Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Карпова Марина Александровна

Пояснительная записка к уроку литературное чтение

с презентацией по теме

«Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью»

 

Цель урока: создать условия для освоения детьми расстановки запятых в сложном предложении.

Задачи:

1) актуализировать знания о простом и сложном предложениях;

2) формировать умения разделять запятой части сложного бессоюзного предложения, совершенствовать навыки правильного нахождения грамматической основы;

3) воспитывать интерес к предмету, взаимное уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные

• совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения;

• формировать умения разделять запятой части сложного предложения с бессоюзной связью;

Метапредметные:

• умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

• умения аргументировать, доказывать, вести диалог, выслушивать собеседника;

• умение принимать и сохранять цель урока, находить способы решения поставленной цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия;

•умение правильно провести рефлексию своих действий.

Личностные:

  • осознание учащимися изучаемой темы.


 

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

1) Учебник «Русский язык» 4 класс (1-4) . Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. М.: «Баласс»,

2)Сигнальные карточки.

3)Карточки со словарными словами.

 

 

 

На уроке использована презентация. Современное техническое средство обучение способствует повышению эффективности изучения учебного материала.

 

В ходе урока использованы инновационные технологии: создание проблемной ситуации, элементы эвристической системы, технология развития критического мышления и технология педагогической поддержки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_russkiy_yazyk.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).

Цель урока: создать условия для освоения детьми расстановки запятых в сложном предложении.

Задачи: 

1) актуализировать знания о простом и сложном предложениях;

2) формировать умения разделять запятой части сложного бессоюзного предложения, совершенствовать навыки правильного нахождения грамматической основы;

3) воспитывать интерес к предмету, взаимное уважение друг к другу.

Планируемые результаты: 

Предметные

• совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения;

• формировать умения разделять запятой части сложного предложения с бессоюзной связью;

Метапредметные: 

• умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

• умения аргументировать, доказывать, вести диалог, выслушивать собеседника;

• умение принимать и сохранять цель урока, находить способы решения поставленной цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия;

•умение правильно провести рефлексию своих действий.

Личностные: 

  • осознание учащимися изучаемой темы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

1) Учебник «Русский язык» 4 класс (1-4) . Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. М.: «Баласс»

2)Сигнальные карточки.

3)Карточки со словарными словами.

   

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

1.Прочитайте и сравните значения слов:

Фантазия, фантазер; фантастика, фантаст.

Фантазия:

1) способность к воображению.

2) мечта.

3)прихоть, причуда.

4)музыкальное произведение в свободной форме.

Фантастика – литературные произведения, написанные в этом жанре.

Фантаст:

1) мечтатель, фантазер.

2) писатель, художник.

Фантазер – человек, который любит фантазировать, мечтать.

Все эти слова пришли из греческого языка.

2.Допишите предложения:

Жюль Верн – писатель …..

Николай Носов написал рассказ «………..».

(ученик у доски  вписывает словарные слова).

3. Словарный диктант. (выписать только словарные слова из стихотворения)

Нас запомните, друзья,

Пишимся мы с буквой а:

Аккуратно, фантазер,

Аппарат, фантаст, актер.

4. По какому принципу эти слова можно разделить на две группы?

(Одушевленные и неодушевленные существительные; слова с удвоенной согласной в корне и все остальные и т. д.)

  1. Самоопределение к деятельности.

Сегодня продолжается работа над вчерашней темой: Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. Цель нашей работы закрепить знания о сложном предложении   с бессоюзной связью.

  1. Что такое сложное предложение.
  2. Схема сложного предложения.
  3. Знаки препинания в сложном предложении.
  4. Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.
  1. Работа по теме урока.

Вот план по которому мы повторим то, что знаем о сложном предложении.

В упражнении 66 на стр. 57 запишите две строфы, обозначьте орфограммы и составьте схемы сложных предложений.

Упражнение №67 выполняется по заданию учениками самостоятельно.

- что нужно сделать с текстом?( поставить знаки препинания)

Давайте сделаем вывод о роли знаков препинания в письменной речи: запятая в простом предложении разделяет однородные члены. Запятая в сложном предложении разделяет его части. Знаки препинания в конце предложения завершают его и отделяют одно предложение от другого. Их выбор зависит от цели высказывания и интонации.

  1. Закрепление изученного.

Упражнение 68.

(заранее записывается на доске)

- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?

(По количеству грамматических основ.)

-Значит,что в первую очередь надо найти в предложении?

- Прочитайте текст. Расскажите и покажите, как вы будете действовать, чтобы правильно расставить знаки препинания.

(В 1 предложении 4 грамматические основы.

Солнце печет, степь выгорает, дожди не идут, ветер-суховей выжигает.

Найду границы каждой части, между частями поставлю запятую.

С половины мая яркое солнце печет невыносимо, степь выгорает, дожди не идут месяца по два, раскаленный ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность.

Во втором предложении одна основа, ( комарье, мошкара, слепни и оводы носятся),есть однородные подлежащие, разделим запятой те, которые соединены бессоюзной связью, и не поставим запятую перед одиночным союзом и)

Комарье, мошкара, слепни и оводы носятся тучами.)

 Составим схемы предложений:

1)[ - = ] , [ -  = ], [ - = ].

2)[ Θ , Θ , Θ и Θ = ]

Диктант с подготовкой. Упражнение №69

- Прочитайте задание.

- Прочитайте текст.

- Кто читал этот роман?

- О чем в нем говорится

- Поработаем с текстом отрывка «Евгений Онегин»

- Найдите грамматические основы в первом предложении (небо дышало, солнышко блистало)

-Что стоит между ними?( запятая)

-А почему? ( потому что это сложное бессоюзное предложение)

-Прочитайте второе предложение

-Найдите здесь грамматические основы (ложился туман, караван тянулся)

-Какое это предложение?( сложное,бессоюзное предложение)

- А как вы это определили? ( в нем две грамматические основы, они разделены между собой запятой)

Запись текста под диктовку учителя.

- Разберите слово крикливых по составу самостоятельно (проверка, запись на доске).

Проверка трех тетрадей учителем.

2.Творческая работа. Упражнение 71.(работа в группах)

- Прочитайте задание.

-Что такое пейзаж? (картина природы)

-Прочитайте заголовки зарисовок. Какая тема широкая?(«Осень»)

Какие темы узкие?(«Осенняя печаль», «Слезы осени», «Краски осени»)

- Какое слово в темах ключевое? (осень)

- О чем вы будете писать, если выберете тему «Осенняя печаль»? (о настроении, внутреннем состоянии)

- Что можно назвать слезами осени(дождь, осенний листопад)

- Какие краски выбирает осень и для чего?( разноцветные, красные, желтые, бурые и др. Для того чтобы осень стала красивее, чтобы осень запомнилась не только своими дождями, но и красотой)

- Составьте предложения на выбранную вами тему

- Запишите самостоятельно одно сложное предложение.

  1. .  Итог урока.

-Определите ключевые слова урока.(Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, отличие, простое предложение)

Домашнее задание.

« Дидактический материал»

-на стр.22 упражнение 39 выполните задания. Запишите 1и 3 предложения, составьте схемы. Выпишите из всего стихотворения слова с знакомыми орфограммами.

  1. Рефлексия.

Продолжи фразу:

  • Мне лучше всего удалось выполнить……..
  • Для меня наиболее интересным было……
  • У меня вызвало затруднение….

Оформление доски:

Четырнадцатое  октября.

Классная работа.

Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

Фантазия, фантазер; фантастика, фантаст

Жюль Верн – писатель фантаст.

Николай Носов написал рассказ «Фантазеры».

1 Что такое сложное предложение.

2 Схема сложного предложения.

3 Знаки препинания в сложном предложении.

4 Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.

С половины мая яркое солнце печет невыносимо, степь выгорает, дожди не идут месяца по два, раскаленный ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность.  Комарье, мошкара, слепни и оводы носятся тучами.

И так до конца августа….

                                                                          ( По В. Гиляровскому)

1)[ - = ] , [ -  = ], [ - = ].

2)[ Θ , Θ , Θ и Θ = ]

Крикливых

Оформление тетради:

Четырнадцатое  октября.

Классная работа.

Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

Фантазия, фантазер; фантастика, фантаст

Аккуратно, фантазер, аппарат, фантаст, актер.

Упражнение 66.

В зеркало залива

Сонный лес глядит,

В чаще молчаливой

Темнота лежит. [ - = ] , [ -  = ].

Вот уж песнь заводит

Песенник лихой,

Из кружка выходит

Парень молодой. [ - = ] , [   =  - ].

Диктант.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.Ложился на поля туман,

гусей крикливых караван - тянулся к югу…

Крикливых

 

Упражнение 71.

Ветер срывает листья с деревьев, они медленно кружатся в воздухе.

Пояснительная записка к уроку литературное чтение

                                     с презентацией по теме

                     «Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью»

         

Цель урока: создать условия для освоения детьми расстановки запятых в сложном предложении.

Задачи: 

1) актуализировать знания о простом и сложном предложениях;

2) формировать умения разделять запятой части сложного бессоюзного предложения, совершенствовать навыки правильного нахождения грамматической основы;

3) воспитывать интерес к предмету, взаимное уважение друг к другу.

Планируемые результаты: 

Предметные

• совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения;

• формировать умения разделять запятой части сложного предложения с бессоюзной связью;

Метапредметные: 

• умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

• умения аргументировать, доказывать, вести диалог, выслушивать собеседника;

• умение принимать и сохранять цель урока, находить способы решения поставленной цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия;

•умение правильно провести рефлексию своих действий.

Личностные: 

  • осознание учащимися изучаемой темы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

1) Учебник «Русский язык» 4 класс (1-4) . Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. М.: «Баласс»,

2)Сигнальные карточки.

3)Карточки со словарными словами.

  На уроке использована презентация. Современное техническое средство обучение способствует повышению эффективности изучения учебного материала.

В ходе урока использованы инновационные технологии: создание проблемной ситуации, элементы эвристической системы, технология развития критического мышления и технология педагогической поддержки.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с бессоюзной связью...

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Цели: 1. Образовательные:- формировать умение отличать простое предложение от сложного, графически составить схему сложного предложения;- формировать умение ставить запятую в сложном предло...

Презентация к уроку русского языка, тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).

На уроке использована презентация. Современное техническое средство обучение способствует повышению эффективности изучения учебного материала. В ходе урока использованы инновационные технологии: ...

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Научить детей отличать простое предложение от сложного.Задачи: Научить отличать простое предложе...