Учебный проект в 1 классе «Ударение».
проект по русскому языку (1 класс) на тему

В период обучения грамоте выяснилось, что часть учеников  неправильно ставят ударение в словах, допускают орфоэпические ошибки при чтении. Как помочь ученикам самим дойти до понимания того,  что современному человеку важно знать и соблюдать основные орфоэпические нормы языка.  Решили провести исследовательскую работу «Ударение». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_proekt.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект «Ударение».


В своей педагогической деятельности я использую метод проектов уже не первый год.  Это очень интересная и в то же время трудоемкая работа.

Для  первоклассников работа над проектом - новый вид работы, поэтому, приступая к изучению новой темы, я  говорю, что на последнем уроке будет предлагаться защита проекта. Далее подробно объясняю цель данного задания. Прежде всего обговариваем, как лучше организовать работу. Работая в группе,  дети учатся слышать и слушать друг друга,  высказывать свое мнение, учатся идти  к цели общими силами. Оцениваются не только знания, сколько труд и усилия учащихся. Если ученик в состоянии изложить результаты совместной работы, ответить на вопросы одноклассников, значит, цель достигнута.

Тему для исследований выбираем всегда вместе, учитывая  интересы и возможности детей. Так в период обучения грамоте выяснилось, что часть учеников  неправильно ставят ударение в словах, допускают орфоэпические ошибки при чтении. Как помочь ученикам самим дойти до понимания того,  что современному человеку важно знать и соблюдать основные орфоэпические нормы языка.  Решили провести исследовательскую работу «Ударение».

Основополагающий вопрос учебного проекта: какую роль играет  ударение в слове?

Проблемные вопросы:

- Почему важно правильно ставить ударение в слове?

- Знаем ли мы особенности современного русского ударения?

Учебные вопросы:

- Что такое ударение?

- Как найти ударный слог?

- В каких случаях знак ударении над гласной не ставится?

- Как ударение меняет значение слова?

- Как ударение помогает сделать букву ясной?

- Какими словарями нужно пользоваться, чтобы правильно произносить слова?

План проведения проекта:

  1. Формулировка тем исследований учеников – первый урок,15 минут
  2. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – второй  урок, 10 минут.
  3. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе - третий урок, 10 минут.
  4. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – четвертый – пятый уроки, по 15 минут.
  1. Подготовка школьниками защиты  проделанной работы  – шестой  урок, 20 минут.
  2. Защита работ – седьмой урок, 20 минут.

  Чтобы обучить технике выделения ударного слога, учу  изменять силу голоса и более длительно выделять ударный гласный звук. Использую прием дирижирования  рукой в воздухе, которое может быть двух видов: движение руки сопровождает каждый слог произносимого слова, ударный слог выделяется более энергичным движением. В результате использования данного приема ребенок контролирует место положения ударного слога в произносимом слове. Также использую  игровые упражнения, как: составление схемы слова, подбор слов по заданному ритму; определение места ударения в слове; придумывание слов по заданной схеме; расстановка ударения.

На уроках детям даю задания, направленные на практическое осмысление темы.

1. В каждом слове - названии выделяйте голосом ударный слог. (Раздаются карточки каждой паре учащихся.)

Заяц, лиса, медведь, овца, баран.

 ( Дети применяют три способа определения ударения в слове.  Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п. – зАяц, заЯц).  Второй способ – «позови» слово (зАяц!).  Третий способ  -  спросить (зАяц?).)

2. Назовите птиц, в названии которых два слога.

Голубь, орел, гусь, чайка, утка.

– Объясните, почему в этих словах два слога?

Вывод: в каждом слове столько слогов, сколько гласных.

 3. Над  словами поставьте знак ударения. На какой слог падает ударение?

Земля, земли, слон, слониха, слоненок.

 Вывод: ударение в русском языке может стоять на любом слоге.

4. Произнесите слово. Послушайте, с одинаковой ли силой они произносятся. Какой гласный звук нужно произнести с большей силой, чтобы слово звучало правильно?

Дети, солнышко, ракета, время, мальчик, заяц.

Вывод: в каждом слове один гласный звук произносится сильнее других. Это ударный гласный звук.  Остальные гласные звуки в слове безударные.

5.  Прочитайте слова, выделяя голосом ударный слог. Что общего заметили?

Клёст, ёлка,  ёжик, течёт, самолёт.

Вывод: в словах с буквой ё знак ударения не ставится, буква ё  всегда ударная.

6. Прочитайте стихотворение.

На улицу просится в дверь
Гладкий, пушистый – не зверь,
С нами в квартире живёт,
Как его Маша зовёт? (Киска).

В каких словах не поставлен знак ударения? Почему?

Вывод: в односложных словах знак ударения не ставится.

7. Может ли от места ударения зависеть смысл слова?

Дети в парах объясняют значения слов.

ЗАмок – замОк. Белки - белкИ. КрУжки - кружкИ.

Вывод:  от места ударения зависит значение слова.

8. Как правильно произносить  эти слова?  Используй орфоэпический словарь русского языка.

Километр, гусеница, задал, звонит, столяр, щавель.
(Ответы:  киломЕтр, гУсеница, зАдал, звонИт, столЯр, щавЕль.)

9. Запишите четворостишие по памяти. Над  словами поставьте знак ударения. Подчеркните  безударные гласные в корне слова.

 На берёзе теремок,
Не висит на нём замок.
Дверь открыта для жильца
Говорливого скворца.

10.  Выпишите   слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Вода, река, лесной, стена, окно, полёт, листок,  лиса,  леса.

Вывод: чтобы правильно написать безударную гласную, нужно изменить слово так, чтобы она стала ударной.

11.Измените место ударения в выделенном слове. Что заметили? 

ВолнЫ  -  вОлны, стрУны - струнЫ

Вывод: изменив место ударения в слове,  можно получить  другую грамматическую форму.

12. Выполните задания  теста.

1.Слог, который произносится сильнее, называется…

А.    ударный

Б.     безударный

2. Найдите ошибку в постановке ударения:

А.    пОнял

Б.    пОняла

3. Найдите слово с ударением на третьем слоге:

А.   инструмент

Б.    корова

4. Выберите слово, в котором не надо  ставить знак ударения:

А.    ели

Б.    торт

5. Выберите слово,  в котором ударение помогает проверить   безударную гласную в корне слова:

А.    плоды

Б.    плод

(Ответы:1А, 2Б, 3А, 4Б, 5Б)

- Оцените на волшебной линеечке ваше умение определять в словах ударение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"

В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....

Урок - учебный проект 2 класс. Объем фигуры

Урок-учебный проект по математике соответствует новым стандартам начального образования....

Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...

Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»

Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...

Мастер- класс «Организация учебного исследования и учебного проекта»

ФГОС НОО ставит перед учителем задачу формирования УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного...