Фразеология.
план-конспект занятия по русскому языку (1, 2 класс) на тему

Муджири Юлия Александровна

Внеурочное занятие в рамках предметной недели русского языка для учащихся 1, 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy._-_kopiya.docx162.99 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя русского языка.

2017 – 2018 учебный год.

Внеурочное занятие. 1 класс.

Фразеология.

  1. Что мы знаем о фразеологизмах и почему люди их употребляют в речи.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну новую деталь в виде буквы Ф.

Похожее мы можем увидеть и в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой – то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Вот символ фразеологизма (он слился из деталей в букву Ф)

 

                      вода            не                           разлить         =             водой не разольешь

                Например, существуют слова:

вода, не разлить, и как фразеологизм водой не разольешь

провалиться, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться

Так из слов, вернее из сочетаний слов, появляются большинство фразеологизмов.

Слова, соединяясь в такие сочетания, теряют свои прежние значения:

Золотые руки – здесь ничего нет сделанного из золота.

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска самого нет.

        Русский язык очень богат фразеологизмами. Так что же это такое?

Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре , лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение.

        Эти обороты очень украшают нашу речь, делают ее выразительной и образной. Они – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

  1. Учимся отыскивать в тексте и в речи окружающих людей фразеологизмы и использовать их в речи самостоятельно.
  1. Прочитайте рассказ про мальчика Бобу, добавляя недостающие в текст слова. Объясните смысл предложений (у детей текст с рисунками вместо не достающих слов)

Это мальчик Боба. Зовут его Боба – зоопарк. А почему?! На переменах он задирается, как … (петух). А на уроках молчит, как … (рыба). С сестрой Нюськой он льет … (крокодиловы слезы). Зато на бабушку рычит, как … (лев). А перед папой дрожит, как … (заяц). Но вокруг мамы ходит, как … (лиса). Потому что мама покупает ему игрушки.

  1. Фразеологизмов с упоминанием животных достаточно много. Назовем некоторые из них:

Голоден как … волк, хитер как … лиса, труслив, как … заяц, здоров как … бык, изворотлив как … уж, надут как … индюк, нем как … рыба, грязный как …свинья, упрям как … осел, болтлив как … сорока, колючий как … еж.

  1. Определите, где  выражение «ни пуха ни пера» употреблено в переносном смысле. Попробуйте догадаться, как произошел этот фразеологизм, и какой он имеет смысл.

Рано утром мама - квочка в класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись, не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, едва живой, петушок идет домой.

Ковыляет еле – еле он со школьного двора,

А на нем и в самом деле нет ни пуха, ни пера.

  1. Загадки «Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.

О них обычно говорят: водой… не разольешь!

Мы исходили городок буквально вдоль и поперек.

И так устали мы в дороги, что еле… волочили ноги!

Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу окажешь… медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова, поют, кто в лес, кто… по дрова.

Ребята слушать их не станут: от этой песни… уши вянут!

Мне сказали: «Ваш Алеша на уроке сел…Как в калошу!»

Я смеюсь: «Ведь это ложь! Нет таких больших калош!»

  1. Игра «Кто больше?»

Назовем как можно больше фразеологизмов со словами голова, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.

Морочить голову, вскружить голову, потерять голову, как снег на голову, отвечать головой.

Мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, открыть глаза, смотреть чужими глазами.

Задирать нос, вешать нос, зарубить на носу, клевать носом, встретиться нос к носу, водить за нос.

Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, положить зубы на полку, ни в зуб ногой, зубы заггваривать.

Язык без костей, острый на язык, тянуть за язык, язык проглотить, найти общий язык, язык не поворачивается, держать язык за зубами, язык до киева доведет.

Держать ухо востро, пропустить мимо ушей, слышать краем уха, навострить уши, прожужжать все уши, уши вянут.

Валиться из рук, мастер на все руки, прибрать к рукам, умывать руки, сидеть сложа руки, взять себя в руки.

Встать с левой ноги, путаться под ногами, идти в ногу, ног под собой не чуять, потерять почву под ногами.

  1. Узнай фразеологизм в рисунке.

  1. Отгадай, что это?

Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его суют, вмешиваясь в чужие дела (нос)

Он в голове у легкомысленного несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез, на него бросают слова и время, кто их не ценит (ветер)

Не цветы, а вянут, не ладони, а ими хлопают, если чего – то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди (уши)

  1. Прочитайте маленькие тексты и найдите фразеологические обороты, связанные с ногой, руками, головой (подчеркните их и приготовьтесь рассказать)

Когда – то я был с ним на короткой ноге.    Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

        Ведет он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать!

        Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним на свою голову сошлись, то теперь отвечаем за его поведение головой! Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит.

  1. Какие фразеологизмы употребляют ваши друзья, учителя, родители, бабушки, дедушки?
  2. Где можно найти значение фразеологизма?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".

Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Ш...

Фразеология (презентация)

Эта презентация поможет учителям в проведении уроков русского языка (Дидактически материал к урокам русского языка)....

Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"

Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы....

Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.

Сборник представляет собой  подборку стихотворений, игр, занимательных материалов, которые я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности для развития речи младших школьников....

Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.

 Развитие речи, устной и письменной, обогащение словарного запаса - одна из важнейших задач начальной школы. Я нашла привлекательный для себя и моих учеников способ обогащения речи меткими выражениями...

Электронный учебник. Фразеология для любознательных детей.

Электронный учебник. Фразеология для  любознательных детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.   Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материалаХо...

фразеология для детей

буклет, презентация, тест, игры....