Конспект урока по русскому языку на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Иванова Н. Е.

Конспект урока по русскому языку на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy_yazyk.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВПО «Мордовский Государственный Педагогический Институт имени М. Е. Евсевьева»

Факультет педагогического и художественного образования

Конспект урока по русскому языку

на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Выполнила: Иванова Н.

Саранск 2015

Предмет: Русский язык.

Класс: 2

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий твердого и мягкого согласного звука и букв для обозначения данных звуков.

 Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

- обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь;

- различать парные и непарные мягкие и твердые согласные звуки;

- уметь правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки;

- уметь определить орфограммы в представленном предложении.

Личностные:

- создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, к учебному материалу, интереса к изучению нового материала, для  осознания причины успехов в учебе.

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД);

- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других  (коммуникативные УУД);

- ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие; производить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя  (познавательные УУД).

                                          Ход урока

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (познавательные ууд, коммуникативные ууд, личностные ууд)

I. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Порядок на столе,  порядок в голове.

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний.

Проверка готовности рабочего места.

Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.

Минутка чистописания

Индивидуальная работа по каллиграфии (письмо слогов ла, ле, лл с разным видом соединений).

- Оцените свою работу: поднимите зеленый кружочек, если  все правильно и красиво написано; жёлтый  - если необходимо ещё поработать над  данными соединениями; красный – если у вас не получилось написать эти слоги.

Проявлять положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу (личностные  УУД).

            Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы (регулятивные УУД);

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные  УУД).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Орфографическая минутка. (Письмо под диктовку)

Хорошо в лесу в полдень. Зелёные елочки выгибают колючие ветки.

- Подчеркните, пожалуйста, грамматическую основу в этих предложениях.

- Какие орфограммы вы увидели в этих двух предложениях? (безударная гласная в корне слова, сочетание ЧК)

- Правильно. Итак, мы вспомнили с вами изученные орфограммы, а сейчас оцените свою работу и поднимите кружочек нужного цвета.

Уметь определить орфограммы в представленном предложении.

         Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы (регулятивные УУД);

III. Формулирование темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.    

- Прочитайте скороговорку.

Коля просо курам нес,

Замарал он просом нос.

- Повторите скороговорку три раза в быстром темпе.

- Найдите в ней слова, которые отличаются одной буквой.

(Нес-нос.)

- Какими буквами отличаются слова? (гласными О и Е)

- Какой звук обозначает каждая согласная буква?

Учитель делает на доске запись [НОС], [Н, ОС].

- Какие это звуки? Давайте охарактеризуем их. (звонкий, непарный, мягкий и твердый)

- Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Твердые и мягкие звуки и буквы для их обозначения)

- Давайте проверим, правильно ли мы озвучили тему, прочитайте в учебнике на стр. 120.

- Какую цель мы поставим? (формирование  понятий твердого и мягкого согласного звука и букв  для обозначения данных звуков.)

Уметь правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки

Уметь ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме (познавательные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя  (познавательные УУД).

IV. Открытие нового знания.

- Откройте учебник  на стр.120 и давайте посмотрим, какие звуки живут в этих домиках? (согласные).

- Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. (Читают пары звуков по цепочке).

- Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)

-Назовите непарные мягкие звуки. (ч, й, щ)

Упр.193.

- Прочитайте все задания.

- Выберите любое задание, которое вам хочется выполнить.

- Кто приготовил ответ на первый вопрос?  (ответы детей)

- Кто ответит на второй вопрос?

-Кто ответит на третий вопрос?

- Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? (Гласные  буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

- Всегда ли действует это правило?  (Нет. Непарные  твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)

Упр. 194

- Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова. (Пальто, платок, шляпа, платье)

- Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает мягкие звуки. (Пальто, шляпа.)

-Как вы определили? (После них стоит мягкий знак, и гласная Я. Они обозначают мягкость согласных.)

- Прочитайте слова, в которых  буква Л обозначает твердый звук. (Платок, платье. После буквы Л стоит буква А, которая обозначает твердость согласных.)

- Прочитайте правило и скажите, скажите какие гласные звуки, обозначают мягкость согласных?

Уметь различать парные и непарные мягкие и твердые согласные звуки;

Уметь правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки;

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других  (коммуникативные УУД);

       V. Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

V. Первичное закрепление изученного материала.

Упр.195

- Посмотрите на первую пару слов и ответьте на вопрос, который мы ставили в начале урока. (Это зависит от последующей гласной буквы)

- Почему слова отличаются не буквами О и Е, а звуками [Н]

[Н,]? (Буква О обозначает твердость согласных, а буква Е – мягкость согласных.)

Упр. 196

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Сказать, какой звук обозначает пропущенная буква, списать, подчеркнуть букву, которая обозначает твердый звук [С].

(Работа в парах)

- Ребята, давайте вспомним правила работы в парах. (Слушать и принимать мнение соседа, распределить обязанности, кто будет читать, а кто – выполнять)

- Итак, давайте проверим, в каких словах вы подчеркнули букву? (Сом, усами, осы, усы.)

               Уметь правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки;

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других  (коммуникативные УУД);

       Уметь оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД);

VI. Рефлексия. Итог урока.

- Что сегодня на уроке повторили? (мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме)

- Какие буквы обозначают мягкость согласных? (е, ё, ю, я, ь, и)

- Какие буквы обозначают твердость согласных? (а, о, у, ы, э)

- Назовите непарные твердые звуки и мягкие звуки?

(Твердые: ж, ш, ц; Мягкие: й, ч, щ)

- Оцените свою работу на уроке. На столе у вас лежат кружочки красного, желтого и зеленого цвета. Поднимите зеленый кружочек, если  все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; жёлтый  - если необходимо ещё поработать над  данной темой; красный – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

(Учащиеся оценивают свою работу)

Уметь оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД);

VII. Домашнее задание

- Открываем дневники, записываем домашнее задание упр. 197.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: твердые и мягкие согласные звуки

Тема: твердые и мягкие согласные звукиТип урока: открытие новых знаний...

Урок русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс. Школа России....

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 2 класс

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.Программа "Школа России".Учебник: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский язык. 2 класс&qu...

Русский язык 2 класс "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Тип урока - комбинированный...

Конспект урока по русскому языку на тему "Бывают ли у согласных звуков слабые и сильные позиции?"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с орфограммами согласных звуков в слабой и сильной позициях.Планируемые результатыПредметные:- знать определения: слабая и сильная позиции согласных звук...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...