Обобщающий урок по теме «Имя существительное» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_4_klass.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

                              Обобщающий урок по теме «Имя существительное»

4 класс

Цели:

  • повторить и обобщить все знания об имени существительном, полученные за курс начальной школы;
  • повторить правописание безударных падежных окончаний имён существительных;
  • развитие учебной мотивации и познавательного интереса к тайнам родного языка. развитие мышления, речи учащихся;
  • воспитание уважения к родному  языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети  проверяют готовность к уроку, записывают в тетрадях число, классная работа.

2. Введение в тему урока.

На экране  появляется изображение волшебника, который со второго класса обозначало имя существительное.

-Как вы думаете, какова будет тема урока? (Мы будем говорить об имени существительном). 

--Совершенно верно, тема нашего урока: "Обобщение знаний по теме: "Имя существительное".  Мы попытаемся вспомнить всё, что узнали за эти четыре года об имени существительном.

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение, и ответьте, что в нём необычного (с точки зрения нашей сегодняшней темы).

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица:(Оно почти целиком состоит из одних только существительных, а нам всё понятно).

-Словарную работу мы проведём сегодня на основе этого стихотворения. Я буду медленно читать стихотворение, а ваша задача - выписать имена существительные (но не все, а) в форме именительного падежа и единственного числа.

Дети самостоятельно выписывают слова со слуха, а потом проверяют правильность их написания: шёпот, дыханье, серебро, колыханье, свет, ряд.

-Молодцы.

3. Работа по теме урока.

-Имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это  самостоятельная часть речи.

-Что же обозначает само слово "существительное"?

Упражнение 1.

-Спишите слова, распределяя их в два столбика: растение, лисица, инженер, самолёт..

-По какому принципу вы распределили слова? (В первый столбик попали одушевлённые имена существительные, а во второй - неодушевлённые).

Упражнение 2.

-Спишите слова, распределяя их в два столбика: облако, Георгий.

- По какому принципу вы распределили слова? (В первый столбик попали нарицательные имена существительные, а во второй - собственные).

Упражнение 3.

-Спишите слова, распределяя их в три столбика: озеро, пейзаж, равнина.

 -По какому принципу вы распределили слова? (По родам). Как вы это делали? (Пользовались приёмом: чей - мой - м.р. и т.д.). 

Упражнение 4.

-Спишите слова, распределяя их в два столбика: заповедники, орнамент, викторины, комета.

- По какому принципу вы распределили слова? (По числам). 

Какой вывод можем сделать? (В русском языке имена существительные изменяются по числам. Есть имена существительные, которые имеют только форму единственного или только множественного числа.

Упражнение 5.

-Спишите слова, распределяя их в три столбика: полотенце, дверь, молодёжь, дядя, молоко, собака.

-По какому принципу вы распределили слова? (По склонениям). 

-Зачем слова в русском языке разделены на склонения? (Слова одного склонения имеют одинаковые падежные окончания). Дети проверяют по склонениям (сначала первое, потом второе, потом третье.

-Скажите пожалуйста, а отличаются ли падежные окончания имен существительных множественного числа в русском языке? (Да, тоже отличается).

-Какой вывод можем сделать? (В русском языке существует три склонения имён существительных. Склонение имён существительных зависит от формы числа.)

Упражнение 6.

-Просклоняйте имена существительные: школа

Дети сначала указывают падежи русского языка затем склоняют слово «школа».

Как мы склоняем русское имя существительное? (В русском языке имена существительные склоняются (или изменяются по падежам. В русском языке шесть падежей. При изменении по падежам изменяются окончания.)

4. Закрепление знаний о правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Упражнение 7.

-Вставьте пропущенные буквы, обозначьте падеж и склонение имён существительных.

Спать в постельк…, встать с постел…, играть на площадк…, стоять на площа….

Жил в город  Казан…, ехал по пустын… на верблюд…, котлеты из морков… .

Дети проверяют свою работу, сверяя с доской.

5. Проверка знаний.

На завершающем этапе урока проводится тест по теме: "Окончания имён существительных".

6. Подведение итога.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что вам было делать интересно?

- Что на уроке вызвало трудности?

- Остались ли вопросы, которые вам не понятны до сих пор?

7. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме:" Имя существительное"

Обобщить знания по теме. Тест: Имя существительное"...

Мастер - класс "Россия- Родина моя". Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Урок обобщения по теме "Имя существительное", 4-5 классы. Используется комплект учебников "Я - гражданин России" №3  Я. В. Соколова...

Обобщающий урок по теме "Продукты" 3 класс

Обобщающий урок английского языка в 3 классе по теме "Продукты"....

Обобщающий урок по теме "Глагол". 4 класс

Обобщающий урок по теме «Глагол»Цель:Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Глагол»Задачи:-Формирование умения правильно писать окончания и суффиксы у глаголов.-Закрепить умение делать морфолог...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ"

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Обобщающий урок по теме имя существительное

Тема: «Обобщающий урок по теме имя существительное»Цели: Проверять знания учащихся об имени существительном: изменять по родам, по числам, падежам; правописание корней; написание мягкого з...