Конструкт урока. Русский язык 3 класс. "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Рухлова Наталия Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СЛОЖНЫЕ СЛОВА  И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ.

Урок 40 (36).

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова». Правописание сложных слов

Цель:

 – путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.

– путём наблюдения выявлять характер букв соединительных гласных в сложных словах;

 – развитие умений писать сложные слова с орфограммой-буквой соединительного гласного, объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.( 5-7мин)

Прозвенел звонок, начинается урок. Будьте все внимательны, а еще старательны.  И сегодня на уроке нас ждут новые открытия.

– Откройте тетрадь. Запишите дату. Классная работа.

  1. Повторение.

- Какую тему изучаем на уроках русского языка? (Орфограммы корня слова).

- Как вы думаете, все ли мы знаем об однокоренных словах и орфограммах корня?

- Для того, чтобы получить новые знания необходимо вспомнить изученное.

- Сегодня на уроке присутствуют знатоки русского языка. Мы начинаем пресс-конференцию по теме: «Корень слова и орфограммы корня слова»

Пресс-конференция

Дети задают вопросы и отвечают на них

-Что такое корень?

-Как найти корень в слове?

-Какие орфограммы корня знаете?

 

Итак, мы повторили и вспомнили изученный материал, а теперь посмотрите на экран…

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

(20мин)

 

3  4    3  1 3

СЛАЙД Водитель, вода, водопад, упаду, падать, водичка.

Дана группа слов. Сформулируйте задания, которые можно предложить выполнить классу по теме «Орфограммы корня слова»

- Списать слова, выделить корень

-Распределить слова в группы однокоренных слов.

-

- Запишите слова группами, выделите корень.

вода                         упаду                       водитель

водичка                   падать

водопад                  водопад 

-Сравни свою работу с работой одноклассников? (документкамера)

-Что удивило?

Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода.

В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.)

– Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.)

– В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)

– Выделите корни в этом слове.

- В какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.)

-Как вы думаете, есть ли еще в русском языке слова с двумя корнями?

Сможете ли вы из предложенных слов найти другие слова с двумя корнями.

Слайд

      Снеговик, снегопад, землекоп, земляника, островок, остроумный, паровоз, переход, теплоход, тепловой. 

Формулирование целей урока

- Как вы думаете, какие цели урока?

Познакомиться со словами, у которых два корня.

Умение видеть и находить слова с двумя корнями.

Учиться объяснять значение этих слов 

Цель нашего урока Наблюдать над словами с двумя корнями. Выделять корень и объяснять значение этих слов.

Формулирование темы урока.

-Как бы вы назвали такие слова?

- Прочитаем название этих слов на Стр.106 учебника

Итак, тема нашего урока… «Сложные слова»

-Запишите в тетр.

- Почему их так назвали? (Сложили из двух слов)

Работа в группе.(15мин)

Предлагаю вам поработать со сложными словами в группе, выполнить предложенные задания и рассказать нам о проделанной работе.

СЛАЙД Садовод, луноход, волнорез, носорог, пустослов, камнепад, мухоловка, звездопад.

1.Подберите однокоренные слова.

2.Лексическое значение

3.Составить предложение.

 

развивается умение определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.

Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания:

В тетрадях Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т.д.

Итак, какие слова называются сложными

ФИЗМИНУТКА

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙII. Развитие умений – применение знания.

1 3 4 1

– Какие слова называются сложными?   Нарисуйте схему сложного слова. ( ) Как соединяются корни сложных слов?

 - Понаблюдайте за словами в  упр.125 какие буквы соединяют два корня  в сложных словах.

Водопад                          мореход

Долгоносик                     камнепад

глазомер                          пешеход

– Как можно назвать букву между двумя корнями, которая их соединяет?

- Как вы думаете, соединительная гласная между корнями в сложном слове это орфограмма?

- С этой орфограммой мы познакомимся на след.уроке.

СЛАЙД

машины

работают

снегоуборочные

в снегопады

круглосуточно

сильные

Выпишите сложные слова, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

Составьте предложение из слов, в сложных словах выделите корень и соединительную гласную.

ΙV. Итог урока.

Рефлексия

Вспомните тему и цели нашего урока, подведите итог урока.

Как вы думаете, а есть ли сложные слова с тремя корнями, а четырьмя?

V. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание

-Найти  10 сложных слов, записать, выделить корень.

-Составить текст из 5 предложений, используя сложные слова.

-Найти слова с тремя и более корнями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....

Конструкт урока русского языка во 2 классе "Состав слова"

Урок - закркпление полученных знаний по теме "Состав слова"...

Конструкт урока русского языка "Части речи" 1 класс УМК НИШ с УУД

Конструкт урока русского языка 1 класс "Части речи" урок-путешествие "По дороге с облаками". "Начальная Инновационная школа" издательства "Русское слово". Можно использовать в любом УМК. Презентация к...

Конструкт урока русского языка на тему: "Речь устная и письменная"

Данный документ содержит ход урока русского языка в первом классе на тему: "Речь устная и письменная", который может быть использован в качестве методического материала в конструировании урока....