Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Муравьева Елена Леонидовна

В прграмму входят планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, формы контроля знаний, учебно-методическое обеспечение программы и список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rus.yazyku_2017-2.docx59.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по русскому языку В. П. Канакиной.

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение предмета «Русский язык» в начальной школе отводится всего 527часов. В четвертом  классе на изучение русского языка отводится 165 час. Из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Речь»- 30 часов.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные результаты.

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Предметные результаты.

Ученик научится:

  • орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
  • производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
  • производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
  • определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
  • определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
  • писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов, фразеологических оборотах;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Ученик получит возможность научиться:

  • строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненных проблем, представлять результаты проекта;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником.

Основные требования к предметным результатам обучающихся с ОВЗ по адаптированной программе

Ученик научится:

  •  писать под диктовку текст в 65-75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
  •  писать изложение небольшого текста;
  •  списывать с печатного текста 5—6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;
  •  давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;
  •  писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выражать просьбу, извинение, благодарность;
  •  восстанавливать деформированные предложения;
  •  составлять предложения из заданных слов;
  •  различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
  •  соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
  •  находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;
  • различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;
  •  кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки)): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен существительных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;
  •  разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;
  •  различать предложение и слово, виды предложений по интонации;
  •  выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены в простом двусоставном предложении;
  •  устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;
  •  находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
  •  различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок;
  •  пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.

2. Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания:

формирование  первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета, учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Повторение (9 ч.)

Язык и речь

.Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).Словосочетение.

Предложение (12 ч).

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово и его лексическое значение (8 ч).

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

 Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи

Слово в языке и речи (19ч)

 Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

 Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (28 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа(инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (24 ч)

 Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.       

Глагол (29 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает?умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение изученного (8ч)

Закрепление основных орфограмм 4 класса.

Внутрипредметный модуль «Речь» (30ч)

Цели внутрипредметного модуля:

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка,
  • содействовать развитию речи детей;  
  • совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
  •  повышать уровень языкового развития школьников,
  • воспитывать познавательный интерес к родному языку,

решать проблемы интеллектуального развития младших школьников

Содержание внутрипредметного модуля

  • изучение системных представлений о языке, его структуре, основных единицах;
  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

3. Тематическое планирование

№ n/n

Раздел программы

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

1.

Повторение

Различать типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Уметь определять тему, основную мысль, заголовок текста.

2.

Предложение  

11ч

Различать виды предложений по цели высказывания и интонации. Составлять предложения с обращением. Познакомиться с  предложения с однородными членами без союзов и с союзами, умение ставить запятые при перечислении.

3,

Слово в языке и речи.

19ч

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. Пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Различать однокоренные слова среди других (не однокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов).

Находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем.

Распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса). Определять грамматические признаки разных частей речи.

4,

Имя существительное

28ч

 Изменять имена существительные по падежам. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы, предлоги, употребляемые с каждым из падежей.  Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Определять склонение и безударное окончание имени существительного.

7,

Имя прилагательное

27ч

Определять род имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных. Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

8,

Местоимение

Определять лицо, число личных местоимений, род у личных местоимений 3-го лица. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. 

9,

Глагол

28ч

Наблюдать за глагольными приставками и суффиксами и узнавать их в глаголе неопределённой формы. Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Определять лицо и число глаголов. Наблюдать за различием в написании личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Различать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями по неопределённой форме. Различать глаголы-исключения среди других глаголов. Учиться рассуждать при определении спряжения глагола по неопределённой форме. 

10,

Повторение изученного

Применять полученные знания в разных ситуациях.

11,

Внутрипредметный модуль «Речь»

30ч

Учиться культуре речи (правильности, точности, богатству, выразительности)

Итого

165ч

4.Формы контроля знаний:

  • входной контроль;
  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;
  • тематический контроль;
  • промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;
  • итоговые контроль (годовая промежуточная аттестация).

5.Учебно-методическое обеспечение программы

Для учащихся

Для учителя

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. « Русский язык», учебник ( ч.1 и ч.2 ). Москва. Просвещение 2014.
  • « Рабочая тетрадь» 3класс ( ч.1 и ч.2 ). Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2017.
  • Орфографические словари.

  • « Русский язык» 4 класс ( ч.1 и ч.2 ) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2014.
  • « Рабочая тетрадь» 4класс ( ч.1 и ч.2 ) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2017.
  • Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. « Контрольные и проверочные работы» 4 класс. Москва. Дрофа 2012.
  • Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. « 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку» . Москва. Дрофа 2014.
  • Бакулина Г.А. « Интеллектуальное развитие младших школьников по русскому языку» 4класс. Москва. Дрофа 2011.
  • Кувашова Н.Г. « Сочинения для учащихся 1-4 классов». Волгоград « Учитель» 2011.
  • Контрольно-измерительные материалы 4 класс к учебнику « Русский язык». Москва, издательство « ВАКО» 2016.
  • Русский язык. Контрольные работы . 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Крылова О. Н.2015

6. Список литературы.

  1.  ФГОС НОО.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение».
  3. Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ №53.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение».
  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...