как изменяется? (Изменяется по числам и падежам.)

 На какие две группы мы можем разделить эти слова? (Собствен. И нариц. , одуш. Неодуш.).

Какую роль мягкий знак играет в этих словах? (воробьи – раздельтел. Остальные слова - смягчающий)

Посмотрите на слайд. Прочитайте слова: дочь ,врач, вещь, ковш, мышь, рожь, нож, товарищ.

Что общего ? (В конце шипящие звуки на конце слова) Назовите их.(ш, щ,ч,ж)

С какой проблемой мы можем столкнутся при написании этих слов?(писать или нет ь.)

Какую цель нам нужно достичь? (узнать в каких случаях пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих)

Работа в парах. Один у доски. Разделите слова на 2 столбика. По какому признаку вы их разделили?(по наличию ь ) По какому еще признаку мы можем разделить?(по родам)

Ж. Р.

М. Р.

ночь

ёж

мышь

плащ

рожь

нож

печь

ключ

 Какой вывод можно сделать, чтоб не ошибиться при написании ь ? (нужно определять род)

Давайте проверим наш вывод. Откройте учебники на с.31 и прочитайте правило.

Что нового вы узнали о мягком знаке, прочитав правило?(показывает ж. р.)

4. Построение проекта выхода из затруднения. Наблюдение языкового материала, анализ.

Составим алгоритм.

Что необходимо сделать первым ,чтобы понять нужно ли нет писать мягкий знак на конце существительных после шипящих?(определить род) это первый шаг

Один у доски. Составь алгоритм в правильном порядке. Остальные на листах, отмечают последовательность шагов алгоритма.

Алгоритм:

 1. Определить часть речи.

 2. Определить род.

 3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

 4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

5.Первичное закрепление во внешней речи.

2)Игра «Четвёртый лишний»

Каждый по цепочке, убирает 1 лишнее слово и объясняет почему пользуясь алгоритмом.

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

 Туш… ключ….вещ…. печ….

 Грач….помощ…. палач….калач….

Малыш… тишь… полночь… дичь…

Багаж … ковш… мяч..  мелоч…

Прочитайте правило на стр 32. Раз это орфограмма , мы и будем ее выделять как орфограмму, подчеркивать. Шипящий подчеркиваем 2 чертами ь одной и сверху пишем род им существительного.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

Первое словосочетание разбираем со мной по алгоритму. По цепочке к доске

Веселая молодежь(ж р),колючий ёж (м р), скорая помощь (ж р), теплый плащ (м р), хорошая речь (ж р), серая мышь (ж р), лесная глушь (ж р), ночная тишь (ж р)

Делаем вывод : чтобы узнать нужно ли ставить ь, необходимо определить род им. Существительного, если м р не пишем ь, если ж р пишем ь.

8. Включение в систему знаний и повторений.

Определите слово по лексическому значению, запишите в нужный столбик, выделите орфограмму, подпишите род.

  • Растение на болоте (камыш).
  • Бывает устная и письменная... (речь).
  • Суп со свёклой и с другими овощами (борщ).
  • Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками (ёж).
  • Небольшой грызун с острой мордочкой (мышь).
  • Часть суток, с вечера до утра (ночь).

Прочитайте 1, и 2столбик

1)ж.р.                      2) м.р.

Речь                              камыш

Мышь                           борщ

Ночь                                 ёж

9. Рефлексия.

Какая цель была на уроке? (Узнать в каких случаях пишется ь в конце существительных после шипящих)

Достигли мы этой цели?

Какими способами мы решили нашу проблему? (составили алгоритм.)

Оцените, свою работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...