Урок русского языка в 4 классе ( 3 четверть).учитель Хомушку Шериг-оол Оолакович.МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурака Республики Тыва.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Закреплять и  проверять знания учащихся по теме; совершенствовать  навыки определения окончаний имен прилагательных; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе и народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedakademy@pedakademy.ru22.28 КБ
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе ( 3 четверть).учитель Хомушку Шериг-оол Оолакович.МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурака Республики Тыва.

Тема урока. Обобщение знаний об именах прилагательных.

Тип урока: закрепление изученного материала.

4 класс (национальная школа) по программе Т.Г. Рамзаевой.

Цели: закреплять и  проверять знания учащихся по теме; совершенствовать  навыки определения окончаний имен прилагательных; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе и народу.

Планируемые результаты

Предметные:

распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные;

составлять устный текст.

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу, решить ее под руководством учителя;

планировать результат обучения;

делать вывод по наблюдениям;

составлять связное монологическое высказывание;

вступить в диалог, высказывать свою точку зрения.

Личностные:

проявлять интерес к русскому языку;

понимать красоту и уникальность природы.

Межпредметные связи: чтение; работа над текстом.

Оборудование. Учебник «Русский язык» 4 класс, (автор Т.Г. Рамзаева), рабочая тетрадь, проектор,

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

-Здравствуйте! Подарили друг другу улыбки и тихо сели.

  1. Мотивация познавательной деятельности.

-  Не правда ли, сегодня  прекрасная погода!

На дворе чудесная пора! А какая, вы скажите, отгадав загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?  (Весной)

Кто мне скажет, сейчас какой месяц? (Февраль).

- Что вы можете рассказать о феврале месяце?

(По лунному календарю февраль - начало весны. Значит,  можно сказать, что наступила весна. Какая весна наступила? Ранняя весна. Недавно мы праздновали Шагаа. Шагаа – это Новый год и наступление весны. Вот,  почему наш тувинский народ  празднует Шагаа в феврале).

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. (Светлый, солнечный, прекрасный и т.д)

- Весна, замечательное, прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

3. Определение темы урока и постановка цели урока.

- Что обозначают эти слова и на какой вопрос отвечает?  Какова тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы научимся не только определять имена прилагательные, но и убедимся, какую важную роль играют в нашей жизни.

Ещё поговорим об изменениях в природе, о первых весенних цветах,  о необходимости их охранять и беречь.

 Прочитайте, пожалуйста, стихотворение Г.Ладонщикова;    (Слайд 1)

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идёт повсюду,

Гонит зиму со двора.

- Расскажите, какие признаки весны вы почувствовали  в стихотворении?

У: - Каждое время года красиво и неповторимо своей красотой.

Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Назовите друзей весны.

Д: Перелётные птицы, цветы.

У: А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку.

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Что это? (подснежник)

У: - Правильно, это подснежник – первый весенний цветок. (Слайд 2. Подснежник))

 Вот как пишет один поэт: «Самый храбрый из первоцветов – подснежник». 

И посвятил ему стихи: (Поэт Иванов)

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра, и радости, и счастья к человеку!

  1. Работа в тетрадях.

Запишите сегодняшнее число.

а) Чистописание.

Ая  яя  его ему ом ем   ыми   ими   ей   ые  ие.

У: - Что напоминает  чистописание? Где можно встретить такие буквосочетания (окончания имен прилагательных)

  1. Фронтальная работа.

У: - Какие весенние месяцы знаете?

Д:  Март, апрель, май – весенние месяцы.

У: Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы.

В первом предложении  найдите прилагательные с существительным.  

Д: Последнего снега, первых цветов.

У: - В первом предложении  используется прилагательное «последний» для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слова «пушистый, серебристый». Как вы думаете, почему взяли это слово?

(прилагательное последний наиболее точно описывает снег).

У: - С какой частью речи связано имя прилагательное? (Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и образует с ним словосочетание. Главным словом является существительное, от него задаётся вопрос, например, море (какое?) синее, в словосочетаниях прилагательное стоит перед существительным, например, синее море).

У: - Каким членом предложения является прилагательное в предложении? (второстепенным членом)

У: - С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

Д: - Имена прилагательные нужны для точности описания предмета.

У: - С помощью имен прилагательных,  что можно описать у существительных? (величину, форму, вкус, цвет, качество, размер  и т.д.)  Всё это называется одним словом: признаки.

У: - Как изменяется имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное изменяется по родам, по числам и по падежам.

У: Какие весенние цветы вы знаете?

Д: Подснежник, мать-и-мачеха, медуница и т.д.                                                                                        

У: Почему их мы называем первоцветами?

Д: Это первые цветы появляются после холодной зимы, когда даже не везде растаял снег. Они быстро вырастают, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами. Летом первоцветы увянут. Кажется, что они погибли, но они спят и готовятся к следующей весне.

  1. Проверка самостоятельной работы.

У: - Посмотрите на экран, там записан текст. Вам нужно выписать словосочетания – имена прилагательные с именами существительными и определить падеж. (Слайд 3).

Пробудились весенние цветочки. Солнечным днём на лесной проталинке появились жёлтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.

У: - О каких цветах пишутся?  А теперь послушайте, почему цветок назван мать-и-мачехой.

Листья у растения снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.

У: С какими словами я описывал цветок?

Д: Пушистые, мягкие, блестящие, холодные.

У:  Медуница. За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Ещё её называют  пахучей.  (Пахучий - это значит, что душистая, ароматная)

У: А теперь вы скажите, почему цветок назван подснежник?

Дети  отвечают.

У: Опишите, пожалуйста, подснежника.

Д: Подснежник ….

У: Вот как пишет один поэт: «Самый храбрый из первоцветов – подснежник». 

И посвятил ему стихи: (Поэт Иванов) (Слайд 4)

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра, и радости, и счастья к человеку!

  1. Физкультминутка.

Наши тонкие цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

  1. Контроль и самоконтроль.

У: Ребята, давайте поиграем в игру «Почтальон».

Условие игры: У почтальона в руках карточки именами прилагательными. Адресатами будут дети. У них в руках карточки (на карточках написаны падежи), почтальон должен доставить карточки по адресам, т.е. найти карточки с теми прилагательными, к которым они относятся. Выигрывает почтальон, который правильно и быстро других доставить свои карточки по адресам.

По синему небу, по родной стороне, со старшим братом, ……….

Взаимопроверка. Правильно ли доставил почтальон карточки?

Творческая работа.

У: - Улыбнулось весеннее солнышко. Скоро снег растает. Земля наряжается в праздничный наряд.

А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своём описании.

Д: - Прилагательное.

У: - Вставьте в текст подходящие имена прилагательные и  сделайте

 разбор по членам первых двух предложений.

Наступила ….   весна.  … подснежниками покрываются  поляны. Радостно человеку смотреть на …. цветы.  Поля, луга, леса чаруют …. зеленью.

( ранняя, красивыми, чудесные, сочной).

У: - Как определить падеж имени прилагательного? Определите падеж имен прилагательных.

Д: Падежи имени прилагательного можно узнать по падежу имени существительного, с которым оно согласовано.

У: - Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях, в парках цветут разнообразные растения, но многие первоцветы и растения стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу.  

Кто знает о Красной книге?

«Красной» она называется потому, что красный цвет – знак опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

Ведь недаром говорится: «Поймал бабочку – она погибла, сорвал цветок – он увял, и тогда стало понятно, что прикасаясь руками, мы губим красоту и природу!

Чтоб не губить красоту и  природу к ним  можно прикоснуться лишь сердцем.

Что значит прикоснуться сердцем?

Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни лесные цветы. Пусть они цветут, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Нужно запомнить правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком».

У: Скажите, с приходом весны,  какой праздник отмечаем?

Д: Восьмое марта - мамин день.

У: Самый прекрасный праздник - 8 марта. Мы в этот день поздравляем своих мам, бабушек. Давайте, сегодня напишем самые красивые поздравительные слова нашим мамам и бабушкам.

Выполнить мини-проект «Имена прилагательные в словах-пожеланиях»

Ученики достают  приготовленные открытки-поделки и будут в нём писать поздравительные слова.

У: Какие слова-пожелания мы напишем?

(крепкого здоровья, больших успехов, преданных друзей, долгих лет, счастливой жизни, хорошего настроения и т.д.)

Презентация творческих работ.

После работы 2-3 ученика читают свои поздравления.

9.Домашняя работа.

Написать несколько предложений о красоте весеннего леса.

10. Рефлекция.

- Кому было интересно на уроке? А кому было не интересно?

- Кому было легко работать на уроке?

- Благодарю за урок.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе ( 3 четверть).учитель Хомушку Шериг-оол Оолакович.МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурака Республики Тыва.

Тема урока. Обобщение знаний об именах прилагательных.

Тип урока: закрепление изученного материала.

4 класс (национальная школа) по программе Т.Г. Рамзаевой.

Цели: закреплять и  проверять знания учащихся по теме; совершенствовать  навыки определения окончаний имен прилагательных; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе и народу.

Планируемые результаты

Предметные:

распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные;

составлять устный текст.

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу, решить ее под руководством учителя;

планировать результат обучения;

делать вывод по наблюдениям;

составлять связное монологическое высказывание;

вступить в диалог, высказывать свою точку зрения.

Личностные:

проявлять интерес к русскому языку;

понимать красоту и уникальность природы.

Межпредметные связи: чтение; работа над текстом.

Оборудование. Учебник «Русский язык» 4 класс, (автор Т.Г. Рамзаева), рабочая тетрадь, проектор,

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

-Здравствуйте! Подарили друг другу улыбки и тихо сели.

  1. Мотивация познавательной деятельности.

-  Не правда ли, сегодня  прекрасная погода!

На дворе чудесная пора! А какая, вы скажите, отгадав загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?  (Весной)

Кто мне скажет, сейчас какой месяц? (Февраль).

- Что вы можете рассказать о феврале месяце?

(По лунному календарю февраль - начало весны. Значит,  можно сказать, что наступила весна. Какая весна наступила? Ранняя весна. Недавно мы праздновали Шагаа. Шагаа – это Новый год и наступление весны. Вот,  почему наш тувинский народ  празднует Шагаа в феврале).

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. (Светлый, солнечный, прекрасный и т.д)

- Весна, замечательное, прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

3. Определение темы урока и постановка цели урока.

- Что обозначают эти слова и на какой вопрос отвечает?  Какова тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы научимся не только определять имена прилагательные, но и убедимся, какую важную роль играют в нашей жизни.

Ещё поговорим об изменениях в природе, о первых весенних цветах,  о необходимости их охранять и беречь.

 Прочитайте, пожалуйста, стихотворение Г.Ладонщикова;    (Слайд 1)

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идёт повсюду,

Гонит зиму со двора.

- Расскажите, какие признаки весны вы почувствовали  в стихотворении?

У: - Каждое время года красиво и неповторимо своей красотой.

Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Назовите друзей весны.

Д: Перелётные птицы, цветы.

У: А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку.

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Что это? (подснежник)

У: - Правильно, это подснежник – первый весенний цветок. (Слайд 2. Подснежник))

 Вот как пишет один поэт: «Самый храбрый из первоцветов – подснежник». 

И посвятил ему стихи: (Поэт Иванов)

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра, и радости, и счастья к человеку!

  1. Работа в тетрадях.

Запишите сегодняшнее число.

а) Чистописание.

Ая  яя  его ему ом ем   ыми   ими   ей   ые  ие.

У: - Что напоминает  чистописание? Где можно встретить такие буквосочетания (окончания имен прилагательных)

  1. Фронтальная работа.

У: - Какие весенние месяцы знаете?

Д:  Март, апрель, май – весенние месяцы.

У: Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы.

В первом предложении  найдите прилагательные с существительным.  

Д: Последнего снега, первых цветов.

У: - В первом предложении  используется прилагательное «последний» для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слова «пушистый, серебристый». Как вы думаете, почему взяли это слово?

(прилагательное последний наиболее точно описывает снег).

У: - С какой частью речи связано имя прилагательное? (Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и образует с ним словосочетание. Главным словом является существительное, от него задаётся вопрос, например, море (какое?) синее, в словосочетаниях прилагательное стоит перед существительным, например, синее море).

У: - Каким членом предложения является прилагательное в предложении? (второстепенным членом)

У: - С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

Д: - Имена прилагательные нужны для точности описания предмета.

У: - С помощью имен прилагательных,  что можно описать у существительных? (величину, форму, вкус, цвет, качество, размер  и т.д.)  Всё это называется одним словом: признаки.

У: - Как изменяется имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное изменяется по родам, по числам и по падежам.

У: Какие весенние цветы вы знаете?

Д: Подснежник, мать-и-мачеха, медуница и т.д.                                                                                        

У: Почему их мы называем первоцветами?

Д: Это первые цветы появляются после холодной зимы, когда даже не везде растаял снег. Они быстро вырастают, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами. Летом первоцветы увянут. Кажется, что они погибли, но они спят и готовятся к следующей весне.

  1. Проверка самостоятельной работы.

У: - Посмотрите на экран, там записан текст. Вам нужно выписать словосочетания – имена прилагательные с именами существительными и определить падеж. (Слайд 3).

Пробудились весенние цветочки. Солнечным днём на лесной проталинке появились жёлтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.

У: - О каких цветах пишутся?  А теперь послушайте, почему цветок назван мать-и-мачехой.

Листья у растения снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.

У: С какими словами я описывал цветок?

Д: Пушистые, мягкие, блестящие, холодные.

У:  Медуница. За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Ещё её называют  пахучей.  (Пахучий - это значит, что душистая, ароматная)

У: А теперь вы скажите, почему цветок назван подснежник?

Дети  отвечают.

У: Опишите, пожалуйста, подснежника.

Д: Подснежник ….

У: Вот как пишет один поэт: «Самый храбрый из первоцветов – подснежник». 

И посвятил ему стихи: (Поэт Иванов) (Слайд 4)

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра, и радости, и счастья к человеку!

  1. Физкультминутка.

Наши тонкие цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

  1. Контроль и самоконтроль.

У: Ребята, давайте поиграем в игру «Почтальон».

Условие игры: У почтальона в руках карточки именами прилагательными. Адресатами будут дети. У них в руках карточки (на карточках написаны падежи), почтальон должен доставить карточки по адресам, т.е. найти карточки с теми прилагательными, к которым они относятся. Выигрывает почтальон, который правильно и быстро других доставить свои карточки по адресам.

По синему небу, по родной стороне, со старшим братом, ……….

Взаимопроверка. Правильно ли доставил почтальон карточки?

Творческая работа.

У: - Улыбнулось весеннее солнышко. Скоро снег растает. Земля наряжается в праздничный наряд.

А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своём описании.

Д: - Прилагательное.

У: - Вставьте в текст подходящие имена прилагательные и  сделайте

 разбор по членам первых двух предложений.

Наступила ….   весна.  … подснежниками покрываются  поляны. Радостно человеку смотреть на …. цветы.  Поля, луга, леса чаруют …. зеленью.

( ранняя, красивыми, чудесные, сочной).

У: - Как определить падеж имени прилагательного? Определите падеж имен прилагательных.

Д: Падежи имени прилагательного можно узнать по падежу имени существительного, с которым оно согласовано.

У: - Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях, в парках цветут разнообразные растения, но многие первоцветы и растения стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу.  

Кто знает о Красной книге?

«Красной» она называется потому, что красный цвет – знак опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

Ведь недаром говорится: «Поймал бабочку – она погибла, сорвал цветок – он увял, и тогда стало понятно, что прикасаясь руками, мы губим красоту и природу!

Чтоб не губить красоту и  природу к ним  можно прикоснуться лишь сердцем.

Что значит прикоснуться сердцем?

Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни лесные цветы. Пусть они цветут, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Нужно запомнить правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком».

У: Скажите, с приходом весны,  какой праздник отмечаем?

Д: Восьмое марта - мамин день.

У: Самый прекрасный праздник - 8 марта. Мы в этот день поздравляем своих мам, бабушек. Давайте, сегодня напишем самые красивые поздравительные слова нашим мамам и бабушкам.

Выполнить мини-проект «Имена прилагательные в словах-пожеланиях»

Ученики достают  приготовленные открытки-поделки и будут в нём писать поздравительные слова.

У: Какие слова-пожелания мы напишем?

(крепкого здоровья, больших успехов, преданных друзей, долгих лет, счастливой жизни, хорошего настроения и т.д.)

Презентация творческих работ.

После работы 2-3 ученика читают свои поздравления.

9.Домашняя работа.

Написать несколько предложений о красоте весеннего леса.

10. Рефлекция.

- Кому было интересно на уроке? А кому было не интересно?

- Кому было легко работать на уроке?

- Благодарю за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...