Обобщающий урок по теме имя существительное
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Степанова Олеся Валерьевна

Тема: «Обобщающий урок по теме имя существительное»

Цели: Проверять знания учащихся об имени существительном: изменять по родам, по числам, падежам; правописание корней; написание мягкого знака как показателя рода имен существительных. Формировать у учащихся рефлексивное мышление; умение определять границы пробелов в знаниях, находить пути решения из создавшегося затруднения. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по теме имя существительное37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Обобщающий урок по теме имя существительное»

Цели: Проверять знания учащихся об имени существительном: изменять по родам, по числам, падежам; правописание корней; написание мягкого знака как показателя рода имен существительных.

        Формировать у учащихся рефлексивное мышление; умение определять границы пробелов в знаниях, находить пути решения из создавшегося затруднения.

        Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.

План

I. Орг.момент

Прочитайте пословицы. (1 слайд)

1. Грамоте учиться – всегда пригодится!

2. Ученья корень горек, да плод сладок.

Объясните эти пословицы. Какую пословицу выберем для девиза урока?

У нас урок – путешествие. Дорога будет не легкая. Нам пригодятся наши знания.

Наши тетрадки это бортовые журналы. В них мы будем записывать свои открытия. А мы не ученики, а путешественники.

Кто такой путешественник? Определите какая это часть речи? Что такое имя существительное? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Что мы будем сегодня повторять?

На столах у каждой группы лежат оценочные листы. Сегодня вы будете сами оценивать себя на уроке.

II. Постановка темы урока

Я приглашаю вас в путешествие по острову, который называется «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ». (2 слайд)

Нас ждет сегодня много испытаний на пути.

- чтобы подняться на кораблик, нам нужно зайти на трап. (3 слайд)

III. Чистописание

- Прочитайте слова на экране. (4 слайд)

- Что можно сказать об этих существительных?

- Как вы исследовали эти существительные?

- Какое слово лишнее? Почему?

- какое задание можно выполнить?

- Спишите красиво однокоренные слова. Разберите их по составу.

ПРОВЕРКА.

РЕФЛЕКСИЯ: оцените свою работу на этом этапе.

IV. Работа с предложением

- Начинается синтаксический шторм (5 слайд)

- Какое задание вы можете предложить по этой записи? (6 слайд)

- Запишите предложение.

- Объясните пропущенные орфограммы. Когда пишется «Ь» в существительных после шипящих? Разберите по членам предложение. Чем выражено имя существительное?  

РЕФЛЕКСИЯ: Решили эту проблему? Испытывали ли вы трудности?

- А теперь ребята поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Выберите капитанов.

- У вас на столах лежат карточки. Прочитайте задания, что нужно сделать?

ЗАДАНИЕ – определить, какой частью речи являются выделенные слова и подчеркнуть те, которые являются существительными.

1 группа – Рой пчел кружится над цветущей липой. Рой яму глубже.

Не плачь из-за пустяков. В соседней комнате послышался плачь ребенка.

2 группа – Мы будем печь хлеб. Печь топится.

На полке лежит кусок мыла. Мама мыла дочку.

3 группа – Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.

Варя шила платье. У Сережи нет шила.

Отвечает 1 группа, 2, 3.

РЕФЛЕКСИЯ: Какие трудности встретили? Как проходила работа в группе?

Мы преодолели синтаксический шторм, поедем дальше.

V. ФИЗМИНУТКА (7 слайд)

Упражнения:

1.     Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно

считая до пяти. Повторить 4 – 6 раз.

2.     В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движений глазами в правую

сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 2. Повторить 1 – 2 раз.

Продолжаем наше путешествие. И на нашем пути появляется царь Нептун. (8 слайд). Он приготовил задания. Продолжаем работать в группах. У каждой группы свое задание.

1 и 2 группа будут работать со словарями. Вы будете исследовать слова с помощью словаря. 3 группа будет работать с текстом.

Задание 1 группы: определи с помощью словаря род имен существительных. Шампунь, кофе, рояль, кенгуру, лебедь, какаду.

Задание 2 группы:  определи с помощью словаря род имен существительных. Забияка, сластена, недотрога, обжора, сирота.

Задание 3 группы: Определите род имен существительных. Подчеркните орфограммы в словах.

Озеро, чайка, краб, солнце, море, рыба, песок, берег.

РЕФЛЕКСИЯ: Какие открытия сделали?

- Едем дальше, а впереди у нас возникли рифы. (9 слайд) Что такое риф? (подводные каменистые возвышения, опасные для судов).

- Чтобы преодолеть риф, посмотрите на экран. (10 слайд)

Ветер на море гуляет
И
кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся.

- Прочитайте отрывок. Кто автор? Как называется произведение? Назовите имена существительные. Найдите в тексте однокоренные существительные. Почему их считаете однокоренными? Как вы понимаете слово «корабельщики»? Назовите опасные места в словах. Запишите их в тетрадь. Разберем однокоренные слова по составу.

РЕФЛЕКСИЯ: Какие трудности встретили?

        

А сейчас настало время обеда, и пока наш кок готовит обед, мы выполним следующее задание. (11 слайд)  Скажите, что означает слово КОК? Какая это часть речи?

        Давайте теперь разберем слово повар как часть речи.

РЕФЛЕКСИЯ: Это задание вызвало у вас затруднения?

А сейчас мы подплываем к пальмовому мысу. (12 слайд) Чтобы попасть на пальмовый мыс, нужно выполнить задание.

Спешите текст, вставив, где нужно, буквы и раскрыв скобки. Ставь имена существительные во множественное число. Определите падеж имен существительных.

Текст - Пригрели землю солнеч_ные (луч). На (дер_во) надулись тугие (поч_ка). Скоро прил_тят первые (птица). (13 слайд)

ПРОВЕРКА.

РЕФЛЕКСИЯ: (итог урока)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие правила вы вспомнили? Какие новые слова встретили? Как вы оцениваете свою работу? Что было трудно? Что понравилось? Какие открытия сделали? Вернемся к нашей пословице.

А сейчас капитаны команд возьмут оценочные листы и поставят оценки своей группе. А я посмотрю ваши оценки и завтра вам скажу – согласна ли я с ними.

Мы доплыли с вами до конечной остановки нашего путешествия. И здесь возле берега что мы видим? (14 слайд). Давайте прочитаем зашифрованное слово, которое путешествовало по морю в закрытой бутылке. Надо прочитать по первым буквам изображенных предметов, (15 слайд). 

МОРКОВКА, ОБЛАКО, ЛУК, ОЧКИ, ДОМ, ЦЫГАН.

МОЛОДЦЫ!!!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме:" Имя существительное"

Обобщить знания по теме. Тест: Имя существительное"...

Мастер - класс "Россия- Родина моя". Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Урок обобщения по теме "Имя существительное", 4-5 классы. Используется комплект учебников "Я - гражданин России" №3  Я. В. Соколова...

Обобщающий урок русского языка "Имя существительное".

Этот урок проведён в форме путешествия по Африке. Изучая географические объекты данного материка, его обитателей дети повторяют изученный материал по теме "Имя существительное". В ходе урока дети запо...

Обобщающий урок русского языка "Имя Существительное"

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, как части речи. Развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса слов, совершенствование устной речи. Воспитание любви к родной при...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ"

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Обобщающий урок по теме «Имя существительное» 4 класс

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" 4 класс...