Конспект урока по рускому языку "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" 3класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сочнева Елена Александровна

Урок направлен на формирование умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. Дети научатся  пользоваться таблицей и инструкцией, которые помогут  в выборе правильного окончания существительных и для самопроверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Организационный момент.

- Проверим свои рабочие места.

II. Психологический настрой. Целеполагание к уроку.

- Я рада начать наш урок, на котором присутствуют наши мудрые гости. Пусть будет сегодня нам всем светло, уютно и всем очень легко. Давайте, ребята, подарим свои улыбки друг другу и, обязательно, нашим гостям и поздороваемся с ними.

Я желаю, чтобы вы на уроке помогали другу!

Я желаю, чтобы вы всегда решали, возникающие у вас проблемы вместе!

Чтобы вы открыли что – то новое и интересное сегодня на уроке!

И, самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке!

- Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Готовы?

- К сегодняшнему уроку я подготовила девиз:

«Если знания – сила,

Мы хотим, чтоб она,

Наконец, победила!».

- Прочитайте его, пожалуйста.

- Как вы понимаете выражение?

- Что такое знания?

(совокупность усвоенных норм и представлений)

Т.е., человек обладает определенной информацией, и это ему позволяет решать поставленные задачи.

Выражение «Знание - сила» принадлежит английскому мыслителю и философу 16 века Френсису Бекону.

- Ребята, а можете ли вы добывать эти знания сами?(ответы детей)

- А зачем нам эти знания добывать самим? (ответы детей)

- Правильно, чтобы это нам пригодилось на практике, в жизни.

-А хотите сегодня на уроке узнать что - то важное, то что пригодится в жизни? (ответы детей)

III. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

- А сейчас давайте приготовим свои руки, пальчики к новому этапу.

Будем пальчики считать

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот, какие дружные

Крепкие и нужные. Потрите их хорошенько!

- Скажите, а к какому этапу мы с вами подготовились?

- Что мы сейчас будем делать?

- А какой этап урока? Кто догадался?

- Правильно, чистописание.

- А цель этого этапа какая?

- Что мы делаем? (ответы детей)

- На улице чудесная погода и она нас заставила задуматься о чем – то интересном.

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

Шайба

коньки

клюшка

вратарь

игра

ворота

Третьяк

- Что общего в этих словах?

- Может быть, их объединяет какое – то слово, которого нет среди них?

- Какого? (хоккей)

- Правильно. Посмотрите на слово, прочитайте по слогам.

- Что такое хоккей?

Хоккей – это командная спортивная игра на льду, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые стремятся забить в ворота сопернику как можно больше шайб. Родина хоккея – Канада.

- Что необычного заметили в записи этого слова?

- Запишите к себе в тетрадь, соблюдая такой  красивый узор «с завиточками», как у меня. (проверяю)

- Какая орфограмма встретилась в этом слове?
- Кто заметил?
(удвоенная -н-)

- Какая гласная стоит в первом слоге? (-О-)

- Гласная -о-, ударная или безударная ? ( безударная )

- Какая гласная стоит во втором слоге? (- Е-)

- А теперь, над той буквой, которая понравилась вам больше всего, нарисуйте синим карандашом снежинку.

(этот вид спорта традиционно считается зимним, хотя проводят и летом, и называется хоккей на траве )

- Оцените свою работу, а я посмотрю, у кого какие красивые буквы! Молодцы!

- Сможем проверить безударную гласную? Почему?

- Значит, она какая? (непроверяемая)

- Значит, какое это слово? (словарное)

- Кто из вас догадался, какой следующий этап урока?

- Правильно, словарная работа.

III. Актуализация опорных знаний.

1) Словарный диктант.

- Я раздала вам листочки со словами, в которых пропущены буквы. В течение одной минуты вы должны вставить буквы и положить листочек на край парты. Я их соберу и поставлю отметки за словарный диктант.

- Листочки необходимо подписать. Приступайте к работе. Время пошло!

…втобус, …птека, ...ллея, вин…грет, в…зал, в…сток, г…рох, д…рога, за…трак, зап…д, к...мп…тер, м…лина.

2) Орфографическая работа

- Прочитайте слова. Разделите их на две группы. Выполните задание в парах. Вам даётся на это 2 минуты. Время пошло.

Из рек…, из книг…, по вод…, по комнат…, в степ…,в повест… .

- Скажите, по какому принципу делили слова на группы? (ударные и безударные окончания)

- Прочитайте, какие слова записали в 1 столбик. Выделите окончания. (Из реки, по воде, в степи.)

- Прочитайте, какие слова записали во 2 столбик. Выделите окончания. (Из книги, по комнате, в повести.)

IV. Постановка проблемы

- В каком столбике написание падежных окончаний не вызвало у вас затруднений? (1столбика)

- Почему?(Окончания ударные, ясно слышим.)

- Написание каких слов вызвало затруднения?

 (2 столбика)

- Почему?

(Окончания безударные, звук может не соответствовать букве)

- Возникает вопрос, как же проверить?

- Трудно ответить на этот вопрос?

- Почему трудно? (Не знаем правило проверки)

- Попробуйте определить тему урока.

(Правописание безударного падежного окончания. )

- А цель нашего урока?

(Научиться правильно писать безударные окончания существительных.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

  1.  Работа по учебнику, стр.6.

– Интрига урока (читает Яна до слов… «…успокоила всех Анишит Йокоповна».

  1.  Работа по рядам.

- Поработайте в группах по таблице.

1 ряд – рассмотрите окончания существительных I скл., что заметили?(-е- в Д.п. и П.п.)

2 ряд – рассмотрите окончания существительных II скл., что заметили вы?( -о-,-е- в И.п. и В.п. в словах «село», «поле»; -е- в П.п.)

3 ряд – рассмотрите окончания существительных III скл., что интересного вы увидели? (-и- в Р.п., Д.п., П.п.)

- Какой можете сделать вывод об окончаниях имен существительных I, II, III склонений?

ВЫВОД: (делают ученики)

V. Решение проблемы

1) Продолжение работы по учебнику, стр.7 – 8.

- Дослушаем интригу урока до конца.

- Что же мы напишем на месте пропуска в двустишии?

- Что нам поможет правильно написать безударное падежное окончание?

- Как вы думаете, сможет нам помочь таблица, с которой нас познакомила  Анишит Йокоповна?

- Давайте проверим и докажет это.

1. От какого слова зададим вопрос к слову «у дорожки»? (плачет)

2. Какой падежный вопрос необходимо задать?

 (у чего?)

3. Какой это падеж? (Р.п.)

4. Обратимся к таблице. В Р.п. какие окончания? (-ы-,-и-)

5.Какое окончание напишем? (-и-)

VI. Первичное закрепление

- А сможет ли нам помочь инструкция?

- Кто нас с ней познакомит? Прочитайте. Спасибо.

- Обратите внимание на опорные слова.

- Почему они так называются?

 - Правильно, потому что они нам будут помогать правильно определять падежные окончания.

- А теперь с помощью инструкции докажем , какое же окончание нужно записать в предложении?

- Помним, что все шаги  алгоритма проговариваем вслух.

- Можно использовать опорные слова, слова – помощники. (ответы детей)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

1)Работа по учебнику, стр.10, упр. 2.

- Что нужно сделать, прочитайте.

Работаем по вариантам.

1 вариант – выполнить первую часть упражнения. Т.е., подчеркните предлоги вместе с существительными, в форму которых они входят.

2 вариант – выполнить 2 часть задания. Над существительными с пропущенными окончаниями укажите склонение, падеж и число.

 - Необходимо пользоваться инструкцией. На эту работу отводится 3 минуты. Будьте сосредоточенными! Время пошло!

- Объясните написание подчёркнутых орфограмм и свой выбор пропущенных орфограмм.

- Проверим. (слайд)

-Оцените результат своей работы.

  • Поднимите руку, кто справился с поставленной задачей?
  • Кто справился без затруднений?
  • Кто справился, но испытывал небольшие затруднения?(какие?)
  • Кто справился с поставленной задачей с помощью одноклассника, учителя?
  • Кто не справился?
  • Какую отметку сами себе поставили?

VIII. Включение в систему знаний и повторение

  1. Работа в ТПО, стр.5, упр. 4.

- Работайте в паре.

- Выполните по заданию. Прочитайте про

себя. Что нужно сделать?

- Как найти словосочетания?

- От какого главного слова зададите вопрос к зависимому? (от глагола)

-Вставьте безударные падежные окончания имен существительных.

- Укажите число, склонение и падеж.

- Найдите слово с безударными гласными в корне, проверяемые ударением.

- Подчеркните синим карандашом слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением.

- Найдите слова с парным согласным в корне слова и подчеркните желтым карандашом.

- Проверим.

IX. Рефлексия деятельности

- Какую проблему ставили в начале урока?

- Удалось ли справиться?  

- Каким способом решали проблему?

- Кто считает, что не испытывает затруднений при определении, написании безударных окончаний?

- А кто думает, что нужно потренироваться еще, чтобы хорошо научиться?

- Как оцениваете  свою работу на уроке?

- Продолжите фразу : « Могу похвалить своих одноклассников за…».

X.Домашнее задание

Стр.10, упр.3.

XI. Итог урока

- Какая была тема сегодняшнего урока?

- Материал урока был понятен/не понятен?

- Урок показался коротким/длинным?

- За урок устал(а)/не устал(а)?рок окончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе"

Данный урок итоговый по теме "Имя существительное".  Он направлен на закрепление и обобщение знаний о правописании безударных окончаний имен существительных в единственном числе. Конспект урока с...

Конспект урока по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения».

Конспект урока по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»....

Конспект урока «Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения правильно писать безударные окончания имен существительных;Планируемые  результатыПредметные:знать правописание безударных окончаний имен существител...

Конспект урока русского языка «Варианты окончаний имен существительных во множественном числе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать: как...

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, закрепление знаний о склонениях имен существительных.Планируемы...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" 4 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Правильно писать окончания существительных в Д.п., осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных в Д.п.Планируемые резуль...