Урок русского языка "Склонений три, а спряжений"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ивашура Елена Витальевна

Урок русского языка в 4 классе "Склонений три, а спряжений". УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skloneniy_tri_a_spryazheniy.docx36.35 КБ
Файл skloneniy_tri._a_spryazheniy.pptx76.27 КБ
Файл prilozheniya.pptx74.81 КБ
Файл tablitsa.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе на тему «Склонений – три, а спряжений»

УМК Гармония

Цель: познакомить с наличием у глаголов двух спряжений, с окончаниями каждого спряжения. 

Познавательные УУД:

• Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

• Строить рассуждение об объектах языка, их свойствах и связях.

• Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

• Подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения.

• Развивать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для решения языковых задач.

   Коммуникативные УУД:

• Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

• Формулировать собственное мнение

• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

• Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Личностные УУД:

• Формирование интереса к изучению родного языка.

• Формирование креативного мышления обучающихся.

• Нравственно-этическая ориентация, самооценка своих возможностей

  Регулятивные УУД:

• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

• Высказывать свои предположения относительно способов решения учебной задачи

• Оценивать правильность выполнения действий, вносить соответствующие коррективы

Задачи урока:

-познакомить с наличием двух спряжений глаголов;

-упражнять в определении спряжения;

-вести работу по запоминанию личных окончаний глаголов;

- развитие способностей обучающихся к рефлексии;

Оборудование: 

  • таблица подсказок ЕдУТ И спЯТ
  • карточки с заданиями

Ход урока

  1. Организационный момент.

Я недавно прочитала очень хорошие слова в сочинении одного ученика: «Добро – это радость, счастье и хорошее чувство. Оно придает людям смелость, уверенность в себе. Доброе дело сделаешь, на душе будет легко и весело».

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра: «Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – мы поможем друг другу »

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

II. Постановка учебной задачи.

  1. Начнем наш урок с орфографической минутки, запишите под диктовку слова:

Сердце, доброта, радоваться, тепло, помогать, желать. (отметить  орфограммы, объяснить)

Разделите данные слова на две группы. (им.сущ. и глаголы)

  1. Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.
  • Заполнение кластера «Существительное»
  • Проверка (Слайд 1)
  • Упр 390

- Прочитайте слова: дерево, ель, ёлка

- Какими признаками как часть речи они похожи? (сущ. в ед. ч. обозн. предмет.)

- Какими признаками различаются? (род, склонение)

- Назовите род и склонение каждого имени существительного.

- Что называется склонением существительных? (изменение по падежам в ед. и во мн. числе)

Просклоняйте имена существительные (1ряд – существительное 1скл, 2 ряд – 2 скл, 3 ряд – 3 скл)

Проверка (слайд 2)

- Какая часть слова меняется при склонении? (окончание)

- Почему ученые выделили три склонения? (из-за трёх наборов окончаний)

         3. Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.

  • Заполнение кластера «Глагол» (Проверка  слайд 3)
  • Склонений три. А спряжений?

- Сегодня на уроке Вам предстоит открыть новый секрет глагола. Итак, имена склоняются, а глаголы… спрягаются. Склонений – три, а спряжений - ?

(Открыть на доске тему)

Давайте проведем исследование

III. Изучение нового материала.

- Откройте ТПО стр. 27 № 391

- Для ответа на вопрос устно проспрягай четыре глагола, а запиши только их окончания.

- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения, теперь часто будете получать задание: проспрягай. Что это значит? (Изменение по лицам и числам называется спряжением).

- Какая часть речи поможет проспрягать? (местоимение)

Идти, говорить, нести, замолчать.

- В формы какого времени ты поставил(а) глагол с приставкой? (будущего времени) А остальные глаголы? (настоящего времени)

Единственное число

Множественное число

1 лицо

-у -ю

-ем -им

2 лицо

-ешь -ишь

-ете -ите

3 лицо

-ет -ит

-ут -ят

- Сколько вариантов окончаний в каждом лице получилось, кроме 1-го лица (выслушать ответы). Назовите их.

- Предположите, сколько спряжений? (два спряжения).

- Проверьте свой главный вывод. Для этого прочитайте сообщение ученых. стр. 32 (ученики знакомятся с сообщением ученых):

У глаголов настоящего и будущего времени при их изменении по лицам и числам может быть два варианта окончаний, поэтому и спряжений выделяют два.

Открыть таблицу спряжений на доске, разъяснить римское обозначение спряжений.

- Какая гласная чаще пишется в окончаниях глаголов I спряжения, II спряжения. (Ученики рассматривают таблицу и делают вывод, что в окончаниях глаголов I спряжения пишется гласная Е, а в окончаниях глаголов II спряжения пишется гласная И).

- Личные окончания глаголов каждого спряжения нужно хорошо знать. Ребята одной школы придумали подсказку для запоминания. Как вы её понимаете?

(Ученики рассматривают таблицу в учебнике, делают вывод, на доске вывешивают таблицу спряжений и таблицу подсказок.)

IV. Физкультминутка

- Вспомните, что обозначает глагол (действие)

- Какую физкультминутку может предложить глагол? (выполнять действия)

Итак: встаньте с мест, присядьте, поднимитесь, попрыгайте, улыбнитесь друг другу, похлопайте, натяните шапку для размышлений, стройте глазки друг другу, напишите носом “Спряжение”.

V. Закрепление. Работа в тетради (ученики выполняют упражнение № 393).

Запиши глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения. Над глаголом указывай их лицо и число; ставь ударение и отмечай все орфограммы.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите.

(Ученики выполняют задания).

- Откройте задание №395 ???

VI. - Молодцы! Теперь можно отправиться на “Творческую полянку”

1) Прочитайте пословицы и поговорки. (Ученики получают карточки)

- Разделите их на группы по двум признакам одновременно. (Ученики должны догадаться по каким двум признакам можно пословицы разделить на две группы. Это спряжение и по смыслу.)

- Мальчики выписывают пословицы с глаголами I спряжения.

- Девочки выписывают пословицы с глаголами II спряжения.

Укажите спряжение глаголов. Подчеркните орфограммы.

1. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

2. Кто много лежит, у того и бок болит.

3. Белые руки чужие труды любят

4. Друг познается в несчастье.

5. Лень мужика не кормит.

Итог. Рефлексия.

Сегодня на уроке я:

  • Я узнал …
  • было интересно…
  • было трудно…
  • мне захотелось …

Домашнее задание: упр. 396.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Падеж Имя существительное Род Число Склонение М. р. Ж. р. Ср. р. Ед. ч. Мн. ч. И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. 1-е скл . 2-е скл . 3-е скл .

Слайд 2

1-е 2-е 3-е И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. 1-е 2-е 3-е И. п. ёлка Р. п. ёлки Д. п. ёлке В. п. ёлку Т. п. ёлкой П. п. о ёлке 1-е 2-е 3-е И. п. ёлка дерево Р. п. ёлки дерева Д. п. ёлке дереву В. п. ёлку дерево Т. п. ёлкой деревом П. п. о ёлке о дереве 1-е 2-е 3-е И. п. ёлка дерево ель Р. п. ёлки дерева ели Д. п. ёлке дереву ели В. п. ёлку дерево ель Т. п. ёлкой деревом елью П. п. о ёлке о дереве о ели

Слайд 3

Наст. Прош. Буд. Ед. ч. Мн. ч. 1-е л. 2-е л. 3-е л. ? Лицо Глагол Время Число Спряжение Род М. р. Ж. р. Ср. р.

Слайд 4

Ед. ч. Мн. ч. 1-е л. -у - ю - ём -им 2-е л. - ёшь -ишь - ёте - ите 3-е л. - ёт - ит - ут - ят - ат


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ Имя существительное _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____

Слайд 2

_____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ Глагол _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ Глагол _____ _____ _____

Слайд 3

I спряжение Е д УТ II спряжение И сп ЯТ

Слайд 4

1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит . 1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит . 1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит . 1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит . 1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит . 1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит .

Слайд 5

Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать .



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс.

Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс. УМК "Школа России". Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается презентация....

Презентация к уроку русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс.

Презентация содержит иллюстративный материал, задания для самостоятельной работы, домашнее задание, вопросы для подведения итогов урока....

урок русского языка 4 класс Спряжения глаголов

Как различать спряжения глаголов...

Урок русского языка по теме: "Спряжение" с использованием ИКТ

Автор – Олейникова Евгения Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 20», г.Междуреченск, Кемеровская область.Предмет –  Русский язык. Раздел «Правописание безударных личных окончаний ...

урок русского языка 4 класс Спряжение глаголв.

Урок русского языка .4 класс. Провела Слободчикова Т.Е. Тема: I и II спряжение глаголов. Цели: Образовательная: • Закрепить знания учащихся об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; • Продолжить знакомс...

Урок русского языка "Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания I и II спряжения".4 класс

На уроке ребята знакомятся с I и II спряжением глаголов. Учатся различать глаголы I и II спряжения. Закрепляют знания о спряжении глаголов....