Слова-синонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Удалова Елена Петровна

Данная технологическая карта содержит полную версию конспекта урока "Формирование представления учащихся о слова-синонимах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

  Удалова Елена Петровна

Выборгский район средняя общеобразовательная школа № 534

«Школа России»

Русский язык

2 класс

« Урок русского языка»

Тема: Синонимы

Тип: открытие нового знания

Цель: сформировать представление учащихся о понятии «Синонимы»

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся получат представление о понятии «синонимы»

Узнают, какова роль синонимов в нашей речи;

Научатся выделять группу слов-синонимов среди других групп слов;

Научатся группировать слова по признаку «слова-синонимы»

Метаредметные

Учащиеся получат возможность

Учащиеся  смогут:

Определить тему и задачи урока с помощью учителя;

Составят план своих учебных действий;

В сотрудничестве с учителем найдут варианты решения поставленных задач;

Смогут формулировать собственное мнение и аргументировать его;

Смогут оценить результат своей деятельности на уроке.

Личностные

Получат возможность для формирования навыков сотрудничества;

Смогут адекватно воспринять оценку

своего ответа окружающими.

Ресурсы урока

Учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Методические рекомендации «Русский язык» 1-2 класс Е.В Бунеева, Н.А. Исаева

«Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» А.С. Аксёнова, Э.В. Якубовская

Толковый словарь

Орфографический словарь

Карточки с заданиями

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к деятельности

Цель: создать обстановку эмоционального комфорта возбудить познавательный интерес к уроку.

Организационный момент

  1. Учитель приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече в этой удивительной стране по имени «Русский язык». Сегодня мы снова будем путешествовать по ней, открывая новые знания, прокладывая новые маршруты. В путешествие предлагаю взять наших помощников. Кто они?

Улыбнитесь друг другу. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Учитель раздает маршрутные листы (Карточки с заданиями).Задает вопросы, которые помогают учащимся определить структуру маршрутного листа и правила работы с ним.

- Сегодня у нас в гостях сказка. Слушайте внимательно и постарайтесь узнать ее героев. Они необычные.

Как вы думаете, почему герои этой сказки необычные?

Учитель помогает детям сделать вывод.

Учащиеся приветствуют учителя

Читают знакомое четверостишье «Наши помощники»

Записывают - число, классная работа.

Исследуют маршрутные листы под руководством учителя.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Делают вывод:

не можем ответить на вопрос, пока не прослушаем сказку.

Актуализация необходимых знаний

Цель:

- активизировать внимание учащихся;

- актуализировать ранее полученные знания о частях речи

- способствовать формированию умения учащихсяправильно выражать свою мысль    

  1. Учитель читает или рассказывает сказку.                                           Беседа после прочтения сказки  

Учитель

Почему я назвала героев этой сказки необычными? (это — слова)

Почему слова жили в разных домиках, в разных семьях? (отвечают на разные вопросы, относятся к разным частям речи)

  1. Учитель предлагает учащимся выполнить первое задание маршрутного листа, составив алгоритм его выполнения

Маршрутный лист

Задание 1 «Части речи»

Цель:

- способствовать актуализации ранее полученных знаний учащихся о частях речи

Содержание задания

Прочитай слова и подчеркни известные тебе части речи. Вспомни, на какие вопросы они отвечают и что обозначают

  1. Учитель организует проверку правильности выполнения задания.

Активное слушание сказки                                                                      

Слушают сказку.                                                                   Анализируют содержание сказки, отвечают на вопросы учителя, предлагая свои варианты.

Составляют алгоритм выполнения задания (устно)

Самостоятельно выполняют задание на маршрутных листах.

Оценивают выполнение задания и отмечают результат в личном маршрутном листе.

Организация познавательной деятельности

  1. Учитель обращает внимание детей на слово, не подчеркнутое детьми – синонимы.Предлагает выделить его прямоугольной рамкой.

Беседа:

- Что такое синонимы?

- Предложите тему сегодняшнего урока

- Что еще мы можем узнать о синонимах?

2.    Учитель формулирует основные направления учебного маршрута.

- Тема нашего урока - СинонимыНа доске — тема урока.

Сегодня на уроке вы:

- узнаете, что такое «слова-синонимы» и для чего они нужны в нашей речи;

- научитесь узнавать синонимы по признакам и объединять их в группы;

- находить их в предложениях;

3.   Учитель предлагает учащимся выполнить второе задание маршрутного листа.

Задание 2«Разделите слова на группы»

Цель:

- подготовить учащихся к восприятию слов, сходных по значению;

- способствовать расширению активного словаря учащихся;

Карточка

Прочитайте слова. Разделите слова на группы по частям речи. Запишите каждую группу слов.

Слова:

забавный, блестит, озорник, потешный, шалун, сияет, проказник, сверкает, смешной.

  1. Учитель организует оценку правильности выполнения задания учащимися.
  2. Учитель предлагает исследовать группы слов, определив особенности каждой по следующим признакам:
  1. Как звучат?
  2. Как пишутся?
  3. Какой смысл?

Карточки с вопросами размещаются на доске.

- Как называются такие слова узнаем, прочитав информацию по учебнику.

Работа по учебнику (стр.52)

- Какие слова называются синонимами?

- Можно ли назвать слова каждой группы синонимами?

Физкультминутка

Работа по учебнику

Упр. 68 с.53 (устно)

Цель:

- способствовать формированию умения учащихся пользоваться учебником;

- определять общий смысл группы слов;

- строить речевое высказывание.

Учитель организует работу учащихся по учебнику:

- прочитайте задание

- обсудите в парахобщий смысл слов-синонимов

- составьте устно предложение с одним из них

- запишите предложение в тетрадь

Упр.69 с.53

Цель:

- способствовать формированию умения находить слова-синонимы в предложениях и текстах при слуховом восприятии

- расширение активного словаря учащихся, развитие способности строить речевое высказывание.

Учитель: определите, есть ли в тексте стихотворения слова-синонимы?

Беседа

- О чем говорится в этом стихотворении?

- Какие слова помогают слушателю представить образ осинки?

- Прочитайте их.

- Как можно назвать эти слова?

- Почему эти слова можно назвать синонимами?

- Запишите это стихотворение, подчеркните слова-синонимы

- Проверьте правильность выполнения задания.

Выделяют любым цветным карандашом слово «синонимы»

Учащиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с трудностью.

Формулируют тему урока; «На уроке мы узнаем, что означает слово «синонимы».

Варианты ответов детей (на какие вопросы отвечает, почему эти слова так называются и т.д.)

Дети записывают в тетрадь заголовок (Синонимы)

Учащиеся читаютзадание.  Составляют алгоритм его выполнения.

Три человека работают у доски распределяя слова- по группам: существительное, прилагательное, глагол.

Выполняют задание в тетрадях

Оценивают правильность выполнения задания, сравнивая свои ответы с вариантом, предложенным детьми, отвечающими у доски. Отмечают результат в маршрутном листе.

Работа в парах.

Анализируют особенности групп слов по трем признакам.

Каждая колонка анализирует свою группу слов.

Формулируют вывод под руководством учителя: слова каждой группы звучат по- разному, пишутся по-разному, но похожи по смыслу.

Читают определение понятия «синонимы» по учебнику.

Делают вывод: слова-синонимы имеют разное звучание, разное написание, но похожи по смыслу.

Читают задание к упражнению.

Обсуждают в парах варианты ответов.

Составляют устно предложения (по колонкам)

Наиболее удачное учащиеся записывают в тетрадь.

Слушают стихотворение

Определяют основное содержание четверостишья.

Находят в тексте слова:

Зябнет, стынет, дрожит, мерзнет

Слова-синонимы

Определяют слова-синонимы, которые встретились в тексте стихотворения.

Называют основные признаки синонимов, как доказательство выбора этих слов. (относятся к одной части речи, различны по звучанию, сходы по лексическому значению -осинке холодно)

Списывают стихотворение «Осинка»И.Токмаковой.

Подчеркивают слова-синонимы.

Самопроверка.

Рефлексия

Подведение итогов

- С какими словами – понятиями вы сегодня познакомились?

- По каким признакам можно определить слова синонимы?

Работа по карточкам

Цель: определить сформированность представления учащихся о понятии синонимы.

Тест

1. Синонимы — это слова, близкие по...

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

2. Определите из трех групп, группу слов-синонимов

а) мама, папа, сестра

б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный, радостный

3. Подберите к группе слов еще одно слово-синоним:

тихий, безмолвный, смирный, ….................

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

Домашнее задание

Работа со словарем синонимов.

Составить 3 предложения с любыми словами-синонимами из словаря.

Слова-синонимы

Пишутся по-разному, звучат по-разному, имеют общий, близкий смысл, отвечают на один вопрос.

Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы теста.

Записывают домашнее задание.

Приложение

«Сказка о словах»

    В одной сказочной  стране  жили- были слова.                                                                                                                                                              

   Каждое слово было очень важным,  имело свое значение и свою семью.

   Собираясь вместе,  слова любили поболтать. Сразу же поднимался шум, визг, трескотня. Такое положение вещей не могло понравиться самой главной Королеве. Звали ее Королева Речь. Она очень не любила шум и беспорядок.  «Главное – это помнить свое значение и место в предложении» - не уставала повторять умная Королева.  

    Слова очень уважали свою Королеву и быстро строились в предложения, а предложения в рассказы, сказки, научные трактаты. Так продолжалось многие столетия.                                                                        

   Но однажды случилось несчастье. Налетел страшный ураган и разрушил страну слов.  Слова разлетелись по всему свету. И сразу же исчезли все удивительные сказки, истории и научные трактаты. Но самое неприятное,  слова забыли, что означают и из какой они семьи…»